Деятельность гражданской авиации в условиях санкций
Целью санкций было уничтожить гражданскую авиацию России, заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько, выступая на заседании Комитета СФ по экономической политике. Но своевременные решения, принятые президентом и правительством о государственной поддержке гражданской авиации, позволили сохранить воздушное сообщение внутри страны.
Отрасль получила колоссальный объем господдержки – 174 млрд 200 млн руб. Благодаря этому удалось нивелировать влияние санкций, простимулировать авиакомпании наращивать пассажиропоток на внутренних рейсах, не допустить роста стоимости билетов для населения, сохранить условия для доступности авиаперевозок.
«Результат, которого достигли отечественные авиакомпании в условиях санкционного давления, впечатляет: количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями по итогам года, составило более 95 млн человек, на внутренних воздушных линиях – более 78 млн человек, – привел цифры глава Росавиации. – Это превышает лучший показатель развития отечественной гражданской авиации в период Советского Союза, когда были перевезены чуть более 94 млн человек».
При этом не надо забывать, что такое количество пассажиров было перевезено в условиях, когда полеты в Европу, кроме Турции и Сербии, были ограничены, часть «дружественных» стран не представила российским перевозчикам разрешения на перелеты под угрозой изъятия воздушных судов, а ряд маршрутов в Юго–Восточную Азию не был открыт из–за пандемийных ограничений.
Меры государственной поддержки были оказаны аэропортам Юга и Центральной части России. Программа субсидирования позволила сохранить квалифицированный персонал аэропортов, которые находятся в эксплуатационной готовности и смогут начать работу сразу после принятия соответствующих решений о возобновлении полетов, подчеркнул Александр Нерадько.
Для поддержания операционной деятельности ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» правительством была выделена субсидия в размере 17 млрд 900 млн руб., что позволило вовремя выплачивать заработную плату и выполнять все социальные обязательства перед работниками.
В 2022 году завершилась работа по созданию региональных центров Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Александр Нерадько напомнил, что в 2009 году на территории нашей страны работали 104 небольших, плохо оснащенных центров управления воздушным движением. В результате масштабной работы введены в строй 14 укрупненных центров по управлению воздушным движением, которые обеспечивают безопасное обслуживание от Камчатки до Калининграда с океаническими секторами. Обслуживаемая площадь – более 26 млн км2, протяженность маршрутов – более 800 тыс. км, обслуживается более 1,5 млн полетов в год, одновременно под управлением находятся более 1 000 ВС.
За последние 20 лет были реконструированы 84 аэродрома и построены 8 новых региональных и узловых аэропортов. В связи с переориентацией авиакомпаний на внутренние рейсы многие аэропорты в 2022 году имели положительную динамику по количеству обслуженных пассажиров.
В настоящее время успешно функционируют 255 сертифицированных аэропортов, более 2500 посадочных площадок. С 2000 года модернизированы 92 аэродрома. Развитие аэропортов проводится как в точках роста пассажиропотока, так и вблизи крупных промышленных производств. В рамках федеральных проектов реконструируются аэропортовые комплексы Чара, Бодайбо, за счет внебюджетных средств строятся ВПП Ильгинского месторождения в Якутии, Баимского месторождения на Чукотке, оборудуется аэропорт Диксон в Красноярском крае, прорабатывается вопрос строительства аэропортовых комплексов Тайшет и Бугучаны.
В целях сохранения критически важных местных аэропортов, расположенных в районах АЗ, Крайнего Севера и Дальнего Востока, созданы семь ФКП, в состав которых входят 82 аэропорта и посадочных площадок. Операционная деятельность этих аэропортов софинансируется из средств федерального бюджета в размере порядка 4,1 млрд руб. ежегодно.
Развитие российских аэропортов проходит при активном участии частных инвесторов. Так, впервые в России, в условиях Арктической зоны, без привлечения средств федерального бюджета, на принципах концессионного соглашения полностью реконструирован аэродром и построен современный аэровокзальный комплекс в Новом Уренгое. В Новосибирске при участии частного инвестора открыт крупный транспортный инфраструктурный объект – новый терминал в аэропорту Толмачево.
«В настоящее время аэропортовая сеть РФ представляет собой слаженную структуру, готовую предоставить качественные, комфортные, безопасные условия обслуживания пассажиров», – заверил Александр Нерадько.
