Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Полет нормальный!

NAIS–2023 – обсуждение проблем, демонстрация возможностей

Десятая по счету Национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2023 состоялись в знаменательный для отечественной авиации год. Буквально по завершении мероприятия страна отпраздновала вековой юбилей российского воздушного флота. Кстати, в этом же году предстоит отметить 50–летие ОрВД.

Консолидация и господдержка

На 4500 кв. м выставочного сегмента были представлены более 100 экспонентов из России, Белоруссии, а также Германии, Чехии, Италии и Китая. Экспозиция NAIS–2023 во многом была посвящена импортозамещающим технологиям в развитии инфраструктуры гражданской авиации и стабильному развитию авиатранспортного комплекса. Особое значение приобретают консолидация авиапроизводителей и авиакомпаний в рамках расширения господдержки, обновление авиапарка в российских авиакомпаниях и техническое оснащение аэропортовых инфраструктур.

Организаторы мероприятия подготовили большую двухдневную программу. Ведущие отечественные концерны представили различные авиатренажеры, проекты аэропортов, аппаратуру, а также макеты самолетов. В том числе МС–21 и Sukhoi Superjet New, на которых установлены современные российские двигатели.

С приветствием к организаторам и гостям выставки обратился министр транспорта РФ Виталий Савельев. «Мы видим, что с 2020 года авиатранспортная отрасль проходит через серьезные испытания. Но благодаря поддержке государства, опытному менеджменту успешно преодолеваем сложности. Уверен, что выставка и форум NAIS и дальше будут оставаться главным событием для авиационного сообщества», – сказал он.

Руководитель Росавиации Александр Нерадько в своем обращении отметил, что в условиях нарастающего санкционного давления особенно остро встают вопросы адаптации отрасли к новым реалиям, вопросы обеспечения ее бесперебойной работы и безопасности.

На открытии форума присутствовали заместитель начальника Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета РФ Админстрации Президента РФ Александр Юрчик, заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик и другие.

Традиционно на площадке выставки прошли церемонии награждения победителей IX национальной премии «Воздушные ворота России» и VII отраслевой премии для авиакомпаний Skyway Service Award.

Ввиду глобальных изменений в работе авиационной отрасли, вызванных влиянием новой геополитической и экономической обстановки, оргкомитет национальной премии «Воздушные ворота России» скорректировал процедуру проведения отраслевой премии по итогам 2022 года, а также внес изменения в номинации премии. В рамках оценки работы авиапредприятий по итогам 2022 года не применялись стандартные положения премии и критерии оценки. Основной акцент был сделан на вклад специалистов авиапредприятий в развитие авиатранспортной отрасли.

Лауреатами премии «Воздушные ворота России» в этом году стали заслуженные работники авиаотрасли Анатолий Коваленко из аэропорта Чкалов (Нижний Новгород), Иван Марченко из аэропорта Курумоч (Самара), Флюр Исхаков из аэропорта Гагарин (Саратов), Алексей Корабельников из аэропорта Кольцово (Екатеринбург) и другие. На премии Skyway Service Award в 2023 году были выбраны победители в 26 номинациях.

В рамках программы прошли специализированные сессии и конференции, на которых был затронут широкий круг вопросов развития отрасли. Среди них: обеспечение импортонезависимости в современных условиях, новые подходы к модернизации аэропортовой инфраструктуры, цифровизация авиаотрасли, развитие беспилотной авиации в России и другие.

