Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Улететь, чтобы вернуться…

В Совете Федерации рассмотрели меры государственной поддержки, направленные на обеспечение доступности авиаперевозок для жителей Дальнего Востока

На территории субъектов ДФО и Арктической зоны приходится около 65,5% площади всей России, но проживают здесь лишь 9,7% населения страны. По сравнению с западной частью России эти макрорегионы характеризуются относительно низким уровнем развития инфраструктуры, что существенно ограничивает возможности развития экономического потенциала и повышения качества жизни населения. Например, в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском АО отсутствует железнодорожное сообщение, а плотность автомобильных дорог составляет менее 6 км на 1 тыс. км2 территории, в Якутии даже при наличии железной дороги аналогичные показатели плотности железнодорожных путей и автодорог составляют 3 и 4 км на 1 тыс. км2 соответственно.

При отсутствии наземного сообщения с труднодоступными удаленными населенными пунктами ДФО и Арктики воздушный транспорт остается единственным надежным способом круглогодичного сообщения как внутри региона, так и с соседними субъектами Федерации и центральными районами России.

УСПОКАИВАТЬСЯ РАНО
Обеспечение транспортной доступности для жителей Дальнего Востока и Арктики стало темой совещания «О финансировании программы субсидирования пассажирских авиаперевозок в Дальневосточном федеральном округе в 2022 году», которое провела в формате видеоконференции заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова.

В мероприятии участвовали сенаторы РФ, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, представители профильных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов ДФО, региональных авиакомпаний и экспертного сообщества.

«Обеспечение транспортной доступности является необходимым условием успешного развития Дальнего Востока, — подчеркнула Галина Карелова, открывая дискуссию. — Мы видим, что благодаря принимаемым Правительством РФ мерам по повышению доступности авиаперевозок их объемы увеличиваются, однако социологические опросы показывают, что порядка 40% жителей ДФО не удовлетворены авиационной доступностью».

В настоящее время государственная поддержка обеспечения доступности воздушных перевозок в/из ДФО и Крайнего Севера осуществляется в рамках двух программ субсидирования согласно правилам предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта № 1242 и № 215. По словам заместителя директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Ильи Белавинцева, в 2018 году общий объем субсидий составлял порядка 7,7 млрд руб., в 2021 году — 21,4 млрд руб., что является беспрецедентным для ГА. В текущем году это позволит перевезти по льготным тарифам порядка 4 млн пассажиров. «Мы ведем работу по настройке и совершенствованию программ субсидирования перевозок на Дальний Восток. В отличие от текущего года, когда в оперативном режиме принимались решения о выделении дополнительных средств из резервного фонда Правительства РФ, в проекте бюджета на 2022 год уже заложен объем субсидий в размере 26 млрд руб., что позволит распределить эти средства в текущем году и исключить негативные моменты, когда все субсидируемые билеты выкупаются уже в начале года», — пояснил представитель Минтранса.

Действительно, в этом году многие дальневосточники столкнулись с дефицитом льготных авиабилетов. Например, в Магаданской области продажа билетов по субсидируемым тарифам на рейсы группы компаний «Аэрофлот» («Россия», «Аврора») из дальневосточных пунктов была открыта 2 января 2021 года, но уже 12 января 2021 года авиакомпании прекратили продажу в связи с полным освоением выделенных из федерального бюджета средств на выплату субсидий.

Эта проблема носит систематический характер, так как объем выделяемых из федерального бюджета средств на выплату субсидий не соответствует потребности жителей в авиабилетах. По постановлению № 215 на 2021 год Магаданской области на маршрут Москва — Магадан — Москва выделены 52,8 млн руб., что позволило обеспечить только 7340 мест.

Аналогичная ситуация с ажиотажным спросом на субсидируемые авиабилеты ежегодно возникает и на Сахалине, где билеты раскупаются в течение 3-10 дней. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.01.2021 № 84 расширение списка категорий пассажиров, имеющих право на приобретение авиабилетов по льготному тарифу в целях повышения доступности авиаперелетов для дальневосточников, привело к дефициту авиабилетов по маршруту Южно-Сахалинск — Москва — Южно-Сахалинск.

