К 2030 году аэродромная сеть России должна включать в себя более 500 аэропортов. На сегодня реестр гражданской авиации насчитывает 332 аэродрома. Следовательно, мы можем рассчитывать на успешную реализацию стратегической цели – расширение в течение трех последующих десятилетий сети гражданских аэродромов до желаемых пяти сотен. Задача непростая. В немалой степени ее решение будет зависеть от работы коллектива ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». О том, как реализуются масштабные проекты, нашему корреспонденту рассказал генеральный директор предприятия Сергей Полещук.
– Сергей Евгеньевич, далеко не все знакомы с деятельностью вашего предприятия.
– Предполагаем работать в этом направлении с большей интенсивностью, используя самые различные площадки.
– Одной из таких площадок является Международный авиационно–космический салон МАКС–2011. Планируете ли вы участвовать в нем в нынешнем году?
– Разумеется. Это действительно прекрасная площадка для того, чтобы представить результаты деятельности ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». По роду своей деятельности наше предприятие плотно работает с представителями авиационной индустрии, в частности, при строительстве аэродромов мы должны учитывать интересы авиаперевозчиков, авиастроителей, государственных структур и многих других. Сегодня в нашей стране единственным событием, которое может собрать всех представителей воздушного флота в одном месте, является МАКС. Кроме того, высокий статус выставки делает ее привлекательной для зарубежных компаний, это дает нам возможность ознакомиться с опытом ведущих мировых фирм в области авиации, строительства и эксплуатации аэродромов и инфраструктуры. В этом году мы представим на выставке результаты нашей работы, в частности, будут экспонироваться макеты вертодрома на острове Русский во Владивостоке и аэродрома аэропорта Елизово города Петропавловск–Камчатский.
– Как бы вы обозначили основную деятельность вашего предприятия?
– Если просто о сложном, то я бы сказал так: мы участвуем в серьезном и многоуровневом процессе, в основе которого управление федеральным имуществом аэродромных комплексов, организация строительства и модернизация объектов аэродромной инфраструктуры в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).
– Государством принято немало проектов такого уровня, в том числе затрагивающих весьма болезненную проблему совершенствования объектов наземной инфраструктуры гражданской авиации. Подчас и специалисту непросто разобраться, какие конкретно цели преследует та или иная ФЦП.
– Наша общая цель – обеспечение социально–экономического развития страны, чему в немалой степени должны способствовать расширение и модернизация аэродромной сети государства. Ее достижению и способствуют целевые программы, позволяющие решать задачу комплексно и в то же время поэтапно. Для иллюстрации приведу ориентиры, определенные Правительством РФ на 2010–2015 годы. Подпрограммой «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» (292,7 млрд рублей) предусматривается строительство (реконструкция) взлетно–посадочных полос и производственных объектов аэродромов, обеспечивающих безопасность полетов. Предусмотрено также строительство объектов для нужд отрасли в рамках Федеральной целевой программы «Социально–экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы» (0,46 млрд руб.), ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», в том числе подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско–Тихоокеанском регионе» (7,6 млрд руб.). Отмечу, что эффективность бюджетных расходов будет оцениваться на основе целевых показателей, которые выделены в каждой подпрограмме, то есть по конечному результату. В рамках всех существующих программ государство инвестирует в развитие аэродромной сети около 355,1 млрд рублей бюджетных средств, порядка 51% от этой суммы – 182,4 млрд рублей будет направлено на объекты нового строительства и реконструкции, где заказчиком–застройщиком является наше предприятие.
– Что же мы увидим после, надеюсь, успешного завершения названных выше программ?
– Ответ на этот вопрос легко найти в официальных документах, доступ к которым, замечу, свободен. Так, к 2015 году, по расчетам Минтранса России, авиационная подвижность населения вырастет до уровня 0,61 пассажира и 1454 пасс.– км на 1 жителя России в год, пассажирооборот на международных воздушных линиях достигнет 102,2 млрд пасс.–км в год, количество пассажиров, перевезенных за год на местных воздушных линиях, увеличится до 2,65 млн, количество трансферных авиапассажиров (пересадок между рейсами) на стыковках международных рейсов и международных/внутренних рейсов вырастет до 3,1 млн, а количество введенных в эксплуатацию после реконструкции взлетно–посадочных полос составит 103 единицы.
Особое место в модернизации и развитии наземной инфраструктуры воздушного транспорта будет занимать национальная опорная сеть аэродромов, состоящая из международных и внутрироссийских узловых и неузловых аэропортов. Предусматривается формирование трехуровневой сети аэродромов по видам обслуживаемых линий, включающей в себя аэродромы федерального, регионального и местного значения. Организация воздушных перевозок на базе узловых аэропортов, обеспечивающих концентрацию и распределение пассажиро– и грузопотоков, позволит оптимизировать маршрутную сеть, повысить эффективность перевозок, осуществить специализацию аэропортов.
– Стратегические планы требуют соответствующей корректировки базиса. Достаточно ли у вас полномочий для успешной и оперативной работы?
– Вопрос полномочий один из важнейших, определяющих быстроту реакции хозяйствующего субъекта на те или иные вызовы, а значит, успешное или неуспешное решение зачастую непростых задач. Понимая это, Правительство Российской Федерации своим недавним распоряжением включило ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» в состав 13 предприятий, имеющих для государства стратегическое значение. В отношении этих хозяйствующих субъектов установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений. Таким образом, роль нашего предприятия существенно возрастет.
– Что из реализованного вы хотели бы отметить?
– Для понимания масштабов приведу статистику. Только в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», подпрограммы «Гражданская авиация», всего по России освоено 84,4 млрд рублей, что составляет 97% от планового объема. В результате реконструированы 72 объекта аэродромной инфраструктуры. По 44 из них заказчиком–застройщиком являлось наше предприятие с объемом капитальных вложений 57,8 млрд рублей, что составило 69% от общей суммы капитальных вложений по программе в целом.
Отмечу, что пик активности работ пришелся на последние 2–3 года, из которых 2010 год в плане производственной деятельности стал наиболее насыщенным. В этот период предприятие являлось заказчиком–застройщиком по 29 объектам в рамках вышеперечисленных федеральных целевых программ с общим объемом бюджетных инвестиций в размере 21 млрд рублей. Для организации освоения государственных капитальных вложений мы провели 49 открытых конкурсов по выбору генерального подрядчика, 28 из которых на выполнение строительно–монтажных работ, 7 – проектно–изыскательских и 14 по работам, связанным с организацией строительного контроля. По результатам конкурсов заключены 49 государственных контрактов на общую сумму 18 млрд рублей, при этом тендерное снижение стоимости работ составило чуть более 400 млн рублей.
Итоги года выглядят следующим образом. Нами профинансировано выполнение работ на сумму 20,9 млрд рублей, что составляет 99,4% от годового лимита бюджетных ассигнований. В текущем году мы планируем проведение работ по реконструкции 25 аэродромов, в том числе таких как Анадырь, Анапа, Владивосток, Казань, Магадан, Минеральные Воды, Внуково, Шереметьево, Мурманск, Николаевск–на–Амуре, Самара, Улан–Удэ, Южно–Сахалинск, Якутск. Лимит капитальных вложений на строительство и реконструкцию перечисленных аэродромов на этот год составляет 23 млрд рублей. В настоящее время осуществляются работы на 18 аэродромах. В первом полугодии освоено капитальных вложений в объеме 6,62 млрд рублей. Радует, что по сравнению с 2010 годом работа по вводу объектов в эксплуатацию ведется более активно. Так, в первом полугодии текущего года уже получены 9 разрешений на ввод в эксплуатацию реконструированных и построенных объектов в 8 аэропортах, таких как Анапа, Владивосток, Менделеево (Кунашир), Минеральные Воды, Сочи, Южно–Сахалинск, Внуково, Воронеж.
В части выполнения программы управления федеральным имуществом нами планируется вовлечь в хозяйственный оборот федеральное имущество 11 аэродромов. Это позволит увеличить доходы предприятия более чем на 40 млн рублей в год. Работы по девяти из них уже завершены.
Мы также активно работаем в области оформления прав на земельные участки под объектами федерального имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения. Только за первое полугодие 2011 года нами оформлены 65 земельных участков, в том числе по 27 аэропортам, включенным в федеральную адресную инвестиционную программу на 2011 год. Кроме того, за минувшее полугодие оформлены права на 10 земельных участков аэропортов Николаевск–на–Амуре, Минеральные Воды, Игарка, не включенным в программу 2011 года.
– А давайте конвертируем денежные инвестиции в более осязаемые единицы.
– Для наглядности достаточно привести несколько цифр. К примеру, в течение 2010 года проведено 35 рабочих комиссий по подготовке к вводу в эксплуатацию законченных строительством объектов и этапов работ, по 16 объектам от органов Ростехнадзора получены заключения о соответствии построенных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации. Примечательно, что в ходе 10 приемочных комиссий по законченным объектам строительства нами получено 10 разрешений на ввод их в эксплуатацию. Это реконструированные и построенные объекты наземной инфраструктуры в аэропортах Анадырь, Астрахань, Владивосток, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Петрозаводск, Сочи, Томск, Элиста. Как видим, география впечатляющая. Общий объем сданных в эксплуатацию искусственных аэродромных покрытий в прошлом году составил 3,3 млн кв. м, длина водосточно–дренажных систем — 368,5 км, протяженность вспомогательных автомобильных дорог — 33,9 км, периметровых ограждений — 30,0 км. Нами введены и переданы операторам аэропортов 12 комплектов светосигнального оборудования, 3 командно–диспетчерских пункта управления воздушным движением в аэропортах Геленджик, Новосибирск, Внуково, радиотехническое и метеорологическое оборудование для обеспечения полетов.
В первом полугодии 2011 года выполнено более одного миллиона кубометров земляных работ, уложено 247,8 тыс. кв. м цементобетонных и 28,6 тыс. кв. м асфальтобетонных покрытий взлетно–посадочных полос, рулежных дорожек и перронов, построено 4,2 км патрульных и подъездных дорог, устроено 6,8 км ограждений. Строительный контроль на объектах осуществляется как специалистами нашего предприятия, так и привлеченными специализированными подрядными организациями
– Как вы уже сказали, в ряду приоритетов ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» не только организация работ, связанных непосредственно со строительством и реконструкцией…
– Вы совершенно правы. Другим направлением деятельности является управление федеральным имуществом аэродромов, переданным предприятию на праве хозяйственного ведения. Данная составляющая не менее важна. С целью реализации задач основных этапов Транспортной стратегии Российской Федерации наше предприятие осуществляет функции единого балансодержателя имущества аэродромов федерального значения. Итоги нашей деятельности по управлению федеральным имуществом аэродромов в 2010 году выглядят следующим образом. В части работ по закреплению за предприятием на праве хозяйственного ведения федерального аэродромного имущества нами совместно с территориальными органами Росимущества проведена инвентаризация имущества 63 аэродромов: 40 аэродромов федерального значения; 23 аэродромов, имущество которых подлежит реконструкции. География объектов инвентаризации также широка. Ею были, в частности, охвачены аэродромные комплексы Оренбурга, Саранска, Ставрополья, Николаевска–на–Амуре, Охотска и ряд других.
По результатам проведенной инвентаризации территориальными органами Рос-имущества приняты решения о закреплении за ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» имущества 51 аэродрома: 33 аэродрома федерального значения и 18 аэродромов, подлежащих реконструкции. В их числе наземные комплексы аэродромов: Нарьян–Мар, Анадырь, Магадан, Махачкала, Ростов–на–Дону, Петропавловск–Камчатский, Улан–Удэ, Южно–Сахалинск, Томск, Воронеж, Игарка, Кунашир, Магас, Нижнекамск, Пермь. В целом зарегистрировано право хозяйственного ведения предприятия на 365 объектах федерального имущества.
Помимо этого оформлены права на земельные участки под закрепленные за предприятием объекты аэродромной инфраструктуры, расположенные на территории 10 аэропортов, вовлечено в хозяйственный оборот имущество 29 аэропортов.
Немаловажной видится и работа по оценке рыночной стоимости величины арендной платы за эксплуатацию аэродромных сооружений. Нами подготовлены отчеты об оценке рыночной стоимости величины арендной платы, получены заключения Рос-имущества и саморегулируемых организаций оценщиков о соответствии отчетов законодательству об оценочной деятельности по объектам Благовещенск, Волгоград, Шереметьево, Минеральные Воды, Пенза, Элиста, Внуково, Краснодар, Анапа, Сочи, Геленджик. Также проведена работа по согласованию проекта типового договора аренды федерального имущества аэродрома с Росимуществом и Росавиацией.
– Доходы ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» в основном складываются из арендных платежей за использование федерального имущества операторами аэропортов. Следовательно, вы не должны быть заинтересованы в снижении арендных ставок.
– Напротив, мы стараемся самым активным образом содействовать тенденции удешевления стоимости аренды. Предприятие поддерживает диалог и проводит организационную и методическую работу с операторами аэропортов, заинтересованными министерствами и ведомствами в рамках протокольных решений председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина, заместителя председателя Правительства Российской Федерации Сергея Иванова по снижению финансовой нагрузки на авиационную отрасль. С участием предприятия подготовлены: проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов», проект «Методики расчета платы за аренду аэродромного комплекса гражданской авиации». Специалистами отрасли подсчитано, что принятие этих документов позволит в среднем снизить арендную плату за пользование федеральным имуществом на 20–25%, будет способствовать снижению аэропортовых сборов и стоимости авиабилетов, повышению авиационной подвижности населения России.
