Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Сердце московской подземки

БКЛ создает в мегаполисе новую транспортную реальность.

С вводом Большой кольцевой линии жизнь москвичей и гостей столицы стала динамичнее, комфортнее и красивее. Постараемся вас в этом убедить.

БКЛ как образец для подражания

Урбанизация сегодня достигла беспрецедентной скорости, оказывая огромное давление на транспортные системы в мегаполисах по всему миру. Вследствие этого города сталкиваются с многочисленными проблемами, включая дорожные заторы, повышенное загрязнение воздуха, снижение эффективности общественного транспорта, растущую разобщенность и изолированность городских районов. В ответ на эти вызовы Большая кольцевая линия становится ключевым шагом на пути к устойчивой мобильности, создавая основу для процветающего и экологически сознательного городского ландшафта.

Москва, в которой проживают более 13 млн человек, имеет концентрическую кольцевую планировку, а для соединения радиальных линий в 1908 году было построено Малое кольцо Московской железной дороги. В 1935 и 1960 годах были разработаны амбициозные планы развития, включающие города–спутники и направленные на сдерживание городского роста в пределах МКАД, выделение жилых, промышленных и зеленых зон. Эти стратегии позволили уменьшить нехватку жилья, сократить транспортные заторы и улучшить качество воздуха.

Однако к концу 1970–х годов рост города превзошел прогнозы, что привело к расширению его за пределы кольцевой дороги в 1980–х годах. Чтобы удовлетворить потребность в эффективном транспорте в быстро растущем городе и уменьшить разрастание города и экологические последствия, необходимо было принять поистине революционное транспортное решение, которым и явилась БКЛ.

БКЛ, официально открывшаяся 1 марта 2023 года, улучшает транспортное сообщение, обслуживая районы, где ранее не было доступа к метро, и сокращая ежедневное время в пути до 45 минут. Кроме того, она снизит загруженность других линий метро до 25%, а дорожного движения – до 15%. Стоимость недвижимости вблизи БКЛ выросла на 15–20%. БКЛ не только повышает мобильность рабочей силы, но и увеличивает производительность городского хозяйства, стимулируя развитие и обновление городов. БКЛ вносит свой вклад в общую экологическую устойчивость Москвы, формируя структуру использования земель, способствуя коммерческому росту, содействуя смешанному землепользованию и плотности городской застройки, а также улучшая качество воздуха в городе.

Большая кольцевая линия представляет собой жизненно важный шаг на пути к более устойчивому и взаимосвязанному будущему столицы. Ее развитие подчеркивает связь между транспортом и городским развитием, доказывает, что стратегические инвестиции в транспортную инфраструктуру могут способствовать устойчивому росту, повышению качества жизни и смягчению последствий изменения климата. В то время как города всего мира борются с проблемами урбанизации, изменением климата и меняющимися транспортными требованиями, БКЛ служит образцом реализации потенциала транзитно–ориентированного развития для создания эффективного и устойчивого будущего городских центров.

Рекорд по времени

БКЛ – крупнейший в мире проект метростроения. Это 70 км путей, 31 станция и три электродепо. Ввод БКЛ метро улучшил транспортное обслуживание 15 млн жителей столицы и Московской области. На многих маршрутах пассажиры ежедневно могут экономить до 35–45 минут.

Завершающим этапом реализации крупнейшего в мире проекта метростроения стало открытие девяти новых станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская», «Варшавская». Две станции этого участка – глубокого заложения: «Марьина Роща» и «Рижская». Первая вошла в топ–3 самых глубоких станций московского метро с самым протяженным эскалатором длиной 130 м.

БКЛ соединила существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры Московского метро.

Со станций БКЛ можно сделать пересадки: на 20 станций 11 других линий метро; три – на МЦК; восемь – на МЦД–1 и МЦД–2; 13 – на линии железной дороги.

В качестве наглядного примера транспортного эффекта от введения БКЛ можно привести станцию «Кунцевскую», обслуживающую, в общей сложности, более 400 тыс. человек. В основном это жители Фили–Давыдково, Кунцево и Можайского района, которым приходится ездить в соседние районы – Хорошево–Мневники, Очаково–Матвеевское. Но если раньше эти поездки занимали много времени, в том числе из–за необходимости пользоваться разными видами транспорта, то теперь, благодаря появлению БКЛ, пересадки не нужны. Как итог: пассажиры экономят до 20 минут в дороге.