По причине нехватки бюджетных лимитов региональные авиакомпании «Якутия» и «Алроса» не получили квоту по наиболее востребованным рейсам из Якутска в Москву и Санкт-Петербург и из Мирного в Санкт-Петербург, хотя ежегодно по этим направлениям осуществляются перевозки более 370 тыс. пассажиров (39% от общего пассажиропотока). Расчетный размер требуемой субсидии по этим маршрутам составляет 233,2 млн руб. К слову, при распределении Минтрансом России финансовых средств авиарейсы Чита — Москва — Чита и Чита — Санкт-Петербург — Чита также не вошли в перечень субсидируемых маршрутов.

Как сказал Илья Белавинцев, принято решение по настройке системы автоматического субсидирования магистральных, региональных и местных пассажирских перевозок на 100% от потребности. Также будет вестись работа по совершенствованию программ субсидирования, изменению системы распределения субсидий с учетом объемов перевозок в прошлые периоды и коэффициента подвижности по каждому региону.

ДО МОСКВЫ — ДЕШЕВЛЕ
Участники совещания были едины во мнении, что развитие внутрирегиональных авиаперевозок из-за ограниченности собственных средств субъектов невозможно без участия федерального центра. Вопрос ценовой доступности пассажирских перевозок воздушным транспортом внутри регионов по-прежнему остается одним из острых, несмотря на то, что в 2021 году общий объем внутрирегиональных субсидий составил порядка 4 млрд руб.

Кроме того, в настоящее время действуют льготные условия обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) услуг (по ставке 0% — бессрочно) в области внутренних пассажирских перевозок, оказываемых воздушным транспортом на территории ДФО, что позволяет снизить стоимость перевозки и сделать их более доступными для населения. По словам и. о. директора Департамента бюджетной политики в отраслях экономики Министерства финансов РФ Екатерины Раймхен, речь идет о более чем 40 млрд руб. выпадающих доходов.

Если средний тариф по маршруту Якутск — Москва (6 часов лета) составляет 24 150 руб., Якутск — Санкт — Петербург — 23 150 руб., Мирный — Санкт -

Петербург — 20 210 руб., то стоимость авиабилета в одну сторону по маршруту Жиганск —

Якутск (время в пути 1 ч. 45 мин.) составляет 20 410 руб., Черский — Якутск (время в пути

3 ч. 50 мин.) — 37 400 руб. Нетрудно посчитать, во что выльется авиаперелет для семьи из четырех человек и какие суммы нужно закладывать в семейном бюджете, чтобы вывезти детей на море!

По маршруту Москва — Магадан — Москва можно взять билет по так называемым плоским тарифам за 13 770 руб. в одну сторону и за 22 950 руб. — туда-обратно. В направлении Южно-Сахалинск — Москва в экономическом классе стоимость билета по «плоскому тарифу» составляет 14 300 руб. и 23 800 руб. в направлении туда и обратно. Немудрено, что у многих жителей Дальнего Востока и Арктики вызывает, мягко говоря, недоумение тот факт, что дешевле долететь до Москвы, чем добраться из своего населенного пункта до республиканского, областного или краевого центра.

В настоящее время обеспечение доступности и расширение сети местных воздушных перевозок населения — это полностью прерогатива субъектов РФ, однако среднестатистический пассажир не обязан разбираться в хитросплетениях того, из чего формируется стоимость авиабилета, какую долю в тарифе составляют субсидии, какое участие в этом принимает федеральный бюджет и, наконец, какими возможностями располагает субъект Федерации для развития сети местных авиаперевозок.

Исторически авиаперевозки на местных авиалиниях являются более дорогими по отношению к маршрутам в аэропорты МАУ. Ценовая политика на местных авиалиниях не отличается гибкостью, хотя ежегодно в региональных бюджетах предусматриваются субсидии авиаперевозчикам на компенсацию недополученных доходов в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров и багажа.

