Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Отрасль в путах пандемии

Гражданская авиация: внешние факторы кризиса

Прогнозов, связанных с постпандемийным выходом авиаотрасли из глубочайшего кризиса, сделано немало. Корреспондент «ТР» обратился к экспертным заключениям авторитетных представителей и организаций воздушного транспорта с целью обобщить прогнозный вал информации.

Сегодня уже никто не исключает возможность и третьей, и четвертой и последующих волн атаки страшного вируса. Однако пандемия заложила куда более глубокие кризисные трещины. Назовем их факторами.

НАРОД НИЩАЕТ
Снижение платежеспособного спроса населения признается сегодня всеми. С высокой точностью оценивать данный фактор в рамках сокращения количества путешествующих и монетарно на текущем этапе преждевременно, так как экономика, искусственно поддерживаемая правительствами большинства развитых и развивающихся стран, пока находится в стадии «реанимируемой

Фактор снижения платежеспособного спроса в ряде стран, наложившись на другие факторы, усугубляющие проблемы гражданской авиации, окажет существенное влияние на сроки восстановления отрасли.

МВФ и Мировой банк прогнозируют сокращение мирового ВВП на уровне 4,4–5,2% по итогам 2020 года.

НА СМЕНУ ПОЛЕТАМ — ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЕ
Кто бы мог подумать, что невинные переговоры посредством IT-технологий способны создать реальные риски для целой транспортной отрасли. Но сегодня это факт: мы наблюдаем снижение спроса на авиаперевозки из-за роста общения в режиме онлайн и новых корпоративных тревел-политик. По данным Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА), ряд корпораций вдвое сократили расходы на бизнес-поездки.

ЧТО ПРЕДЪЯВИТЬ ВИРУСУ?
По данным Росавиации, с января по декабрь 2020 года российские авиакомпании перевезли 69,17 млн пассажиров, что на 46% меньше, чем годом ранее. Пассажирооборот за 12 месяцев достиг отметки в 153,43 млрд пассажирокилометров (–52%). В декабре 2020 года перевезены более 5 млн пассажиров, снижение по сравнению с аналогичным периодом 2019 года составило 43%; пассажирооборот — 10 млрд пассажирокилометров, что на 56% меньше показателя декабря 2019 года.

Аналитики IATA утверждают, что показатель RPK (выполненный пассажирооборот) сократился более чем на 60% в 2020 году по сравнению с 2019-м годом, а возвращение на докризисный уровень произойдет уже не ранее 2024 года.

КОГДА ВОССТАНОВИТСЯ ОТРАСЛЬ?
Полному коллапсу мировой авиаотрасли не позволили случиться три основных фактора: внутренние пассажирские и мировые грузоперевозки и меры господдержки авиапредприятий, о которых уже было сказано.

В IATA подсчитали, что общемировой спрос на внутренние перевозки сократился меньше, чем на международные, в том числе за счет восстановления авиасообщения в Китае и России. В ассоциации прогнозируют, что и рынок внутренних авиаперевозок в США восстановится быстрее, чем ожидалось. По данным IATA, по темпам восстановления лидируют китайские авиаперевозчики. Они, по прогнозу, могут вернуться к прибыльности гораздо раньше других стран.

Также IATA отметила позитивную роль грузоперевозочного сегмента. По подсчетам IATA, в 2020 году доля выручки от грузовых перевозок выросла на 24% — до 36%.

Ключ к восстановлению — повторный перезапуск отрасли с осуществлением мер, согласованных через Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) для обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа.

АВИАЦИЯ УЖЕ НЕ БУДЕТ ПРЕЖНЕЙ?
Интересный взгляд по этому поводу выражает вице-президент по анализу компании Teal Group (предоставляет услуги по анализу и прогнозированию рынка) Ричард Абулафия. В частности, он предсказывает, что после эпидемии коронавируса авиакомпании:
• будут экономить и откладывать деньги;
• выберут самолеты меньшего типоразмера и наиболее эффективные;
• будут летать по большему количеству маршрутов из точки в точку (то есть прямыми рейсами), отказавшись от старых узловых маршрутов, которые требовали, чтобы мы летели из одного города в другой как минимум в два этапа через узловой аэропорт в крупном мегаполисе.

Ясно одно: переориентация на внутренний рынок и соответствующие типы самолетов может стать серьезной прививкой для отрасли от различного рода локдаунов. Россия здесь не исключение. Региональные воздушные суда отечественного производства мы уже производим. Осталось задействовать производство самолетов малой вместимости для местных авиалиний.

Шамиль БАЙБЕКОВ

Полностью статью «Отрасль в путах пандемии» можно прочитать в №12 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться