Отношение производителей к качеству авиаГСМ предопределено государством
Х Международная конференция «Авиатопливо–2021», организованная Центром стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА), еще раз показала неоднозначность понимания участниками гражданского авиасегмента перспектив регулирования всей цепи топливозаправочного комплекса.
БИОКЕРОСИН ВАМ В ПОМОЩЬ
Эпидемия коронавируса привела к торможению экономического развития и, соответственно, к заметному очень серьезному снижению спроса на все виды моторного топлива, в том числе на авиакеросин, сообщил об очевидном факте в рамках обзора топливного рынка Дмитрий Терентьев, менеджер по развитию бизнеса компании Argus Media.
Этот фактор вызвал снижение спроса на нефть. Снижение цен на нефть привело к снижению стоимости авиакеросина. По всему миру ситуация была одинаковая – обвал цен.
Перерабатывающие компании, видя такое падение цен на авиакеросин, сразу снизили, во–первых, загрузку нефтеперерабатывающих заводов и, во–вторых, изменили структуру выхода продукта. Это случилось как раз в весенний период, когда уменьшилось производство керосина, а дизтоплива – увеличилось. Подобная ситуация наблюдалась на всех нефтеперерабатывающих заводах Европы и Азии. Россия не стала исключением.
Неудивительно, что в прошлом году стала активно обсуждаться тема биокеросина, который относят к альтернативным видам топлива. Одно из препятствий по продвижению биокеросина на рынок – его дороговизна. Он стоит дороже традиционного топлива.
РЕЗЕРВОВ НЕТ
Согласно прогнозам, по итогам этого года объемы пассажирских перевозок вырастут по отношению к 2020 году на 15%, – отметил заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров, заметив, что корректнее сравнивать, конечно, с 2019 годом, к которому объем пассажирских перевозок составит порядка 40%.
При этом большие надежды возлагаются на внутренние перевозки. По расчетам АЭВТ, объем пассажирских авиаперевозок по итогам года составит порядка 80 млн человек, из них внутренний рынок – порядка 70 млн пассажиров, что фактически приблизится к уровню 2019 года, когда были перевезены на внутренних линиях порядка 73 млн человек. Надежды на восстановление международного рынка до 2024 года пока нет.
Большую часть выступления Борис Шокуров посвятил убыткам. «В прошлом году пассажирские авиакомпании, выполняющие 99% пассажирских перевозок, закончили свою деятельность по итогам 9 месяцев с операционным убытком 145,8 млрд руб.! – отметил он. – Мы ожидаем, что по итогам года убытки по пассажирским перевозкам составят 200 млрд руб. Поэтому мы были вынуждены хоть как–то обратить внимание органов исполнительной власти, что без поддержки нам будет сложно избежать каких–то потрясений в столь сложный период».
Выступавший напомнил, что авиакомпании закончили 2018 год с операционным убытком 55 млрд руб., в основном это было вызвано резким скачком цен на топливо. 2019 год авиакомпании закончили с операционным убытком 38 млрд руб.
Финансовая нагрузка, накопленные убытки, колоссальные на протяжении особенно последних нескольких лет, безусловно, будут влиять и на другие процессы.
Сейчас по ценам ГСМ уже вышли на уровень 2019 года.
ДЖЕНЕРИКИ–МУТАНТЫ
«Как видим, стоимость авиатоплива пока не зашкаливает, что, впрочем, для авиакомпаний, потерявших солидную часть рынка и, соответственно, доходов, является слабым утешением. А как дела с качеством ГСМ? Все так же», – безрадостно констатирует Лидия Ковба, руководитель испытательной лаборатории ФГУП ГосНИИ ГА, связывая качество авиационных горюче–смазочных материалов и безопасность полетов.
В настоящее время процесс обеспечения полетов воздушных судов авиаГСМ регулируется экономическими рычагами по рыночным законам, а также гражданским и уголовным кодексами РФ.
«В результате проведенных изменений в регулировании процессов авиатопливообеспечения воздушных перевозок и по результатам исследований качества авиаГСМ и спецжидкостей в рамках расследований летных происшествий и инцидентов, в отрасли, по нашему мнению, сформировался риск возникновения авиационного события с тяжелыми последствиями по причине применения авиаГСМ, обладающий высокой вероятностью реализации».
Лидия Ковба
ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСПЕШНО ТОРПЕДИРУЮТСЯ
Стоимость авиабилетов, подешевевших в прошлом году, к лету вернется на уровень 2019 года и пойдет вверх в 2022–м, спрогнозировал тенденцию председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев. Аргументировал он это тем, что авикомпаниям нужно закрываться или повышать тарифы. Отметим, что не в первый раз интересы эксплуатантов выражает представитель аэропортового сегмента. И это верно – куда воздушным гаваням без лайнеров? Поэтому тема топливообеспечения актуальна для обоих сегментов. И одинаково болезненна. Это подтвердил своим выступлением гендиректор ассоциации «Аэропорт» ГА Виктор Горбачев.
В настоящее время в гражданской авиации практически отсутствует какое–либо нормативное регулирование в области авиаГСМ. Сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние на обеспечение безопасности полетов.
В обращениях к Минэнерго предлагалось ускорить принятие решения о разработке процедур и методологии выполнения требований, исключающих возможность нахождения в обороте авиационного топлива ненадлежащего качества по всей цепочке от производства, хранения до транспортировки и заправки ВС, и четко прописать все процедуры изъятия из обращения авиационного топлива, не соответствующего требованиям. Такие рекомендации присутствуют в Руководстве ИКАО по поставкам реактивного топлива в гражданской авиации. Однако все эти обращения остались без должного внимания.
Для выхода из создавшегося положения Минтрансом России были подготовлены дополнения в ФАП–128 «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ». К сожалению, Минэкономразвития России дало отрицательный отзыв на данный проект, сославшись на избыточность обязанностей и чересчур жесткие требования.
Есть опасения, что и все последующие проекты документов в области контроля авиаГСМ будут торпедироваться согласующими министерствами.
Шамиль БАЙБЕКОВ
Полностью статью «Авиатопливо: цена качества» можно прочитать в №24 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.