Если раньше, чтобы попасть из районов Фили–Давыдково, Кунцево и Можайский на «Проспект Вернадского», нужно было ехать через центр или садиться на автобус, который мог застрять в пробке, то сейчас можно преодолеть этот же путь через БКЛ – вдвое быстрее, чем через центр на метро. Как следствие, разгрузились и дороги, поскольку жители районов теперь могут добираться до нужного им места быстрее и проще, а садиться за руль не обязательно. Это видно, в частности, по Аминьевскому шоссе, движение по которому стало заметно свободнее – на 8–10%. Аналогичный эффект наблюдается, кстати, и в Зюзино: улица Каховка в результате открытия там станции БКЛ разгрузилась на 15%.

За счет существенного снижения нагрузки на другие линии положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры Московского метрополитена.

Кольцевая линия разгрузится до 25%, радиальные направления – до 22%, Московское центральное кольцо – до 20%, МЦД–1 и МЦД–2 – до 10%. На 5–15% снизится загруженность МКАД, Третьего транспортного кольца и вылетных магистралей за счет отказа части водителей от поездок на личном транспорте в пользу общественного.

Для БКЛ оптимизируют маршруты наземного городского транспорта – он становится быстрее и удобнее для пассажиров. Станции Большой кольцевой линии уже обслуживают 255 маршрутов, из них четыре новых и 149 скорректированных. Ближе к БКЛ перенесли 88 остановок общественного транспорта.

На БКЛ курсируют порядка 100 российских поездов «Москва–2020», что позволит поддерживать привычные для московского метро короткие интервалы движения, особенно в часы пик.

Поезд «Москва–2020» соответствует самым высоким требованиям Московского транспорта по обеспечению комфортных поездок для пассажиров: там максимально широкие двери и межвагонные переходы, USB–зарядки возле каждого сиденья, большие информационные дисплеи, подсветка в цвет линии и системы обеззараживания воздуха.

Для обслуживания, ремонта и отстоя поездов было перепрофилировано электродепо «Замоскворецкое» и возведено два новых электродепо.

БКЛ строили и запускали участками. Первые пять станций – «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская, «ЦСКА» и «Петровский парк» – открыли в феврале 2018 года.

Запуск первого участка улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы – Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савеловский, а также в деловом центре «Москва–Сити».

В декабре 2018 года открылась еще одна станция Большого кольца метро – «Савеловская».

27 марта 2020 года открыли станции «Лефортово» и «Авиамоторная» вместе со вторым участком Некрасовской ветки. До полного запуска БКЛ они работают в составе розовой линии.

31 декабря 2020 года заработала станция «Электрозаводская». Она расположена в Басманном районе, вдоль Семеновской набережной, у примыкания к Казанскому направлению Московской железной дороги (МЖД). До завершения строительства БКЛ станция работала в составе Некрасовской линии.

1 апреля 2021 года открыли еще две станции – «Народное Ополчение» и «Мневники». Они стали первыми станциями метро в районе Хорошево–Мневники, где проживают 174 тыс. человек, а планируемый прирост населения с учетом строящихся и перспективных объектов, а также реализации программы реновации жилфонда составляет 76 тыс. человек.

7 декабря 2021 года Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке БКЛ. Среди запущенных в работу были девять новых станций подземки: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и одна реконструированная – «Каховская».

И наконец, с вводом девяти последних станций 1 марта 2023 года кольцо замкнулось. Линию создали в максимально короткие для объекта такого масштаба сроки – за 10 лет.

Стандартизировано и уникально

Запуск новых станций увеличивает трафик на прилегающих улицах, а значит, необходимо комплексно благоустраивать территории, приводить в порядок существующие и создавать альтернативные пешеходные маршруты к транспортным объектам. Все это становится возможным благодаря совместной работе метростроителей и Департамента капитального ремонта Москвы.

За время строительства станций Большого кольца на прилегающих к ним территориях благоустроили порядка 220 га.

Благоустройство территорий, прилегающих к объектам транспорта, проводится по московским стандартам с учетом потребностей горожан в комфорте, безопасности, экологичности, разнообразии и идентичности. Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы был принят в 2016 году. Документ учитывает все столичные улицы, которые разделены на 10 типов, для каждой из них устанавливаются рекомендации по благоустройству.

Именно комплексный подход к развитию общественных пространств и формированию городской среды позволяет создавать в Москве подлинно комфортное пространство. Несмотря на то, что решения для проектирования территорий в основном типовые, стандарт оставляет поле для разработки индивидуальных проектов для каждого конкретного объекта, при этом учитываются пожелания местных жителей.

Все станции БКЛ уникальны как по своему расположению, так и по особенностям прилегающей территории. На каждой из них применяются разные планировочные и архитектурные решения. Где–то возможно лишь линейное благоустройство, позволяющее обеспечить удобные маршруты к метро от жилых домов, а где–то есть возможность создать новые или обновить существующие скверы, разместить детские и спортивные площадки, оборудовать зоны для выгула собак. В зависимости от конфигурации и общего стиля оформление пространства может отличаться по виду и размеру фонарей, уличных торшеров, установленных на них светильников, скамеек, урн и других малых архитектурных форм. Но обязательными остаются общие стандарты благоустройства, направленные на обеспечение комфорта и безопасности для горожан. В результате создается гармоничное пространство, объединенное общей архитектурной концепцией. Все территории, прилегающие к станциям БКЛ, приобрели новый своеобразный облик. Это стало возможным благодаря многофункциональному благоустройству, выполненному по современным стандартам с учетом потребностей местных жителей и транзитных пассажиров. Вблизи входных павильонов появились парки и скверы, спортивные площадки и велодорожки, пункты общественного питания, разные коммерческие объекты.

Так, к парку «Сокольники» от станции БКЛ ведет аллея, на ней размещены скамейки–клумбы с сезонным озеленением. На улице Гастелло и в Поповом проезде обустроят две спортплощадки, предназначенные сразу для нескольких видов спорта – баскетбола, волейбола и воркаута (уличной гимнастики).

Еще один яркий пример благоустройства территории около станции БКЛ – пространство со сложным искусственным рельефом, созданное около «Кунцевской». Здесь применен прием геопластики, давший возможность создать озелененные холмы, органично вписав технические сооружения метрополитена и разместив отдельное пространство для отдыха со сквером и амфитеатром.

Около станции «Петровский парк» создали общественное пространство, где можно проводить городские мероприятия и просто с комфортом отдыхать.

У станции «Проспект Вернадского» Большого кольца появился новый пешеходный маршрут: между парком 50–летия Октября и входом на новую станцию проложили пешеходные дорожки. Специалисты убрали под землю линии электропередачи, модернизировали систему водостока, расширили тротуары, обновили асфальтовое покрытие и обустроили парковочные карманы. Для пассажиров общественного транспорта установили 16 остановочных павильонов с зарядными слотами.

Возле соседней станции «Мичуринский проспект» обустроили несколько пространств для отдыха. Преобразили внешний вид сквера на площади парка Олимпийской деревни. Высадили цветы, разбили газоны возле памятника Ивану Ярыгину. Здесь же установили арт–объект «Птицы», напоминающий о ценности городской экосистемы и бережном отношении к природе.

На юго–востоке города у станции «Нижегородская» сооружен концептуальный арт–объект, который напоминает НЛО. Он символизирует интеграцию разных видов транспорта столицы и называется «Московские кольца». Сфера диаметром 3,7 м в виде сети веток и станций метро – в пределах Кольцевой линии, а ленты вокруг нее символизируют Московское центральное кольцо и Большое кольцо метро. В темное время суток композиция подсвечивается разноцветными лампочками, которые обозначают станции.

Арт–объект из нержавеющей стали «Московские кольца» кроме эстетической, выполняет практическую функцию: маскирует расположенную под ним вентиляционную шахту. Кроме того, здесь появился ландшафтный парк. Он стал буферной зоной между строящимся жилым кварталом и транспортно–пересадочным узлом.

Все пространство окружено деревьями и кустарниками. В перспективе «Нижегородская» станет одним из крупнейших транспортно–пересадочных узлов, причем не только в Москве, но и в Европе.

Арт–объект в виде декоративного цифрового табло, установленный на центральной стене, встречает пассажиров перед входом на станцию «Рижская». Оно показывает текущее время.

Арт–объект решено было сделать в форме арок, которые стали основой дизайна всей станции и несут идею портала времени. Еще 16 таких же арок украсили саму станцию.

Вокруг продолжается комплексное благоустройство территории. Участок Рижской площади представляет собой островок посреди проезжей части. Под ним проложены коммуникации станции БКЛ. Здесь же находится выход из вестибюля, от которого можно удобно дойти до остановок общественного транспорта. Здесь свяжутся в узел станции Калужско–Рижской и Большой кольцевой линий метро, МЦД–2, МЦД–3 и МЦД–4, маршруты наземного транспорта и высокоскоростная магистраль в Санкт–Петербург.

При организации ТПУ предусмотрена торговая галерея на месте универмага «Крестовский». За Рижским вокзалом, на месте Рижского грузового двора, вырастет комплекс «РЖД–Сити» с офисами и жильем.

Для благоустройства станций Большого кольца и территорий вокруг них применяются только отечественные материалы, используется лучший натуральный камень из российских регионов.

Например, на станции БКЛ «Аминьевская» использован камень из двух регионов. На территории вокруг нового ТПУ уложена гранитная плитка двух цветов. Рабочие уложили белый гранит, который добывается в Ташмурунском месторождении в Башкирии, одном из крупнейших в мире по объему залегания природного камня, и черный гранит габбро из Карелии. Выбор материала для благоустройства обусловлен прежде всего дизайном общественного пространства.

15 тыс. кв. метров центральной аллеи, ведущей от строящейся станции БКЛ метро «Сокольники» к одноименному парку, вымощено красным клинкерным кирпичом российского производства. Такой цвет символизирует принадлежность к Сокольнической линии – первой линии столичного метрополитена, пуск которой состоялся в 1935 году.

И работа, и жилье

Строительство большой кольцевой линии (БКЛ) в Москве уже обеспечило рабочими местами 6 тыс. человек. Новую работу получили машинисты электропоездов, дежурные по станции, монтеры пути, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесари–электрики по обслуживанию и ремонту оборудования, инспекторы службы безопасности и другие.

Любые инфраструктурные проекты города стимулируют развитие малого бизнеса. И в первую очередь это относится к развитию транспорта, который меняет трафик горожан. В этом смысле открытие движения по всей Большой кольцевой линии метрополитена уже в краткосрочной перспективе окажет влияние на развитие малого бизнеса. За первые два месяца эксплуатации БКЛ ею воспользовались более 53 млн горожан. В среднем в километровом пешеходном радиусе от станции располагаются 25–30 объектов малого и среднего бизнеса. Поэтому 31 станция новой линии стимулирует открытие или развитие порядка 1 тыс. торговых точек и предприятий сферы услуг. Это не менее 4 тыс. рабочих мест.

Развитие стрит–ритейла даст масштабный фронт работ и транспортным компаниям, строительным фирмам, поставщикам продуктов, которые обеспечивают работу торговых точек и предприятий сферы услуг. Анализ показывает, что каждое малое и среднее предприятие, работающее на маршруте с устойчивым трафиком, отчисляет в качестве налогов в среднем 1–1,5 млн руб. Таким образом, дополнительные налоговые поступления города составят не менее 1 млрд руб. А еще это создает предпосылки для развития малого и среднего бизнеса, который должен составлять основу экономики мегаполиса.

Запуск движения по всему маршруту Большой кольцевой линии Московского метрополитена не только добавил более 6 тыс. новых рабочих мест в метро, но также приведет к экономическому оживлению близлежащих к новым станциям районов – речь идет о создании 100–150 тыс. рабочих мест в перспективе нескольких лет.

Любая транспортная инфраструктура создает места притяжения, формирует пешеходный поток. А значит, там концентрируется экономическая активность, в первую очередь малого бизнеса – места предоставления товаров и услуг. Экономическая же активность активизирует в свою очередь трудовую занятость населения.

Формируется дополнительная хордовая связь районов, что в конечном итоге влияет на то, где горожане хотят и могут работать. Запуск Большого кольца стоит рассматривать и в рамках других инициатив столичной мэрии по оживлению экономики города и созданию мест приложения труда. Например, в таких как программы комплексного развития территорий (КРТ) – создания на месте бывших промзон многофункциональных кластеров современной застройки с недвижимостью жилого, социального и коммерческого назначения. В итоге это приведет к тому, что в чистом виде «спальных» районов без экономической активности в Москве почти не останется.

Что касается жилищного строительства, то станции БКЛ в отличие от того же МЦК располагаются в уже существующей застройке. Для нового девелопмента будет меньше свободы, но больше возможностей для интеграции в существующую инфраструктуру и застройку.

Вместе с тем часть ее участков проходит по территории нового редевелопмента, например, на востоке Москвы. Именно поэтому станции БКЛ также будут способствовать функциональному насыщению территорий; получит развитие и жилищное строительство. Характерный пример – ТПУ «Нижегородская», где соединяются несколько видов транспорта. Поэтому через несколько лет городская застройка вокруг ТПУ изменится коренным образом.

Всего по расчетам столичных властей около БКЛ и вдоль нее можно будет построить более 20 млн «квадратов» различной недвижимости. Сейчас уже утверждены проекты планировки территорий и оформлены градостроительные планы земельных участков общей площадью около 1,9 тыс. га с потенциалом строительства порядка 17 млн кв. м различной недвижимости. На заседаниях Градостроительно–земельной комиссии города предварительно одобрено развитие еще 426 га, на которых может появиться около 4 млн новых «квадратов».

С вводом БКЛ жизнь для жителей столицы действительно стала более динамичной и комфортной, а окружающая среда – красивой. А впереди новые интересные проекты.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель» ТР», кандидат экономических наук.


просмотры:

1076

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться