О перспективах единой авиакомпании
На полях Транспортной недели — 2021 Росавиация провела отраслевую конференцию «Дальневосточная авиакомпания. Первые шаги и перспективы развития».
Эффективность мер поддержки единой дальневосточной авиакомпании и перспективы ее развития за «круглым столом» обсудили руководитель Росавиации Александр Нерадько, глава Республики Бурятия — председатель правительства Республики Бурятия Алексей Цыденов, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, первый заместитель генерального директора авиакомпании «Аврора» Дмитрий Тыщук, управляющий директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Иван Печорин, врио начальника управления государственных туристических проектов и безопасности туризма Татьяна Меньшикова, генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании Евгений Дитрих, вице-президент фонда «Центр стратегических разработок» Татьяна Горовая.
Решение руководства страны о создании объединенной дальневосточной авиакомпании в 2019 году стало новой возможностью для жителей Дальневосточного региона, для их жизни и работы. Были поставлены задачи: повысить транспортную доступность всех регионов ДФО, обеспечить авиасообщением сотни населенных пунктов, увеличить авиационную подвижность и повысить качество обслуживания пассажиров, отметил Александр Нерадько.
Он напомнил, что соответствующие задачи были поставлены еще в сентябре 2019 года на Восточном экономическом форуме, где Президент России Владимир Путин пояснил, что при определении долгосрочной стратегии развития Дальнего Востока в середине 2000-х годов была сделана ставка именно на максимальную открытость этого региона, на его тесную интеграцию в экономическое, транспортное, образовательное и гуманитарное пространство Азиатско-Тихоокеанского региона, а также на развитие международного и пограничного сотрудничества, инвестиционно-технологическое партнерство.
Создание на базе авиакомпании «Аврора» альянса с региональными авиаперевозчиками стало результатом совместной работы Минтранса, Минвостокразвития России, Росавиации и региональных властей. Одна из ключевых целей объединения — доступность авиабилетов. Консолидация усилий позволяет новому альянсу не только расширить свое присутствие на Дальнем Востоке, но и вести ответственную и разумную ценовую политику.
Наша справка. «Аврора» (АО) — дальневосточный авиаперевозчик с базами в воздушных гаванях Южно-Сахалинска, Хабаровска и Владивостока, созданный в 2013 году на базе компаний «Сахалинские авиатрассы» и «Владивосток Авиа». Самолеты авиакомпании совершают полеты в небольшие городки и поселки Приморья, в основные города Дальнего Востока и Сибири, а также в столицы и мегаполисы КНР, Южной Кореи и Японии.
Принципиальное решение — выстроить структуру на базе авиакомпании «Аврора» — было принято во второй половине 2020 года. С этой целью авиакомпания была выведена из состава группы «Аэрофлот». Дальневосточный авиаальянс будет формироваться на базе единого стратегического плана развития. Прогнозируется, что в новую группу войдут авиакомпании: «Якутия», «Полярные авиалинии», «Алроса», «Хабаровские авиалинии», «Сибирская легкая авиация» (СиЛА), «Камчатское авиапредприятие», «Авиашельф» (летает под названием «Тайга»), «ЧукотАвиа».
Между тем Дмитрий Тыщук назвал иное количество участников альянса. По его словам, кроме «Авроры», речь идет еще о пяти авиакомпаниях: «Якутия», «Полярные авиалинии», «ЧукотАвиа», «Хабаровские авиалинии» и «Камчатское авиапредприятие».
Таким образом, точное число участников группы можно будет назвать по итоговому решению регуляторов.
Предполагается, что юридически авиакомпании группы сохранят свою самостоятельность, но, действуя в рамках единого плана, организуют единую маршрутную сеть, единую систему продаж, единую тарифную политику и единый план закупок преимущественно отечественной авиатехники. При этом авиакомпания «Аврора» получает в доверительное управление блокирующие пакеты (25% + 1 акция) всех авиакомпаний, входящих в группу. «Золотая акция» останется у государства. Таким способом принятие ключевых решений закреплено за Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Уже разработана перспективная сеть из 535 маршрутов, которая позволит связать между собой 410 аэропортов и посадочных площадок в Дальневосточном федеральном округе. Единой авиакомпании поставлена задача увеличить авиаперевозки внутри Дальневосточного федерального округа в два раза, с 1 млн пассажиров в 2019 году до 2 млн в 2025 году. Около 300 тыс. должно ежегодно перевозиться на местных линиях, около 1,7 млн — на межрегиональных.
Перевозки будут осуществляться по социально значимым маршрутам, включая 66 межрегиональных и 469 — местных (в пределах одного региона ДФО). Сформирован график поставок 45 новых российских воздушных судов, первое из которых выйдет на линии уже в этом году. Осуществляется государственная поддержка по линии Минвостокразвития и Минтранса России, реализуются расширенные программы субсидирования межрегиональных перевозок, запланирована модернизация аэродромной инфраструктуры. Все это должно обеспечить дальневосточникам комфортные и надежные авиаперевозки на регулярной основе.
Таким образом, число авиакомпаний в дальневосточном регионе не увеличится. Однако небольшие региональные компании с маленьким флотом менее стабильны и финансово устойчивы, поэтому укрупнение перевозчиков, консолидация и специализация на определенном типе самолета дадут положительный эффект, гораздо более ощутимый, чем несколько разрозненных компаний, пояснил еще в мае генеральный директор АО «Авиакомпания «Аврора» Константин Сухоребрик.
Необходимость решения проблемы авиатранспортной доступности в регионе отметил Алексей Цыденов. «Потребность населения в мобильности в данном регионе очень высокая. Рейсы в среднем заполняются на 80% даже с учетом пандемии», — пояснил он.
Татьяна Меньшикова указала на взаимную заинтересованность туристской и авиатранспортной отраслей. «С одной стороны, расширение сети авиамаршрутов и повышение доступности регионов для туристов способствуют увеличению ассортимента и повышению привлекательности отечественных турпродуктов, а значит, и росту внутреннего туризма. С другой — наращивая поток, туриндустрия обеспечивает загрузку воздушных судов и стимулирует пассажирооборот», — отметила она.
«В целях решения задач по связанности регионов ДФО, обеспечению круглогодичных межрегиональных и местных авиаперевозок по доступным ценам Правительством России в 2021 году принято отдельное решение о субсидировании авиаперевозок в этом регионе, — проинформировал Александр Нерадько. — На льготные перевозки по 20 социально значимым маршрутам внутри Дальневосточного федерального округа из федерального бюджета выделено в текущем году почти 1,6 млрд руб. По итогам года ожидается, что порядка 104 тыс. пассажиров смогут воспользоваться данной услугой. В последующие годы программа поддержки единой дальневосточной компании будет продолжена, финансирование будет увеличено. До 2024 года количество маршрутов будет расширено в 2,5 раза, что позволит увеличить количество льготных авиабилетов за 3 года почти в 5 раз».
Кроме того, рассмотрен вопрос поэтапного обновления эксплуатируемого дальневосточной авиакомпанией парка воздушных судов и лизинг ВС как инструмент авиадоступности Дальнего Востока. До 2025 года 42 из упомянутых 45 самолетов будут поставлены в рамках реализации государственного гражданского заказа.
«Суммарная стоимость поставленной техники ГТЛК клиентам из ДФО составляет порядка 19 млрд руб. (в том числе почти 8 млрд — SSJ100, 3 млрд — L410, 3 млрд — вертолеты, 2 млрд — иностранные магистральные ВС), — сообщил генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих. — Компания также инвестировала 152 млрд руб. в производство техники на Дальнем Востоке. Мы планируем участвовать в проекте по формированию единой дальневосточной авиакомпании. Для нас это в большей степени социальный проект. Тем не менее нужно постараться выстроить его таким образом, чтобы сделать хотя бы минимально доходным для всех задействованных сторон. На текущий момент графики поставок техники синхронизированы.
Минэкономразвития России одобрило выделение средств ФНБ на формирование флота Дальневосточной авиакомпании. Финансирование из ФНБ позволит предоставить клиентам максимально комфортные лизинговые ставки».
«Для будущего развития нашей авиатранспортной системы следует увязать интересы всех ее участников — авиакомпаний, аэропортов, аэронавигационных служб, авиапроизводителей и лизинговых компаний. Наша цель — не просто добиться субсидий, наша цель — всю авиатранспортную систему субъектов Дальневосточного федерального округа с помощью механизма единой дальневосточной авиакомпании преобразовать в совершенно новое качество», — отметил руководитель Росавиации.
Шамиль БАЙБЕКОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.