Как авиация стала достоянием советского народа
Самолеты Андрея Туполева, Сергея Ильюшина, Олега Антонова и других выдающихся отечественных авиаконструкторов – эпоха в мировом самолетостроении. Эти люди навечно вписали свои имена в золотой ряд наших великих современников.
Неоценим их вклад в разгром врага в годы Великой Отечественной войны. Например, многие наслышаны о легендарном «летающем танке» – Ил–2, ставшем в годы войны кошмаром для врага. За каждый сбитый Ил–2 немцы установили награду – две тыс. марок, и это были немалые деньги. «Нужно до земли поклониться создателю Ил–2 конструктору Сергею Владимировичу Ильюшину» – это мнение главного маршала авиации Александра Новикова. Коротко и ясно.
А ведь был еще Ил–4 – основной бомбардировщик той войны, и символично, что на Поклонной горе установлен именно этот самолет.
Даже в годы войны Ильюшин думал о мирной жизни, и еще в 1943 году начал проектировать первый пассажирский самолет Ил–12. И уже в 1947–м он стал первым отечественным пассажирским самолетом для массовых перевозок, летал практически по всему Советскому Союзу, а со временем вышел и на международные линии. С регулярных рейсов Ил–12 был снят в 1966 году.
Ученик Ильюшина. генеральный конструктор, создатель аэробуса Ил–76, дважды Герой Социалистического труда Генрих Новожилов вспоминал, как появился Ил–18: «Сергей Владимирович предпочитал проводить отпуск в родных вологодских местах. Охотился, рыбачил. Но однажды слетал на юг, в Сочи. Вернулся и говорит: «Ребятушки, а вот у нас летают командированные либо богатые люди. Надо сделать авиацию достоянием советского народа, чтобы билет на самолет был ненамного дороже купейного железнодорожного билета!».
И такой самолет спустя шесть лет появился. Генрих Васильевич адресовал лайнеру немало добрых слов: «Ил–18 – это целая эпоха в отечественном самолетостроении. На этой надежной комфортабельной машине летали не только простые люди, но и руководители государства. Он был первым самолетом, который по своим техническим и летным характеристикам успешно конкурировал с зарубежными аналогами и продавался за границу. Из 500–520 произведенных машин около сотни было продано в 16 стран мира».
А разве можно представить отечественную гражданскую авиацию без Олега Антонова, создавшего целое «семейство» пассажирских машин для авиалиний малой протяженности и сверхдальних полетов. Все его воздушные суда отличались высокой надежностью. Они первыми летели по неизведанным трассам, перевозили в самые труднодоступные места первопроходцев и самые необходимые для жизни и работы людей грузы. Многим из них не требовалось бетонированных аэродромов – годилась и просто земля, и вспаханное поле, не пугал даже снежный покров Крайнего Севера и Арктики.
Самолеты этой марки кто–то метко назвал «дельфинами Пятого океана»: сильные, умные, трудолюбивые…
Мировую известность авиаконструктору принес самолет Ан–2. В авиации с самого ее зарождения шла борьба за скорость. А мысль Олега Константиновича работала в другом направлении – он думал о самолете, который помог бы человеку обслуживать огромные пространства планеты, иметь при этом короткий взлет и быстрое торможение, чтобы пользоваться наспех сооруженными аэродромами или луговыми площадками.
И он создал такой самолет. «Аннушка», как сразу стали называть эту машину очарованные ею пилоты, была неприхотлива в обслуживании, легка в управлении, послушна при маневрировании. К 1977–му Ан–2 обслуживали 3254 населенных пункта – это мировой рекорд! Для многих жителей отдаленных районов наличие такого самолета, обеспечивающего связь с большой землей, означало изменение всего жизненного уклада. «Аннушка», «кукурузник», «дедушка авиации» – как только не называют этот старомодный биплан, но именно Ан–2 является абсолютным рекордсменом среди всех пассажирских самолетов: он работал в небе почти 70 лет!
Этой машине поставлено множество памятников, о ней сложена масса стихов, поговорок. И совсем не случайно Олег Константинович, сотворивший десятки инженерных шедевров, считал «Аннушку» главной удачей в своей жизни.
Позднее Антонов создал Ан–22, получивший имя мифического великана Антея, который установил десятки мировых рекордов. Именно эти машины обеспечили промышленное освоение Сибири, где не было дорог и возможности использовать водные магистрали. А еще был Ан–72 и его «полярная» модификация Ан–74, с помощью которого советские ученые осваивали Антарктиду. Последним детищем гениального конструктора стал могучий Ан–124 «Руслан».
Человек, опередивший свое время, – генеральный конструктор Андрей Туполев. Под его руководством создано более 150 типов самолетов – начиная с небольшого довоенного АНТ–1 и заканчивая огромным сверхзвуковым пассажирским лайнером Ту–144. Вопреки распространенному мифу западных историков авиации Ту–144 не являлся ни копией, ни адаптированным заимствованием «Конкорда». Он взлетел на полгода раньше него, на год раньше развил сверхзвуковую скорость, а аэродинамические характеристики нашей машины были заметно выше французской.
Все самолеты Туполева поражали совершенством своих форм и боевых возможностей. Здесь в полной мере можно оценить любимое выражение генерального конструктора – «красивый самолет хорошо летает». Всего же благодаря Андрею Туполеву в небо поднялись более 18 тыс. самолетов. Дальнемагистральный лайнер с вместимостью более 200 пассажиров Ту–114 был одним из самых безопасных самолетов в мире – ни одного серьезного происшествия за 16 лет эксплуатации! Долгие годы надежно работали в небе самолеты гражданской авиации Ту–124, Ту–134 и Ту–154.
Созданные Туполевым самолеты на правах полноправных участников сыграли свои роли в известных советских кинокартинах: «Невероятные приключения итальянцев в России», «Экипаж», «Случай в квадрате 36–80» и многих других.
В золотом списке выдающихся авиаконструкторов – Александр Яковлев. Он создал более 200 типов красивых, надежных и удобных в управлении машин, в том числе более ста серийных. Александр Сергеевич был непревзойденным мастером в создании легкомоторных самолетов, о чем он написал книгу «Цель жизни», которая стала настольной для нескольких поколений людей, влюбленных в небо. Одно из великих его творений – пассажирский самолет для местных авиалиний Як–40. В 1970–х эти машины налетали более 150 млн км и перевезли около семи млн пассажиров.
А были еще Павел Сухой, Владимир Мясищев, Николай Поликарпов, Семен Лавочкин…
Великие имена!
На снимке: авиаконструктор Сергей Ильюшин (в центре) со своим учеником авиаконструктором Генрихом Новожиловым (справа) и летчиком–космонавтом Григорием Береговым
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.