В марте 2022 года авиационными властями недружественных стран в одностороннем порядке были приостановлены или аннулированы сертификаты летной годности воздушных судов, имевших регистрацию в иностранных реестрах. Очевидно, наши бывшие «партнеры» рассчитывали на то, что отсутствие регистрации приостановит полеты российских авиакомпаний, в результате прекратится работа предприятий гражданской авиации России в целом. Однако их ожидания не оправдались, напротив, это стало дополнительным стимулом для российских компаний. «Реформа по переводу основного объема отечественного флота в российский реестр гражданских воздушных судов была проведена в очень короткие сроки. В марте–апреле прошлого года был перерегистрирован 651 самолет иностранного производства 30 отечественных авиакомпаний. Одновременно ведется работа по исключению данных воздушных судов из иностранных реестров. Сегодня 181 самолет иностранного производства исключен из реестра гражданских воздушных судов иностранных государств как в результате их выкупа российскими авиакомпаниями, так и по договоренности с лизингодателями», – сказал Александр Нерадько. Важно, что при регистрации воздушных судов в российском реестре исключается снижение уровня безопасности полетов на основе гарантий ответственности государства регистрации, то есть РФ.
В настоящее время парк воздушных судов российских авиакомпаний, ранее зарегистрированных в реестрах иностранных государств, обеспечен сертификатами летной годности России. В декабре прошлого года завершен основной этап выдачи сертификатов летной годности, проведена оценка летной годности 561 самолета, выданы 559 сертификатов. «Количество воздушных судов, имеющих сертификаты летной годности, достаточно для реализации авиакомпаниями России безопасных авиаперевозок согласно заявленным программам в соответствии с международными требованиями и российским законодательством», – констатировал Александр Нерадько.
Параллельно с этим в Росавиации продолжались работы по сертификации новых типов отечественных самолетов и вертолетов. В конце декабря 2022 года Росавиация выдала одобрение главных изменений в типовую конструкцию самолета МС–21, связанных с установкой российского двигателя ПД–14 и крыла из композиционных материалов отечественного производства. Также получено одобрение в части расширения возможности эксплуатации самолета при более низких температурах. Это станет основой для последующего импортозамещения всех агрегатов воздушного судна с тем, чтобы к концу 2024 года сертифицировать полностью российский самолет и начать его серийное производство.
Также продолжаются работы по сертификации новой версии Sukhoi Superjet 100 с максимальным импортозамещением иностранных комплектующих российскими – SSJ–NEW (официальное обозначение RRJ–95NEW–100), Ил–114, ТВРС–44 «Ладога», ЛМС–901 «Байкал» с двигателями и воздушными винтами отечественной разработки, а также модификации вертолета «Ансат», Ми–171, Ка–32, Ка–226.
Для защиты национальных интересов и обеспечения летной годности, безопасности эксплуатации иностранных воздушных судов Росавиацией в прошлом году одобрены 16 отечественных предприятий в качестве разработчика модификаций иностранной авиационной техники и ее компонентов в соответствии с федеральными авиационными правилами.
В прошлом году Росавиацией впервые в России сертифицирована беспилотная авиационная система БАС–200, что открывает новые возможности для использования такой техники.
Александр Нерадько сделал акцент на подготовке специалистов в образовательных организациях гражданской авиации, подведомственных Росавиации. В трех высших учебных заведениях и 14 филиалах обучаются около 26 тыс. студентов и курсантов, конкурс на летные специальности очень высокий. В 2019 году были трудоустроены 90% выпускников, сейчас эти цифры немного ниже в связи с падением объемов перевозок.
Говоря о планах на 2023 год, Александр Нерадько сообщил, что Росавиация продолжит работу, направленную на поддержку авиационных предприятий, вынужденных функционировать в условиях санкционного давления. Согласно постановлению Правительства РФ о субсидировании операционных расходов авиакомпаний на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям на реализацию мер поддержки предусмотрены 25 млрд 300 млн руб.
Также будет продолжена поддержка закрытых аэропортов Юга и Центральной части России, ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ», продолжат действие все регулярные субсидии, предоставляемые в рамках федерального проекта «Обеспечение доступности услуг воздушного транспорта» (развитие региональных перевозок, полеты на Дальний Восток и в Калининградскую область, дальневосточная компания «Аврора»).
Вместе с тем, Росавиация ведет планомерную работу по восстановлению международного воздушного сообщения (Таиланд, Лаос, Вьетнам).
«Деятельность Росавиации направлена на формирование доступного и безопасного авиатранспорта. РФ находится в общемировом тренде безопасности полетов. Работа по обеспечению уровня безопасности полетов ведется системно, находится на постоянном контроле», – заключил Александр Нерадько.
Завершая обсуждение, председатель Комитета по экономической политике СФ Андрей Кутепов подчеркнул, что нет ни одного региона, который в стенах СФ не говорил бы о той или иной проблеме, связанной с авиационными перевозками: «Впереди большой объем работ, в части законодательства мы всегда готовы подставить плечо».
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.