Для начала, во избежание недомолвок, несколько слов о достижениях авиаотрасли. Прошлогодние ориентиры на отрезке январь–октябрь по основным позициям превышены почти на треть. Скептики укажут на низкую прошлогоднюю отчетную базу, обусловленную, как известно, жесточайшим кризисом. Однако этот довод теряется в рекордных цифрах абсолютных показателей. Напомню лучшие достижения отечественной гражданской авиации, отмеченные в новейшей истории государства: пассажирооборот – 122,6 млрд пассажиро-километров, грузооборот – 3,69 млрд тонно–километров, перевозки пассажиров – 49,8 млн человек и грузоперевозки – 779,4 тыс. тонн. Так вот, уже сегодня можно с максимальной долей вероятности утверждать, что вся эта отчетность будет обновлена. Впрочем, по таким позициям, как пассажиро– и грузооборот, рекорды уже состоялись, и в отчетности последних двух месяцев года их планка будет только повышаться.
Даже при нынешних темпах производства отрасль по итогам года вполне может рассчитывать на 55 и более млн обслуженных пассажиров, а также на не менее 900 тыс. тонн перевезенных грузов. Словом, привес ожидается солидный, несмотря на традиционное сезонное снижение в доминирующем пассажироперевозочном сегменте.
Тем временем отчетность Росавиации наглядно демонстрирует, что все без исключения эксплуатанты подвержены издержкам капризного рынка. И ни у одного из них нет иммунитета от сезонных, кризисных, административных и прочих понижающих факторов. Это наглядно прослеживается на примере октябрьской отчетности Росавиации. Ситуация здесь неоднозначная. Пассажирооборот за месяц «подсел» сразу на 13%, потянув за собой показатель пассажироперевозок, который, хочется надеяться, достиг своей предельной глубины снижения (–15,4%). С другой стороны, продолжает расти грузооборот (+5,3%), что, в свою очередь, благотворно сказывается на темпах роста грузоперевозок (+ 6%). Ситуация объясняется известной цикличностью деятельности эксплуатантов и предрекалась нами в обзоре сентябрьской отчетности. Отмечается в целом и снижение эффективности использования воздушного парка. Так, процент занятости кресел снизился сразу на 2,7 пункта, а коммерческой загрузки – почти на 2. Отрадно видеть продолжающуюся позитивную динамику, указывающую на снижение задержек вылетов. Худший усредненный показатель здесь у «Северного Ветра» – 22%, то есть компания задерживает каждый пятый вылет. Лучший – у Аэрофлота, впрочем, в абсолютных величинах эксплуатант по–прежнему в числе лидеров по долговременным задержкам, уступая только коллегам из «Уральских авиалиний». А отслеживаемый нами «Небесный экспресс» наконец–то навел порядок в плане своевременности взлетов, снизив этот показатель до менее среднестатистического.
В разрезе авиакомпаний производственная динамика следующая. В сегменте пассажироперевозок царит дружный негатив. «Большая пятерка» недобрала к сентябрьским объемам более 11%. При этом показатели четырех эксплуатантов лучше данного ориентира, и только Трансаэро спикировала на целых 19,8%. Понятно, что все команды лидирующей группы сохранили за собой прежние места на турнирном отрезке.
Не изменилась диспозиция и в нижеследующей десятке. И ситуация здесь не лучше. Средняя величина снижения за месяц составила чуть более 20% (дабы не повторяться, отметим, что ни один из пассажироперевозчиков не превысил свой сентябрьский результат). ГТК «Россия», сохраняя здесь первую позицию, не смогла сократить отставание по пассажирообороту от замыкающих первый квинтет «Оренбургских авиалиний», тем самым снизив вероятность перехода в элитную группу и усиления в ней аэрофлотовской команды.
Перестановки рокировочного типа в замыкающей турнирную таблицу двадцатке компаний внесли некоторое разнообразие в достаточно унылую и неприветливую осеннюю динамику. Наибольший спад здесь продемонстрировал «Татарстан» (–41,5%), что позволило дебютанту лиги «Ай Флай» оттеснить конкурента с 22–й позиции. Кстати, этот чартерный перевозчик – один из немногих, помимо, разумеется, аэрофлотовского конгломерата, которому Росавиация согласовала сразу 3 зимних чартерных рейса (Москва – Зальцбург). Эта небольшая преференция – хорошее подспорье для маленькой компании в период межсезонья.
У грузоперевозчиков, как говорилось выше, сальдо положительное. Однако и здесь не все так гладко. Из 35 эксплуатантов, заявленных в отчете Росавиации, 16 показали минусовой баланс грузоперевозок за октябрь. Причем двое из них – «Волга–Днепр» (–14,2%) и «Трансаэро» (–1,5%) – занимают соответственно третью и пятую позиции в турнирной таблице, что не служит хорошим примером для остальных. Однако и лучший результат в грузоперевозочном сегменте, если взять за основу стабильность показателей, у набирающего темпы «Аэростарза» (87,7%) и команд из лидирующего квинтета – «Полета», укрепившего сентябрьскую динамику роста сразу на 20%, и Аэрофлота, увеличившего свой темп на 14,5%. Разумеется, формальными лидерами отчетного списка считаются «МЧС России» (+843%), «224 летный отряд» (+117%) и «ИрАэро» (+35,7%). Но мы–то знаем о серьезном сентябрьском недоборе этих эксплуатантов. К примеру, компания «МЧС России» месяц назад продемонстрировала не менее феноменальный результат, только со знаком «минус».
В целом наибольшую стабильность в октябре показали авиакомпании, занимающие места с 6 по 10. У них и самый высокий средний процент «успеваемости» – (7,3%), что заметно больше показателя большой грузоперевозочной пятерки – (4,7%).
Несмотря на «рваные» темпы роста, больших перестановок не отмечено и в данном сегменте. Привычной рокировкой ограничились «КАПО Авиа» и «Алроса», соответственно 14 и 15 места, а аутсайдер прошлого месяца «Московия» покинула место в престижном списке, уступив его вернувшейся, возможно ненадолго, «КрасАвиа».
До календарного финиша осталось два месячных этапа. Они же, согласно спиралевидной закономерности развития отрасли, должны стать для грузоперевозчиков самыми «тучными». Надеюсь – так и случится. А пассажироперевозчиков, судя по всему, ожидает нелегкий «мертвый сезон».
Сравнительные показатели перевозок пассажиров за 2009 и 2010 годы
Сравнительные показатели перевозок грузов и почты за 2009 и 2010 годы
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.