Проблематика «новых реалий»

Пленарное заседание «Новые вызовы – новые реалии развития авиатранспортной отрасли России» само по себе указывало на актуальность отраслевой проблематики, что подтвердилось в выступлении замруководителя Росавиации Владимира Потешкина. «2022 год был непростым для гражданской авиации, как, впрочем, для всей страны, – подчеркнул он. – Мы столкнулись с беспрецедентными санкциями, многие экономические и торговые цепочки были нарушены, сформированные линии взаимопонимания перестали работать. Был брошен новый вызов всей отрасли. Необходимо было найти решения. В таких условиях для сохранения устойчивости и развития гражданской авиации Президентом России и Правительством РФ были приняты все меры для поддержки отрасли. Авиакомпаниям предоставили субсидии, были финансово поддержаны аэропорты, 11 из которых, как известно, продолжают быть закрытыми. Тем не менее все авиакомпании в сложившейся ситуации чувствуют себя комфортно и уверенно. Мы работаем над тем, чтобы находить новые пути и решения проблем, которые преподносят нам бывшие зарубежные коллеги, а ныне представители недружественных стран».

Указывая на господдержку, он отметил ее беспрецедентность: «Руководство страны выделило отрасли более 172 млрд руб. Именно это позволило сохранить доступность авиаперевозок, мобильность населения, транспортную связанность страны. В результате за прошлый год были перевезены более 95 млн пассажиров». И подчеркнул, что такие показатели достигнуты в условиях ограничения перевозок по ряду международных направлений, а также с учетом закрытия 11 аэропортов юга и центральной части России.

Однако международное сотрудничество и полеты на международных воздушных линиях продолжаются. По информации Владимира Потешкина, на сегодняшний день 50 иностранных авиаперевозчиков выполняют полеты в Российскую Федерацию из 26 стран. 14 отечественных авиакомпаний летают в 22 государства.

Касаясь темы модернизации аэропортов, Владимир Потешкин отметил, что наши воздушные гавани вышли на более качественный уровень. После четырехлетней реконструкции введен в эксплуатацию аэропорт Великий Устюг. Также открыт новый терминал аэропорта Новый Уренгой, где были введены в эксплуатацию часть магистральной рулежной дорожки и обновленная взлетно–посадочная полоса. Выступающий назвал это знаковым событием, указав, что реконструкция проведена в условиях арктической зоны, на принципах концессионного соглашения.

Решается в отрасли и задача импортозамещения. В прошлом году завершился важнейший этап, связанный с импортозамещением в российском авиапроме. Росавиацией были выданы разрешительные документы, касающиеся изменения типовой конструкции самолета МС–21, которые связаны с установкой российских двигателей ПД–14 и крыла из композитных материалов отечественного производства.

Не менее важен проект производства самолета Sukhoi Superjet New, на котором используются отечественные компоненты. Ведутся работы по его оснащению ПД–8.

В последние годы развивается линейка региональной техники для гражданской авиации. Это самолеты «Ладога», «Байкал», а также Ил–114.

Также Владимир Потешкин напомнил, что в июне прошлого года по поручению президента страны подготовлена и утверждена комплексная программа «Развитие авиатранспортной отрасли до 2030 года», предусматривающая в том числе модернизацию аэропортовых комплексов, развитие маршрутной сети. В ее рамках будут продолжены программы субсидирования авиаперевозок, что обеспечит доступность авиатранспортных услуг для населения. Реализация программы – это задача для авиаотрасли на ближайшую и среднесрочную перспективы. Замруководителя Росавиации выразил уверенность, что в нынешнем году предприятия отрасли продолжат конструктивную работу, отметив, что, несмотря на сложности, которые испытывали все перевозчики, отрасль комплексно подошла к решению вопросов и обеспечила работу всех эксплуатантов без срывов выполнения полетов.

«Болезненная проблема – запасные части для воздушных судов. «Мы нашли новые логистические маршруты по их доставке, что позволило сохранить большую часть парка «на крыле». Сегодня мы уверены, что авиатранспортная отрасль обеспечена достаточным парком воздушных судов для выполнения поставленных задач на 2023–2025 годы», – сказал Владимир Потешкин.