– Это интересная тема. Насколько мне известно, авиационная подвижность населения России достаточно низка по сравнению с ведущими развитыми странами, например, в 2–3 раза ниже, чем в Европе. Какие вы видите резервы ее повышения?
– Во– первых, предприятие может влиять и влияет на этот процесс опосредованно, путем снижения как собственных издержек, так и стоимости строительства и реконструкции аэродромов. В снижении стоимости аэродромных активов за счет снижения стоимости реконструкции заключен потенциал снижения стоимости арендной платы, сборов за взлет–посадку. Скажем, избыточные требования, заложенные в проектах аэропортовой и аэродромной инфраструктуры, приняты еще в советскую пору. Они разорительны. Наши проектировщики зажаты рамками устаревших, давно не пересматриваемых норм и стандартов. На примере западного опыта в авиационной отрасли каждый стандарт и технический регламент подлежит пересмотру раз в 4 года. В российских же реалиях такие документы могут не изменяться со дня их выхода свыше 25 лет! При проектировании аэропортов с малой интенсивностью полетов тип воздушного судна определяется на основании устаревших расчетов прогноза перевозок, что неоправданно вызывает увеличение количества персонала, соизмеримое с количеством проживающих в этом населенном пункте человек. У нас до сих пор применяются стандарты и требования по безопасности и конструктивные решения, аналогичные аэродромам высших классов, что существенно увеличивает стоимость строительных и эксплуатационных затрат. Это противоречит принципу разумной достаточности. Существующие нормы проектирования вынуждают сооружать взлетно–посадочные полосы малых аэропортов с капитальными видами покрытий, что необоснованно дорого в связи с отсутствием в данных регионах собственных баз необходимой строительной техники и практически 100%–м заво-зом строительных материалов. Все эти проблемы ставят на повестку дня необходимость совершенствования норм проектирования элементов аэродрома с учетом мирового опыта, и предприятие выступило инициатором этой работы.
Другая проблема. В настоящее время деятельность 80% аэропортов является убыточной: сбор за взлет–посадку не покрывает расходов на содержание аэродромов, что, в свою очередь, не всегда позволяет поддерживать их в состоянии норм эксплуатационной годности. По этой группе аэропортов необходимо дотирование. Необходимы также нормативы денежных затрат на содержание и ремонт аэродромов. Мы выступаем за пересмотр и разработку нормативных документов в области эксплуатационного содержания и ремонта аэродромов, в том числе за совершенствование методики оценки эксплуатационного состояния элементов аэродромов.
Следующий ресурс снижения эксплуатационных расходов – внедрение новых материалов и технологий. Инновации в строительстве – это и продление срока полезного использования аэродромных покрытий до 25 лет и более, что соответствует лучшим мировым стандартам при эксплуатации современных воздушных судов с высокой удельной нагрузкой на покрытие, и уменьшение объема при одновременном снижении расходов на текущий и капитальный ремонты, на эксплуатацию и энергопотребление. А в итоге – потенциал снижения аэропортовых сборов.
– А что сегодня? Довольны ли вы работой вашего коллектива в настоящее время?
– Скажу так – коллектив молодой и находится на стадии становления. Наше предприятие дает прекрасные возможности для постоянного профессионального и личного роста. Поэтому есть серьезный стимул работать с полной отдачей. Во ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» уделяется особое внимание научной составляющей производственной деятельности, ряд сотрудников имеют научные степени и около 10% – два и более высших образования, предприятие предоставляет возможность постоянно повышать квалификацию. Мы приветствуем инициативность и новаторство. Наши специалисты часто бывают в командировках, где могут не только осуществлять надзор за деятельностью подрядных организаций или эксплуатацией аэродромной инфраструктуры, но и на практике применять свои знания, реализовывать потенциал. В настоящее время расширяется сотрудничество с профильными высшими учебными заведениями, в частности, с Московским автомобильно–дорожным государственным техническим университетом (МАДИ). В настоящее время прорабатывается вопрос об организации «круглых столов», лекций, специальных семинаров с участием специалистов нашей компании. На базе нашего предприятия студентам предоставляется возможность прохождения производственной практики и стажировки с последующим трудоустройством (в этом году приняты на работу трое выпускников МАДИ).
– Насколько широка практика изъятия земли для государственных нужд и какие при этом возникают проблемы?
– Да, такие процедуры не редкость. При необходимости мы участвуем в организации мероприятий по изъятию земельных участков для нужд Российской Федерации и переводу этих участков из земель различных категорий в категорию земель промышленности и транспорта. В этих целях нами в общей сложности изъяты 148 земельных участков в аэропортах Горно–Алтайска и Владивостока (аэропорт Кневичи). Сегодня существует практика выкупа земельных участков некими коммерческими структурами с последующей попыткой перепродать их по завышенной стоимости, что может, в свою очередь, привести к завышению стоимости строительства, а значит, к неэффективному использованию бюджетных средств. Как отметил вице–премьер Правительства Российской Федерации Сергей Иванов, проблема отвода земель под строительство объектов транспортной инфраструктуры является общей, системной и, к сожалению, трудно решаемой. Это связано с несовершенством законодательной базы, стремлением частных лиц решать свои финансовые проблемы за счет государства.
– Несколько слов о ближайших планах предприятия.
– О планах на этот год я уже говорил. В следующем, 2012 году планируется работа по 19 объектам в Казани, Краснодаре, Внукове, Шереметьеве, Самаре, Южно–Сахалинске и других городах. Мы ставим перед собой высокие требования. В первую очередь это обеспечение выполнения строительно–монтажных работ в установленные сроки и в объемах, определенных соответствующими договорами с Росавиацией, и своевременный ввод завершенных объектов в эксплуатацию. Нам необходимо довести объем незавершенного строительства до уровня годового объема капитальных вложений. Планируется строительный контроль общестроительных работ проводить преимущественно собственными силами, а субподрядные организации привлекать только для специализированных работ.
В настоящее время нами разработана модель базы данных «Аэродромы», в которой будет храниться информация об аэродромах и их эксплуатационном состоянии, имущественных правах на объекты аэродромной инфраструктуры.
Управление информационной базой данных гражданских аэродромов позволит системно подходить к решению задач по развитию аэродромной сети:
– систематизация государственного учета аэродромов и их имущественного комплекса;
– учет и анализ динамики изменения состояния имущественного комплекса аэродромов;
– обеспечение надлежащего контроля за деятельностью главных операторов по поддержанию имущественного комплекса аэродромов в пределах норм годности;
– принятие управленческих решений по формированию ФЦП, программы ПИР, программы строительства (реконструкции) аэродромов;
– комплексное планирование жизненного цикла развития аэродрома от заблаговременной разработки проектной документации до сдачи объекта в запланированные сроки и последующей эксплуатации;
– получение достоверной информации для расчета арендных ставок.
Реализация системы управления базой данных косвенно позволит решить также и другие задачи:
– применение новых инновационных материалов, которые способствуют сокращению сроков строительства, снижению стоимости строительства и последующей эксплуатации объектов аэродромной инфраструктуры;
– расширение рынка подрядных работ, в том числе за счет привлечения зарубежных партнеров;
– освоение в полном объеме средств федерального бюджета в запланированные сроки.
– Задачи стоят серьезные. На одном энтузиазме их не решить.
– Я прагматик и надеюсь, как и все члены нашей команды, на точный расчет. Да, объемы растут, что, в свою очередь, требует рациональнее использовать возможности коллектива. Инструментом точной настройки, не требующим использования дополнительных людских и финансовых ресурсов, может служить только одно – внутренняя реструктуризация. С середины 2010 года предприятие вступило в качественно новый этап своего развития. В результате структурной реорганизации у нас создана полноценная служба главного инженера. Теперь деятельность управления заказчика–застройщика полностью концентрируется на качестве строительства и реконструкции аэродромных объектов, соблюдении запланированных сроков их ввода в эксплуатацию. Повышаются качество проектов, контроль за сводными сметными расчетами стоимости строительства. Это вовсе не значит, что до начала реформирования ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» работало недостаточно эффективно. Просто время требует новых подходов к решению более серьезных задач. Сегодня мы должны не только организовать своевременную сдачу объектов в эксплуатацию, но и решать вопросы повышения эффективности использования средств федерального бюджета, обеспечивать необходимый уровень технической подготовки производства, рационально использовать производственные ресурсы, повышать качество работ и услуг, обеспечивая надежность и долговечность объектов аэродромной инфраструктуры. Решению поставленных задач в значительной степени способствуют результаты научно–технических достижений, а также совершенствование методик проектирования, строительства, эксплуатации, энергообеспечения объектов гражданской авиации. Мы рассматриваем инновации как один из инструментов снижения расходов федерального бюджета на реконструкцию аэродромной сети Российской Федерации, значительного улучшения ее экономических и эксплуатационных параметров, снижения издержек операторов аэропортов.
В завершение поздравляю работников авиации с наступающим профессиональным праздником – Днем воздушного флота и желаю им удачи, успехов в нелегком, но почетном деле, здоровья и всего самого доброго.
Беседу вел Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.