Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Аэронавигационных планов громадье

Аэронавигационных планов громадьеПредварительными итогами деятельности Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ за 2010 год и перспективами ее развития в 2011 году поделился ее руководитель Валерий Горбенко.

Аэронавигационных планов громадьеПредварительными итогами деятельности Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ за 2010 год и перспективами ее развития в 2011 году поделился ее руководитель Валерий Горбенко.
Главной задачей, которая стояла, стоит и будет стоять всегда перед предприятием, Валерий Михайлович назвал обеспечение безопасности воздушного движения. «За прошедший год не было ни одного авиационного происшествия, причиной которого специалисты назвали бы некачественную работу соответствующих служб госкорпорации», – подчеркнул он.
В целом статистика службы соответствует ее монопольному статусу. В прошедшем году над территорией Российской Федерации выполнены 1 109 663 полета (в 2009 году – 987 969 полетов). Таким образом, за год объем аэронавигационного обслуживания увеличился на 12,32%. Примечательно, что 676 879 полетов выполнены иностранными, а 432 784 – российскими авиаперевозчиками. Заметим, что крен в сторону зарубежных направлений обусловлен в немалой степени совершенствованием структуры воздушного пространства. В 2010 году, с вводом в действие 41 воздушной трассы, их общее количество составило 809 (в 2009 г. – 829), из которых 486 международных протяженностью 441 600 км и 319 – внутренних протяженностью 168 416 км.
Специалисты госкорпорации провели большую работу по утверждению границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения в России, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства, а также установили постоянные опасные зоны и зоны ограничения полетов. Это позволило повысить эффективность использования воздушного пространства путем реконфигурации 41 маршрута организации воздушного движения, границ зон и районов организации воздушного движения, рубежей приема и передачи управления воздушными судами, в том числе маркированных точек пролета государственной границы с Финляндией, Беларусью, Украиной, Китаем, Монголией, США. В 2010 году разработаны для введения 20 новых маршрутов организации воздушного движения.
Заметим, что одна из программ, в которой активно участвует предприятие, предполагает организацию аэронавигационной деятельности, в том числе за пределами границ нашей страны. Как известно, Россия входит в Координационный совет «Евразия», который был создан в ноябре 1999 года для координации нормативно–правового и технического обеспечения функционирования систем организации воздушного движения, развития структуры международных воздушных трасс, подготовки кадров, организации и проведения совместной работы национальных органов планирования воздушного движения. Сюда входят также Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Азербайджан. В 2008 г. участники совета подписали договор о создании международной организационной службы МАС «Восток». Смысл – в унификации воздушного законодательства участников совета с целью организации в перспективе полетов по принципу «единое небо». В настоящее время решается задача создания единой организации потока воздушного движения. Для этого, подчеркнул Валерий Горбенко, у нас уже установлены и экспериментально отработаны системы организации потоков между Россией, Узбекистаном и Казахстаном. Касательно финансирования, каждый участник эксперимента оплачивает свои расходы, а автоматизацию процесса оплачивает Россия из средств госкорпорации.
Немаловажной считается подготовка структуры воздушного пространства планируемых к созданию укрупненных центров организации воздушного движения в Якутске и Хабаровске. В настоящее время структура организации воздушного движения включает в себя 75 центров, из них: 1 главный центр, 7 зональных, 51 районный (из них 18 с правами планирования) и 16 вспомогательных районных центров. В полном объеме функционируют два укрупненных автоматизированных центра организации воздушного движения (Московский и Ростовский). «Задача госкорпорации – прийти к 13 укрупненным центрам. Это связано не только с управлением, но и с технологической модернизацией», – пояснил необходимость столь серьезного реформирования предприятия Валерий Горбенко.
Одним из красноречивых результатов технологической модернизации стала возможность введения в действие с ноября минувшего года новых Федеральных правил использования воздушного пространства России, разработанных специалистами Госкорпорации по ОрВД с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Этот действенный механизм либерализации использования воздушного пространства позволил приблизить нас к мировым аэронавигационным стандартам. Важным моментом здесь явилось введение уведомительного порядка использования воздушного пространства для многочисленных любителей авиации. Новые правила разграничили ответственность между командиром воздушного судна и диспетчером. Изменился порядок предоставления полетно–информационного обслуживания, аэронавигационной и метеорологической информации.
Основным направлением деятельности по техническому перевооружению Единой системы организации воздушного движения являлось выполнение мероприятий, запланированных в Федеральной целевой программе (ФЦП) «Модернизация ЕС ОрВД (2009–2015 годы)» на 2010 год, с поставщиками российской промышленности. Приоритетными направлениями этой деятельности стали модернизация технического обеспечения воздушных трасс и создание укрупненных центров управления воздушным движением, а также модернизация технического обеспечения полетов воздушных судов в районе аэродрома.
Продолжена работа по созданию, развитию и поддержанию эксплуатационной готовности Единой системы фиксированной спутниковой связи (ЕС ФСС ОрВД). В минувшем году введено в эксплуатацию оборудование для организации международных спутниковых каналов связи между центрами организации воздушного движения Магадан, Анадырь, Петропавловск–Камчатский, Мыс Шмидта, Мурманск (Россия) и соответствующим центром в Анкоридже (США).
В 2010 году продолжалась реализация мероприятий ФЦП «Совершенствование Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007–2010 годы)». За период действия программы в 2007–2010 годах оснащены новыми радиолокаторами 22 трассовые позиции.
В условиях угрозы террористических актов в минувшем году продолжалась реализация мероприятий по обеспечению защищенности объектов организации воздушного движения от актов незаконного вмешательства. Были выполнены работы по монтажу системы контроля за службой охраны территории филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением», автоматизированной системы контроля доступа в служебные помещения объекта, а также автоматической системы пожарной сигнализации в технологическом здании. Завершено проектирование комплекса инженерных средств защиты и технических средств охраны шести объектов организации воздушного движения и здания Ростовского зонального центра филиала «Аэронавигация Юга».
«Показатели по выполнению неплохие, – оценил работу своей команды Валерий Михайлович. – Бюджетную составляющую по всем ФЦП мы выполнили на 99%». Возможно, недостающий процент есть результат недоработок ОАО «Концерн ПВО «Алмаз–Антей» – монопольного подрядчика госкорпорации, в том числе по реализации проекта строительства нового технологического здания филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», которое планируется завершить в нынешнем году. Значимость Московского центра в Единой системе организации воздушного движения страны никем не оспаривается. «Здание в этом году будет закончено», – уверен Валерий Горбенко. Однако решить задачу окончание строительства не позволит. Дело в том, что «начинку» объекта – новую автоматизированную систему управления и планирования использования воздушного пространства, которая должна сменить Московскую АС УВД «Теркас», согласно контракту должно сдать все то же ОАО «Концерн ПВО «Алмаз–Антей». Причем также к ноябрю текущего года. «У нас окрепла уверенность в том, что «Алмаз–Антей» не сможет выполнить условия контракта в сроки. Когда проект будет введен в эксплуатацию, я не хочу говорить. Этот вопрос я задавал генеральным конструкторам, осуществляющим его. Они тоже затрудняются сказать», – поделился нерадостными предположениями руководитель госкорпорации.
Но нельзя сказать, что аэронавигаторы не были готовы к такому стечению обстоятельств. Для подстраховки создана резервная система, которая пока не решает технические задачи в полном объеме. «Мы планируем довести ее возможности до полномасштабных требований и к ноябрю ввести в строй. После этого «Теркас» будет переведен в резерв», – пояснил Валерий Горбенко. Так предполагается работать до создания полноценного продукта.
Говоря о ближайших, на текущий год, перспективах, руководитель госкорпорации отметил следующие из них. В ноябре 2011 года предполагается внедрение сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов в воздушном пространстве России (RVSM). Внедрение RVSM повысит уровень безопасности полетов и увеличит пропускную способность элементов структуры воздушного пространства. В свою очередь увеличение пропускной способности позволит сократить задержки вылетов воздушных судов на 40–45%, достичь в общих объемах экономии авиационного топлива до 5%, а также сократить выброс вредных веществ в атмосферу на 3%. В перспективе планируется внедрение системы захода не посадку с непрерывным снижением. «Для этого необходимо очень серьезно проработать вопросы радионавигационного оборудования на земле. Европа и США тоже в начале этого пути. Система позволит еще больше экономить топливо и кратно снизить выбросы. Движемся к ней в зависимости от возможностей – наличия тех же финансовых средств», – заметил Валерий Горбенко.
Одной из серьезных задач он назвал переход с 5 марта в соответствии с решением федеральной ассамблеи ИКАО на обслуживание международных полетов диспетчерским составом, имеющим уровень английского по шкале ИКАО не ниже 4–го. В настоящее время обеспеченность предприятия специалистами такого уровня знания английского языка составляет 55,4%. Территориально этот уровень колеблется в следующих пределах: «Аэронавигация Северного Урала» – 100%, Камчатаэронавигация – 87%, «Аэронавигация Северо–Запада» – 72%, «Аэронавигация Центральной Сибири» – 67%, «Аэронавигация Дальнего Востока» – 65%, «Аэронавигация Западной Сибири» – 61%, «Аэронавигация Юга» и «Аэронавигация Северо–Востока» – 58%, Московский центр автоматизированного управления воздушного движения – 54%, «Аэронавигация Урала» – 48%, «Аэронавигация Центральной Волги» – 46%, «Аэронавигация Северо–Восточной Сибири» – 45%, «Аэронавигация Восточной Сибири» – 44%, Татаэронавигация – 41%, «Аэронавигация Севера Сибири» – 35%.
Относительно стоимости услуг госкорпорации ее руководитель пояснил, что «тарифы на аэронавигационные сборы у нас устанавливает Федеральная служба по тарифам. Это правильно, поскольку мы являемся монополистами. Вопросы тарификации международных маршрутов обсуждаются с ИАТА. К сожалению, мы с этой организацией пока не пришли к взаимопониманию. Очередная встреча намечена в Швейцарии. Предполагается для иностранных судов поднять ставки сборов на 9,5% на трассах и около 5% в районах аэродромов. Год уже начали, а ставки сборов у нас не поднимались. В прошлом году общий рост тарифов на аэронавигационное обслуживание составил в среднем 12,3%». Этот факт Валерий Горбенко нашел отрадным. В январе этого года тенденция продолжилась. «Мы надеемся, что так будет идти и далее. Это нас радует. Но надежды в этом году на повышение ставок сборов у нас мало. По российским пользователям это однозначно не произойдет».
Вряд ли последнее огорчит наши авиакомпании, по мнению которых, объем и качество предоставляемых госкорпорацией услуг не соответствуют запросам пользователей. Эксплуатанты по–прежнему считают, что механизм учета потребностей пользователей воздушного пространства недостаточно отработан. При этом стремление монополиста к повышению тарифов проявляется регулярно, независимо от уровня предоставления платных услуг. У производителей и получателей услуг сохраняется конфликт интересов, так как фактически плата за аэронавигационные услуги воспринимается последними как обязательный «налог». В результате эксплуатанты все еще не могут оплачивать только нужные им услуги.

Шамиль Байбеков,
обозреватель «ТР»


просмотры:

375

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться