В графе «количество погибших» в коммерческой гражданской авиации России за 2020 год – ноль
Для эксплуатантов такой показатель – не пустая цифра. Она в прямом и переносном смыслах дорогого стоит. К ней стремятся, хотя, к сожалению, достичь ее не всегда удается, особенно в масштабах страны. В 2020 году нулевой предел – результат многотрудной работы авиакомпаний и аэропортовых служб – достигнут.
Достойная оценка
«Безопасность полетов была и остается одним из важнейших приоритетов в деятельности Росавиации и ее территориальных органов. В 2020 году при выполнении регулярных и нерегулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров на самолетах в России не погиб ни один пассажир и ни один член экипажа».
Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта РФ Александр Нерадько.
Работа авиаторов по достоинству оценена главным европейским инспектором. Важный вклад в повышение уровня безопасности полетов вносит регулятор.
С целью поддержки функционирования систем управления безопасностью полетов Росавиацией разработаны более 150 рекомендаций по безопасности полетов, которые были включены в 12 тематических информаций по безопасности полетов и 20 приказов по результатам расследований 36 авиационных происшествий.
На особом контроле
Отсутствие жертв еще не значит отсутствие авиапроисшествий. Они были, и каждое скрупулезно расследовалось. Основными факторами опасности, приведшими к авиационным происшествиям в 2020 году, стали ошибки и нарушения в деятельности персонала авиатранспортной системы, а также отказы авиационной техники.
В 2020 году произошел ряд опасных сближений, что потребовало издания приказа Росавиации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности полетов при обслуживании воздушного движения», предусматривающего персональное участие руководства Госкорпорации по ОрВД в комиссии по расследованию авиационных событий, связанных с нарушением установленных интервалов эшелонирования.
Росавиацией продолжено осуществление контроля реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности операций на взлетно–посадочных полосах, включая внедрение системы управления безопасностью полетов операторами сертифицированных аэродромов.
Согласно директивным письмам Росавиации организована и проведена подготовка организаций гражданской авиации к работе в осенне–зимний и весенне–летний периоды. По поручению Росавиации в аэропортах Российской Федерации продолжено проведение тренировок по эвакуации с летного поля воздушных судов, потерявших способность двигаться.
Дополнительной мерой, направленной на снижение рисков для безопасности полетов, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами, является оказанное содействие операторам аэродромов с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов, связанных с выявлением и ликвидацией незаконных полигонов бытовых отходов.
Тяжбы с застройщиками
Газета не раз обращалась к теме бездумной застройки территорий, относящихся к приаэродромным зонам. Как выяснилось, проблема все еще находится в повестке дня. Александр Нерадько сообщил, что в 2020 году была проведена работа по установлению приаэродромных территорий. Необходимость ее обусловлена обеспечением безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропортов и исключения негативного воздействия оборудования аэродромов и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.
По состоянию на март 2021 года Росавиацией приняты решения об установлении приаэродромных территорий в отношении 167 из 200 аэродромов гражданской авиации. Все решения приняты с 1-й по 7–ю подзоны, за исключением аэродромов Московского авиаузла (установлены в составе с 1–й по 6–ю подзоны).
Не установлены приаэродромные территории в отношении 33 аэродромов, из которых в отношении 10 имеются разногласия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Основная причина разногласий – это конфликт между операторами аэропортов и застройщиками на наличие ограничений на развитие населенных пунктов в границах 7–й подзоны и полигонов твердых коммунальных отходов в границах 6–й подзоны.
Росавиацией совместно с Правительством РФ, Минтрансом России, субъектами регионов, операторами аэродромов и Роспотребнадзором проводятся работы по решению имеющихся разногласий, созданию унифицированной методики расчета границ 7–й подзоны.
Для вертодромов и посадочных площадок
За 2020 год в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств поступили 427 сообщений об угрозах совершения актов незаконного вмешательства. В этот же период службами авиационной безопасности аэропортов были выявлены и пресечены 5 попыток несанкционированного проникновения на объекты гражданской авиации, а также 47 223 попытки проноса пассажирами предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте.
В октябре 2020 года издано постановление Правительства Российской Федерации № 1603, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности.
«В настоящее время Минтрансом России создана межведомственная рабочая группа, результатом работы которой должна быть переработка данного постановления и, соответственно, установление приемлемых требований по обеспечению транспортной безопасности для вертодромов и посадочных площадок без снижения уровня их защищенности». яндекс
Александр Нерадько.
Шамиль БАЙБЕКОВ
Полностью статью «Без абсолютной погрешности» можно прочитать в №15 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.