Например, правительство Магаданской области на финансирование 11 внутрирегиональных маршрутов тратит из бюджета более 270 млн руб. в год.

Из бюджета Камчатского края двум местным перевозчикам выделяется порядка одного млрд руб. ежегодно на субсидирование авиаперелетов в межмуниципальном сообщении для жителей Камчатки. На 2021 год общая заявленная потребность авиакомпаний составляет порядка 1,2 млрд руб., однако, исходя из возможностей бюджета Камчатского края, дефицит на субсидирование местных воздушных перевозок составляет 732,3 млн руб.

На Сахалине объем выделяемой субсидии на авиаперевозки пассажиров на межмуниципальных маршрутах на 2021 год составляет 825,6 млн руб. В связи со снижением бюджетной обеспеченности Сахалинской области средств, выделенных из местного бюджета на субсидирование этих перелетов, для удовлетворения спроса населения недостаточно.

На Чукотке региональные власти осуществляют субсидирование пассажирских авиарейсов на 64 внутрирегиональных маршрутах. В 2020 году в окружном бюджете на эти цели было предусмотрено финансирование в размере 358,5 млн руб. В 2021 году потребность ГП «ЧукотАВИА» составляет 564 млн руб., в то время как из окружного бюджета могут выделить только 244, 9 млн руб.

В Республике Саха (Якутия) за последние 5 лет по специальным тарифам перевозится в среднем 34,7 тыс. пассажиров в год (12,6% от общего объема авиаперевозок на местных линиях), что обеспечивает мобильность на минимальном уровне. Уровень авиационной подвижности на местных направлениях на воздушном транспорте в Якутии в 4 раза ниже, чем по России. Из республиканского бюджета на субсидирование полетов по маршрутам от районных центров Арктической зоны до узлового аэропорта Якутск и внутрирайонным направлениям в 2020 году были направлены 54 млн руб., перевезены 4,5 тыс. пассажиров. На 2021 год также предусмотрена субсидия в размере 54 млн руб. и запланирована перевозка 4,6 тыс. пассажиров. Увеличение объемов субсидирования авиаперевозок внутри республики не представляется возможным ввиду ограниченности средств республиканского бюджета.

Кроме этого, в РС(Я) реализуется программа субсидирования авиаперевозок по социально значимым маршрутам в 23 районах республики, 70% от стоимости экономического тарифа финансируется также за счет средств республиканского бюджета.

Механизм субсидирования внутрирайонных авиаперевозок реализуется с 2002 года и позволяет снижать авиационные тарифы для всего населения без возрастных ограничений. Количество социально значимых маршрутов увеличено с 57 в 2002 году до 210 в 2020 году.

По итогам 2020 года по социально значимым маршрутам Республики Саха (Якутия) выполнен 801 рейс, выделены субсидии в размере 268,3 млн руб. На 2021 год предусмотрена субсидия в размере 268,3 млн руб. на выполнение 789 рейсов в 23 районах.

Правительством Республики Саха (Якутия) неоднократно ставился вопрос о необходимости софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при обеспечении доступности местных воздушных перевозок населению и расширения сети местных воздушных линий. При условии субсидирования половины стоимости авиабилета объем государственной поддержки по 35 маршрутам из аэропортов Якутск, Мирный, Полярный составит 2,7 млрд руб. с расчетным пассажиропотоком 255,7 тыс. человек в год.

Надо сказать, что с аналогичными проблемами сталкиваются и региональные власти соседнего Сибирского федерального округа. Так, по оценкам министерства транспорта Красноярского края, для обеспечения перевозок по внутрирегиональным и местным воздушным линиям на территории Красноярского края необходимая потребность из средств федерального бюджета составляет 834 млн руб.

В Республике Бурятия из республиканского бюджета ежегодно выделяются средства на возмещение выпадающих доходов авиакомпаниям, осуществляющим пассажирские перевозки воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Бурятия. В 2017 году — 39,3 млн руб., в 2018, 2019, 2020 и 2021 годах — по 62,3 млн руб.

Кроме этого, муниципальным образованиям в Республике Бурятия предоставляются субсидии на компенсацию выпадающих доходов авиаперевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки на территории муниципальных образований, которые составили в 2017 году 505,5 тыс. руб., в 2018 году — 2,2 млн руб., в 2019 году — 2,6 млн руб., в 2020 году — 2,4 млн руб., в 2021 году — 2,5 млн руб. В целом потребность в финансировании из бюджетов разных уровней на развитие местных пассажирских перевозок и открытие новых маршрутов в Республике Бурятия составляет более 130 млн руб.

Республика Тыва, которая входит в перечень 10 субъектов РФ с наиболее сложной социально-экономической ситуацией, вообще не может принимать участие в субсидировании авиаперевозок в рамках постановления № 1242, поскольку помощь из федерального бюджета оказывается при условии предоставления финансовых средств из регионального бюджета в размере более 60% предельного размера субсидии. Таких денег у региона нет. В результате отсутствие субсидирования межрегиональных авиарейсов не позволяет населению республики с низким уровнем дохода воспользоваться услугами авиаперевозчиков.

ЗВЕЗДА ВОСТОКА
Стоимость пассажирских авиаперевозок на Дальнем Востоке снизится благодаря масштабной программе субсидирования перелетов по социально значимым маршрутам. Правила предоставления средств на эти цели утвердил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Решение коснется 20 востребованных направлений, таких как Хабаровск — Якутск, Петропавловск-Камчатский — Южно-Сахалинск, Владивосток — Чита, Комсомольск-на-Амуре — Благовещенск. Стоимость перелета при этом составит от 2,2 тыс. до 10,9 тыс. руб. (в одну сторону) в зависимости от маршрута. На эти цели выделяется 1,58 млрд руб. Благодаря господдержке в этом году запланированы не менее 1780 рейсов с льготными билетами, сниженным тарифом смогут воспользоваться 100 тыс. человек.

Это стало возможным благодаря созданию единой дальневосточной авиакомпании на базе АО «Авиакомпания «Аврора» с интеграцией региональных авиакомпаний, принадлежащих субъектам ДФО.

Как сказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, этот проект преследует три главные цели: сделать перелеты на Дальний Восток более доступными и удобными для жителей страны; повысить эффективность регионального авиационного комплекса путем модернизации флота за счет воздушных судов российского производства; обеспечить безопасность полетов.

«С учетом планов по раскатке новых маршрутов, увеличению количества рейсов по существующим маршрутам и увеличению количества пассажиров на 2022 год предусмотрены 5,9 млрд руб. для перевозки порядка 400 тыс. пассажиров по 36 социально значимым маршрутам, — сказал Алексей Чекунков. — Ожидаемый рост пассажиропотока в 2023 году — до 600 тыс. пассажиров на 46 маршрутах, в 2024 году — 720 тыс. пассажиров на 51 маршруте. Однако в проекте федерального бюджета не заложено финансирование на 2023-2024 годы — 7,1 млрд руб. и 7,8 млрд руб. соответственно. В рамках корректировок бюджета будем добиваться увеличения этого объема».

По мере того как будет увеличиваться количество рейсов, модернизироваться флот и расти эффективность работы авиакомпании, будет сокращаться объем субсидий в расчете на выполняемый рейс, заявил Алексей Чекунков. «Смысл приобретения каждым регионом пакета авиакомпании «Аврора» и поглощения «Авророй» крупнейших региональных авиапредприятий заключается в том, чтобы дальневосточный авиационный комплекс работал как единый холдинг с едиными стандартами обслуживания пассажиров, безопасности и эффективности. 45 самолетов, которые по суперльготным условиям поставляются по программе Минпромторга, ни одно регио-

нальное авиапредприятие никогда не потянуло бы. Конечная цель — унифицированный флот и унифицированный сервис», — подчеркнул он.

В текущем году «Аврора» уже выполнила 591 рейс и перевезла 25 тыс. пассажиров, проинформировал первый заместитель генерального директора — директор Приморского филиала авиакомпании «Аврора» Дмитрий Тыщук. Он поддержал высказанную идею об объединении двух программ предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта: по постановлению Правительства РФ от 25.12.2013 № 1242 и постановлению Правительства РФ от 13 июля 2021 года № 1172. «Предлагаем средства, заложенные в программе № 1242, направить в следующем году на софинансирование 50% маршрутов внутри регионов Дальнего Востока, чтобы совместно с авиакомпаниями, входящими в группу, построить маршрутную сеть с учетом потребностей регионов и снизить тарифы», — заявил Дмитрий Тыщук.

Также он предложил обнулить аэропортовые сборы для всех социально значимых маршрутов, по которым будет летать «Аврора», чтобы снизить потребность авиакомпании в федеральном субсидировании; установить обратный акциз на авиакеросин для дальневосточного региона; объединить все ФКП и все аэропортовые активы, принадлежащие регионам, в единую структуру.

«Минтранс в настоящее время проводит анализ того, насколько объединение ФКП позволит повысить эффективность их работы. Ежегодный бюджет ФКП составляет порядка 4 млрд руб., и каждый год мы выходим на дополнительное финансирование. Кроме того, есть запрос от регионов по расширению сети аэропортов, входящих в ФКП, что также сопряжено с выделением дополнительных средств. В ближайшее время будет формализовано решение, направленное на повышение эффективности их работы», — прокомментировал Илья Белавинцев предложение об объединении ФКП в единую структуру.

БУДЕМ ЖИТЬ
Как показывают социологические опросы, значительная часть населения Дальнего Востока хотела бы уехать из региона, причем еще большая доля хотела бы, чтобы переехали их дети. Среди главных проблем регионов ДФО жители отмечают низкую транспортную доступность, высокие цены на авиаперелеты, слабый уровень здравоохранения, образования, благоустройства городской среды, отмечается в подготовленном ВТБ аналитическом исследовании «Приоритеты государства и бизнеса на Дальнем Востоке. Инвестиции в социально-ориентированную инфраструктуру как фактор регионального развития» (август, 2021 год).

Учитывая низкую авиационную подвижность (в 4 раза меньше, чем в среднем по России), необходимы инвестиции в аэропортовую инфраструктуру регионального и местного значения (аэродромы и посадочные площадки), а также расширение программ субсидирования авиаперевозок, подчеркивают эксперты. Ограничения, связанные с техническим состоянием и степенью износа аэропортовой инфраструктуры, негативно влияют на экономическую эффективность перевозок и итоговую величину тарифа для пассажиров.

Субсидирование льготных пассажирских авиаперевозок является главным механизмом, способным увеличить транспортную подвижность населения ДФО и обеспечить связность населенных пунктов региона. На данные программы в России выделяются десятки миллиардов рублей в год, причем на субсидирование дальневосточных направлений приходится более половины всех федеральных средств. Однако спрос на льготные авиабилеты в несколько раз превышает объем выделяемых ассигнований: имеющийся объем субсидий не позволяет снизить тариф до приемлемых значений (средняя цена билета на перелеты внутри ДФО — около 16-17 тыс. руб. в одну сторону). В итоге для большей части населения авиаперевозки по-прежнему остаются малодоступными. Чтобы жители Дальнего Востока и Арктики не разочаровались окончательно и не начали паковать чемоданы, крайне важно продолжать увеличивать финансирование данного направления.

Несмотря ни на что, подавляющее большинство опрошенных жителей Дальнего Востока сохраняет оптимизм относительно долгосрочных перспектив округа, они уверены, что в регионе возможно комфортное проживание.

Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться