Президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с генеральным директором ПАО «Аэрофлот» Михаилом Полубояриновым. Глава государства отметил, что из-за пандемии транспортная отрасль пострадала больше всего, а из всей транспортной отрасли больше всего — авиаперевозки.
— Знаю, — сказал президент, — что восстановление потихонечку идет, во всяком случае, на внутренних линиях уже пассажиров больше, чем было в прошлом году, но в целом все-таки поток пока ниже, чем в докризисном, 2019 году. Как сейчас ситуация?
Отвечая на вопрос, Михаил Полубояринов подчеркнул, что мировая отрасль по-прежнему находится в глубоком кризисе. Если в 2020 году падение пассажиропотока было 60%, то за семь месяцев 2021 года падение — 47%. А прогноз аналитиков по восстановлению глобального рынка — не ранее 2024 года.
— Но если посмотреть на Россию, то в российской отрасли авиаперевозок кризис не так силен, — отметил глава Аэрофлота. — Он хоть и продолжается, но ситуация гораздо лучше. К семи месяцам 2021 года мы восстановились практически на 70%. Более того, российские внутренние перевозки даже обогнали допандемийный период, и восстановление — плюс 18%. Таким образом, можно констатировать, что темпы восстановления глобального рынка низкие, а рынок России является лидером по восстановлению внутренних перевозок. Тем не менее возврат к 2019 году ожидается не ранее 2023 года.
Говоря о рыночной позиции группы «Аэрофлот» в сложившейся ситуации, глава компании отметил, что пассажиропоток восстанавливается вместе с российским рынком, и к августу 2021 года почти достиг допандемийных значений, отставание только на 11%.
— Внутренние перевозки в России гораздо лучше восстанавливаются, — сказал Михаил Полубояринов. — Так, группа «Аэрофлот» летом 2021 года перевезла пассажиров на 30% больше, чем в 2019 году. Это стало возможным благодаря тому, что мы развернули новую сеть маршрутов Аэрофлота. Такой ранее не было, такая сеть маршрутов существовала только в Советском Союзе. И суть этой сети состоит в том, что мы разлетаемся не только из нашего единого хаба — из Шереметьево, но и из всех крупных региональных центров. Летим на Черноморское побережье, туда, где массово проводят наши жители отпуска, минуя Москву. Программа удобная, поэтому мы ее планируем развивать и дальше.
Что касается международных перевозок, то восстановление хоть и есть, но невысокое — 62% к прошлому году еще не хватает.
Глава компании сообщил, что 2020 год стал для Аэрофлота крайне тяжелым в финансовом плане: убыток — 123 млрд руб. Вместе с тем благодаря адресной и своевременной государственной поддержке компания сумела ответить по всем своим финансовым обязательствам, а самое главное — сохранить уникальный трудовой коллектив.
— Что касается 2021 года, — доложил Михаил Полубояринов, — то мы прикладываем все усилия для того, чтобы минимизировать потери и самостоятельно закрыть все необходимые финансовые потребности без участия государства. Так, например, за второй квартал 2021 года мы практически вышли в ноль — достигли точки безубыточности. Это дало возможность за шесть месяцев 2021 года улучшить наш финансовый результат почти в два раза.
Да, мы еще получили убыток 27 млрд, потому что международные перевозки еще не восстановились, но это лучше, чем в прошлом году — минус 58 млрд. Собственно говоря, рынок достаточно положительно оценивает наши усилия: рост цены акции с даты последней эмиссии в прошлом году составил 12%. И нам был присвоен высокий кредитный рейтинг, на одну ступеньку ниже, чем суверенный.
Далее Михаил Полубояринов рассказал о стратегии компании. Несмотря на пандемийный спад, группа «Аэрофлот» выполняет все задачи, определенные стратегией компании. В частности, запущена совместная маршрутная сеть всех трех наших авиакомпаний из Шереметьево, переданы более 50 воздушных судов из Аэрофлота в компании «Россия» и «Победа», запущен новый региональный хаб в Красноярске, переведены рейсы в современные, новые терминалы В и С в Шереметьево, создан центр компетенций по эксплуатации отечественной техники в авиакомпании «Россия».
— Не могу не отметить, — сказал Михаил Полубояринов, — что авиакомпания «Аэрофлот», несмотря на всю сложную ситуацию в отрасли, не отступает от своих завоеваний и гарантирует пассажирам высокую пунктуальность и высокий сервис. Даже в августе 2021 года, в период самого высокого «разлета», мы получили первое место в мире по пунктуальности. Стабильно высокий индекс потребительской удовлетворенности, который мы имеем, выше, чем у таких компаний, как Air France, Delta, KLM, Lufthansa, то есть мы их обгоняем. Наш неизменный подход к пунктуальности и уровню сервиса обеспечивает лояльность наших клиентов.
Глава компании отметил также, что, несмотря на все проблемы в авиаотрасли, Аэрофлот выполняет все обязательства перед партнерами. На конец 2021 года в парке авиакомпании «Россия» будут 66 судов Sukhoi Superjet, в следующем году ожидаются первые четыре МС-21, и, как и планировалось, в 2028 году в парке компании должны быть 150 «Суперджетов» и 85 МС-21.
Завершая разговор, Михаил Полубояринов обратился к теме плоских тарифов. Так, в 2021 году по программе плоских тарифов будут перевезены 2,5 млн пассажиров, в том числе 1,3 млн на Дальний Восток. Это выше, чем в 2019-м, тогда были перевезены 2,3 млн.
В заключение глава компании обратился к президенту с просьбой поддержать предложение Аэрофлота по дальнейшему развитию этой программы и ее реализации в 2022 году.
Юрий ПОЛИКАРПОВ