Тарифы – на снижение.
На исходе пандемии тарифы на авиадоставку из Европы и Китая приходят к докризисным значениям, – считают аналитики Первой экспедиционной компании (ПЭК). При этом указывается, что стоимость авиадоставок из Европы снижается быстрее, чем из Китая.
Сегодня авиатранспортировка 1 кг груза из Европы в Россию обходится в среднем около 3 евро, в то время, как в пиковый период пандемии, с марта по май, стоимость авиаперевозки была более чем в 3 раза выше – до 10 евро за 1 кг, а по импорту достигала 10–15 долл. за 1 кг на отдельных направлениях. Ставки на внутрироссийские и экспортные авиаперевозки все это время не менялись.
Стоит помнить также, что общий объем авиаперевозок за период пандемии сократился в 3–4 раза. Повышение тарифов было связано с отсутствием регулярного авиасообщения из–за закрытия международных границ. Таковы данные экспертов ПЭК по итогам оперативного анализа конъюнктуры рынка.
Ставки на авиадоставку из Европы быстрее возвращаются к докризисным значениям. Более того, европейские тарифы уже вернулись к уровню начала 2020 года. С чем это связано?
– Ставки на авиадоставку из Китая начиная с середины июня также начали возвращаться к докризисному уровню, – уточнил руководитель направления ВЭД компании «ПЭК» Сергей Сафонинков. – Сейчас тариф колеблется в пределах 4,5 долл. за 1 кг. Однако это все равно больше, чем в июне 2019–го, на 10–15%. Но в связи с тем, что после запуска регулярного авиасообщения спрос на авиаперевозки относительно высокий, тарифы снижаются не так быстро, как на европейском направлении.
В настоящий момент, по данным компании, тарифы на
авиаперевозки из Китая в среднем выше на 25–30%, чем до пандемии, в том числе и в осенний период прошлого года. Например, если сейчас на груз весом 500 кг ставка 4,5 долл./кг, то осенью прошлого года клиент мог бы рассчитывать на тариф около 3,5 долл./кг при прочих равных.
Сергей Сафонинков не исключает прямой зависимости восстановления объемов авиаперевозок от оживления экономики Поднебесной. В этой связи объемы перевозок могут восстанавливаться дольше: выход на прежний уровень прогнозируем к Китайскому новому году – 2021. Причина в том, что восстановление рынков сбыта после пандемии может занять более продолжительное время, чем возобновление авиационного трафика. «Импортеры в данный момент будут чаще отдавать предпочтение менее дорогостоящим способам доставки, чем авиаперевозка. Таким образом, предложение авиаперевозчиков может превысить спрос, за счет чего тарифы будут снижаться быстрее, чем восстанавливаться грузопоток, но в рамках прогнозируемого периода», – пояснил корреспонденту «ТР» эксперт ПЭК.
В целом на темпы восстановления авиафрахта влияют открытие внешних границ ряда государств и запуск пассажирских перевозок. Отмечается, что число бортов увеличивается с каждым днем.
– Во время пандемии рейсы продолжали совершать лишь небольшое количество авиакомпаний, в их числе: Korean Air Cargo, Air Bridge Cargo и Аэрофлот, Turkish Airlines, DHL Aviation и другие, – отметил Сергей Сафонинков. – Сейчас объем предложения практически вернулся на докризисный уровень.
В ПЭК ожидают, что до докарантиного уровня ставки опустятся к осени 2020 года. Речь идет об усредненных показателях, поскольку тарифы, как правило, действуют только в течение недели и зависят от таких факторов, как вес, объем, характер груза, спрос и предложение, аэропорт вылета, аэропорт прилета, топливные сборы, параметры компании–перевозчика.
Аналитик прогнозирует, что после пандемии часть авиакомпаний начнет прорабатывать возможность быстрого переоборудования своих воздушных судов с пассажирских на грузовые. Доработка механизма оперативного переоборудования пассажирских судов в грузовые позволит авиакомпаниям компенсировать возможные потери в случае повторных ограничений на перелеты из–за закрытия внешних границ между странами. Так как этот процесс трудоемкий и длительный, авиаперевозчикам потребуются квалифицированный штат сотрудников, сертификация переоборудованных самолетов, а также программное обеспечение, позволяющее правильно размещать грузы как в грузовом отсеке, так и в салоне самолета.
Наша справка
ПЭК создана в 2001 году. Филиальная сеть насчитывает 206 отделений и охватывает более 100 тыс. населенных пунктов в России, обеспечивая грузосообщение с Казахстаном, Европейским союзом и Китайской Народной Республикой. Компания организует логистический сервис полного цикла. Помимо перевозки сборных и генеральных грузов компания обеспечивает транспортировку авто–, авиа–, железнодорожным и морским транспортом, оказывает услуги ответственного хранения и складской обработки, организует логистический сервис для интернет–магазинов. Логистическими услугами ПЭК ежегодно пользуются 3,5 млн клиентов, в числе которых как крупные производственные и торговые предприятия, так и средний и малый бизнес.
Шамиль БАЙБЕКОВ