Инструментальное подтверждение качественных характеристик авиакеросинов в портативном исполнении
Безопасность на транспорте в целом и в авиации в частности становится ключевым фактором успешности развития экономики любого государства.
ОСТАНОВКА НА ПОЛПУТИ
В мировой практике сложились две системы регулирования авиационной деятельности в области авиаГСМ: государственная система и частная система на коммерческой основе.
Система обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации СССР долгие годы работала и доказала свою эффективность.
На сегодняшний день Россия, нивелировав систему государственного контроля в вопросах авиатопливообеспечения, не определилась в конечном итоге со своими приоритетами и не закрепила их документально. Мы остановились где–то посередине пути, не создав новый периметр законодательных актов, сохраняя остаточные фрагменты советской системы – с одной стороны, и включили коммерческий компонент в систему авиатопливообеспечения – с другой.
РАЗБАЛАНСИРОВКА
Современная ситуация в отечественном авиатопливообеспечении характеризуется самоустранением государства от контроля за качеством выпускаемого авиатоплива, что повлекло за собой разбалансировку всей системы. Возникли прецеденты обнаружения в топливе нехарактерных веществ и соединений, несущих эксплуатационные риски для авиатехники, влекущие высокие риски летных происшествий.
ОПАСНЫЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ
На диаграмме 1 представлена структура причин предпосылок к летным происшествиям.
Как видно из диаграммы, столбец «некондиционное топливо» составляет больше половины исследованных причин отказов летной техники.
Причина лежит на поверхности: сегодня конечный продукт производства законодательно не обязан соответствовать нормам летной годности.
Отсутствие актуализации и обязательного применения документальной базы в отношении процедур авиатопливообеспечения, помимо снижения качества самого топлива, привело к опасным прецедентам обнаружения в топливе таких веществ, как полисилоксаны и механические примеси.
Определение упомянутых компонентов на сегодня не предусмотрено нормами Технического регламента.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Для выхода из создавшейся ситуации стране необходимо определиться со стратегическим выбором модели регулирования вопросов летной годности, включая вопросы подтверждения качества авиаГСМ, закрепив решения законодательно. Для специалистов очевидно, что должен состояться возврат государства к контролю всего периметра авиатопливообеспечения в новом формате хозяйствования.
При этом порядок приоритетов обязан быть возвращен: безопасность полетов и, следовательно, человеческая жизнь обязаны быть выше коммерческой компоненты.
ОТПЕЧАТОК ПАЛЬЦА
Портативный переносной прибор ERASPEC – экспресс анализатор, Фурье–спектрометр – надежное подтверждение качества продукта на протяжении всего его жизненного цикла, от завода–изготовителя до заправки в борт.
Прибор позволяет контролировать основные параметры топлива согласно требованиям Техрегламента на основании созданной Базы данных спектров товарного топлива, протестированного в аккредитованной лаборатории по ГОСТ 10227.
В приборе воплощен метод сравнения испытуемого образца топлива и уже известных образцов по принципу «отпечатка пальца» и его дальнейшая идентификация с коэффициентом достоверности результата. Автоматический ввод пробы, ее термостатирование и наличие встроенного плотномера для определения плотности товарных топлив согласно ASTM D 4052 позволяют достичь максимально достоверных результатов.
СПЕКТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
На сегодняшний день известно три способа наполнения библиотеки данных вышеназванного прибора.
1. Характеристики топлива, указанные в паспорте качества производителем или продавцом, самостоятельно заносятся в прибор самим пользователем c их присвоением созданному спектру образца – это и есть так называемый отпечаток пальца топлива.
2. ГосНИИ ГА ведет работу по созданию собственной базы авиатоплив и готов оказать помощь на коммерческой основе.
3. 25 ГосНИИ МО РФ также ведет работу в этом направлении и готов оказать помощь на коммерческой основе.
Минимальная библиотека данных для прибора составляет порядка 40 спектров, но чем большим будет их количество, тем достовернее будет результат определения. Хорошая библиотека содержит сотни спектров – это идеальная база.
В нее заносятся данные не только качественных, но и некачественных топлив, и, таким образом, прибор имеет возможность опознать брак.
Перед заправкой «в крыло» оператор в режиме online нажатием одной кнопки получает результат за пару минут, согласно которому прибор «узнает» или «не узнает» образец испытуемого топлива, планируемого к заправке в бак. Таким образом, в случае некондиции вероятность попадания исследуемого топлива в топливный бак ВС равна нулю.
КОЭФФИЦИЕНТ ДОСТОВЕРНОСТИ
ERASPEC оценивает качество топлива с коэффициентом достоверности, позволяя оператору допустить к заправке «в крыло» только качественное топливо, сводя к нулю риски летных происшествий.
Алгоритм формирования и применения Электронного паспорта авиатоплива используется в практике Научного центра «Сигнал» Федеральной службы технического и экспортного контроля России при осуществлении мероприятий экспортного контроля.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Существует аналогичное решение проблемы для автомобильных топлив.
Концепция применения электронного паспорта в режиме online для подтверждения происхождения топлив и их показателей качества уже применяется ВИНК (вертикально–интегрированная нефтяная компания).
ПАО «Газпром Нефть» включило данное решение в программу «Нефтеконтроль» при розничной реализации бензина и дизтоплива.
На сегодня в стране эксплуатируются свыше 100 приборов, из них порядка 50 шт. на борту мобильных лабораторий для контроля качества автомобильных топлив.
Надеемся, что предложенная концепция будет поддержана сообществом профильных специалистов, одобрена руководителями заинтересованных государственных и коммерческих структур, найдет свое применение в отрасли и займет достойное место в комплексной системе обеспечения безопасности полетов.
Татьяна ВОЛОВИК, генеральный директор ООО «Петротех»
Полностью статью «Ключевой фактор» можно прочитать в №38 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.