О том, что будет с парком ВС в дальнейшем. рассказал гендиректор ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь. «Сегодня перед российским гражданским авиастроением стоят весьма амбициозные задачи, страна ждет наши самолеты, нам предстоит в сжатые сроки решить множество вопросов, связанных с импортозамещением, провести все испытания и своевременную контрактацию с авиакомпаниями. В сложившихся условиях все предприятия отрасли должны действовать сообща», – заявил он. Под амбициозными задачами гендиректор ОАК подразумевает создание перспективных воздушных судов в нашей стране на уровне западных технологий. Он подчеркивает, что это большой вызов России. И наша страна его приняла.

Кстати, на выставочном стенде ОАК демонстрировались интерактивные информационные панели самолетов МС–21, SSJ–New, Ту–214 и Ил–114–300.

Самолет Ту–214 получит версию с увеличенной дальностью полета. Темпы производства этих самолетов планируется постепенно нарастить до 20 самолетов в год, сообщил Юрий Слюсарь. Корпорация выведет на рынок грузовую и укороченную версии самолета Ту–214.

Вкратце гендиректор сообщил о перспективах производства самолета SSJ–New. На новом «Суперджете» замене подвергнутся порядка 97% иностранных компонентов – неплохой результат импортозамещения.

Серийные поставки самолетов МС–21 и SSJ New планируется начать в 2024 году, сообщил Юрий Слюсарь. Причем на SSJ New будут установлены двигатели ПД–8 корпорации ОДК.

Господдержку продолжат

Состояние российских аэропортов обсуждалось на дискуссионной сессии «Управление инфраструктурой аэропортов на современном этапе и обеспечение импортонезависимости». В ней приняла участие замруководителя Росавиации Наталья Андрианова. Она подчеркнула, что региональные воздушные гавани – один из ключевых векторов развития отрасли. Субсидии, направленные на ее развитие, позволили аэропортам добиться по итогам 2022 года значительных результатов, даже если не принимать в расчет закрытые воздушные гавани юга России.

Важная новость: субсидирование 11 закрытых аэропортов на юге России в этом году планируется продолжить. «Есть планы по финансированию деятельности 11 закрытых аэропортов юга. В прошлом году на это было потрачено порядка 6,7 млрд руб. Эта мера господдержки будет обязательно продолжена в этом году, в настоящее время по аналогии с прошлым годом готовятся соответствующие правила и порядок финансирования, сказала Наталья Андрианова.

Основная цель – это сохранение квалифицированного персонала, считает замруководителя. Важным моментом в развитии аэропортов она назвала программу реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры: «С 1 января 2023 года у нас действует единый заказчик в сфере строительства. Будет завершена реконструкция аэропорта Нерюнгри – крупный аэропорт на Дальнем Востоке. Большая программа развития есть и у ФКП «Аэропорты Севера».

Продолжил тему исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. Он считает, что аэропорты достаточно успешно прошли крайне непростой 2022 год. Если не учитывать воздушные гавани, ориентированные на международные перевозки, то все было достаточно успешно. Например, в аэропортах Сочи и Минеральные Воды, был резкий рост перевозок и связанная с этим достаточно большая проблема с обеспечением пассажиро– и грузопотока.

«Очень важно, что те аэропорты, которые находились в непростой ситуации, сохранили максимально возможно инвестиционные программы, – подчеркнул он. – Может, и не было каких–то прямых актов правительства, решений поддержки, но тем не менее были решены определенные вопросы по кредитованию и налоговым послаблениям для аэропортов. Такая поддержка была важна».

Сергей Никотин отметил развитие практики концессионных соглашений. Набирает обороты такая необычная вещь, как совместный проект двух холдинговых компаний – «Новапорт Холдинг» и «Аэропорты Регионов», следствием чего стало создание структуры «Аэропорты большой страны». «Это очень важно, когда проблемы инвестиционного характера решаются совместно», – подчеркнул Сергей Никотин.

В ходе выступления он также затронул проблемные вопросы, касающиеся обеспечения транспортной (авиационной) безопасности в зонах аэропортовой деятельности.

Шамиль БАЙБЕКОВ


просмотры:

962

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться