Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Курс на надежность, безопасность и комфорт

 За последние 10 лет закуплено почти 8 тысяч вагонов нового поколения

 

Российские железные дороги пролегают по территориям 83 субъектов с учетом новых регионов РФ. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится более 1 млрд пассажиров – в 2023 году эта цифра составила 1,2 млрд пассажиров. Выполняется более 200 тыс. рейсов поездов дальнего следования и более 2,4 млн рейсов пригородных поездов. Такие данные озвучил директор Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Александр Федорчук, выступая на панельной дискуссии «Железнодорожный транспорт для пассажира: безопасно и с комфортом» в рамках Дня пассажирской логистики на международной выставке–форуме «Россия».

Александр Федорчук рассказал о приоритетах государства в сфере развития железнодорожного транспорта. Он отметил, что пассажирский железнодорожный транспорт является ключевым элементом опорного каркаса транспортной системы России. Перевозки пассажиров имеют существенное социально–экономическое значение для всех регионов нашей страны. «Задача, над которой работают государство и железнодорожная отрасль, непосредственно связана с необходимостью повышения связности территорий, в том числе на безальтернативных маршрутах между малыми населенными пунктами», – напомнил Александр Федорчук.

Новые сервисы

Государственная поддержка пассажирских перевозок является комплексной задачей. В целом на поддержку пригородных перевозок из федерального бюджета по линии Министерства транспорта РФ в 2023 году было направлено 52,6 млрд руб., 12,2 млрд руб. – на поддержку перевозок в дальнем следовании. За последние 10 лет обновлено 30% подвижного состава в дальнем и пригородном сообщениях, закуплено почти 8 тыс. вагонов нового поколения. Задача государства состоит также в поддержании высокого уровня профильного образования, что гарантирует предоставление качественных услуг.
В части социальных гарантий за счет федерального и региональных бюджетов отдельным категориям граждан предоставляется бесплатный и льготный проезд. На сегодняшний день реализована функция покупки билетов онлайн для льготных категорий граждан. Проводится работа по актуализации Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом до 2035 года. Пассажирские железнодорожные перевозки активно внедряются в систему общегородского транспорта.
Генеральный директор АО ТК «Гранд сервис экспресс» Александр Ганов рассказал о перспективах развития новых сервисов на железнодорожном транспорте. Компания обладает управленческой гибкостью, что позволяет ей оперативно адаптироваться к изменениям и отвечать на вызовы времени. Компанией «Гранд сервис экспресс» в 2023 году перевезены 5 млн пассажиров. Для сравнения: в 2020 году были перевезены 1,3 млн пассажиров.
В прошлом году был взят курс на развитие коммуникации через социальные сети и мессенджеры, что позволяет получать обратную связь, учитывать пожелания пассажиров. Через традиционные каналы связи в среднем поступает до 20 тыс. обращений в год. Время отклика на обращение составляет 45 минут.
Сегодня для удобства автолюбителей предусмотрена перевозка транспортных средств – в составе поезда «Таврия» курсируют специализированные вагоны–автовозы. Чтобы разнообразить долгую поездку, – а около 75% пассажиров являются туристами, и более половины из них путешествуют с детьми, – в пути проводятся викторины, шахматные турниры, запущены обучающие платформы для самых маленьких пассажиров.

По словам гендиректора ООО «Аэроэкспресс» Андрея Акимова, в настоящий момент парк компании насчитывает 21 состав, средний возраст которых составляет 8,4 года. У компании имеется собственное депо для обслуживания поездов. За 18 лет работы аэроэкспрессы перевезли более 170 млн пассажиров, в 2023 году пассажиропоток превысил планку в 11 млн пассажиров, и впервые с 2016 года доля в перевозках в аэропорты Московского авиационного узла составила 15,5%.
«Конкурентными преимуществами компании являются актуальность, удобство, доступная и предсказуемая цена и гарантированность времени перевозки. Предусмотрены шесть каналов продаж билетов, куда входят онлайн–сервисы – сайт и мобильное приложение, традиционные – кассы и автоматы в аэропортах и вокзалах, а также широкая агентская сеть», – подчеркнул Андрей Акимов.

Реализована возможность оплаты с помощью таких современных методов, как СПБ, SberPay, «Яндекс Пэй», оплата по биометрии. Для групповых или семейных поездок разработана гибкая ценовая политика с учетом дисконта по отношению к стандартной цене билета.
С учетом тенденции роста внутреннего туризма ООО «Аэроэкспресс» рассматривает возможность запуска проектов в различных регионах. Как серьезному инвестпроекту, требующему больших финансовых вложений, данному направлению требуется детальная проработка с властями субъектов и владельцами инфраструктуры.

Вагон: образ будущего

Выступая на пленарной сессии «Транспортная система будущего в интересах пассажира», генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров подчеркнул, что существенным импульсом для железнодорожного машиностроения стали санкции. «В 2022 году против России западными странами были введены незаконные санкции, и вопрос импортозамещения вышел на первое место, – напомнил глава компании. – Как были описаны санкции в отношении железных дорог России: «Поезда для граждан России являются предметом роскоши». Соответственно, железнодорожный пассажирский подвижной состав оказался в санкционных списках».
Впрочем, планам недобросовестных партнеров не суждено было сбыться. Ведь ОАО «РЖД», по словам Олега Белозерова, совместно с отечественными машиностроителями уже накопили существенный технологический потенциал и передовые компетенции. Недавно, к примеру, был представлен абсолютно новый импортозамещенный состав «Финист», который начал курсировать в декабре 2023 года. В ближайшее время встанут на рельсы вагоны увеличенного габарита «Т» производства Тверского вагоностроительного завода, где увеличены спальные места и предусмотрена персонализация личного пространства. В основе – принцип модульного составления вагона. Кстати, специалисты пришли к выводу, что интерьер в вагонах должен меняться один раз в 12 или даже в 7 лет.

Заместитель генерального директора машиностроительного холдинга «Синара–Транспортные Машины» (СТМ) Антон Зубихин отметил, что разработка стандартов к подвижному составу всегда осуществляется с учетом пожеланий пассажиров. Если ранее требования менялись достаточно медленно и формировались на 40 лет вперед, то сейчас они повышаются каждые 5 лет. Сюда входят пожелания пассажира о создании комфортного личного пространства: возможностей с удобством использовать персональный девайс или гаджет, а также его подзарядку, регулировать уровень освещенности. Также повышаются требования к шумоизоляции и гигиене.
Современные поезда производства компании СТМ оснащаются антибактериальными поручнями и системой очистки воздуха, системами микроклимата. Мощности предприятий рассчитаны на производство 250 вагонов ежегодно (при текущем уровне в 150 вагонов), существующий задел в полной мере способен удовлетворить потребности отечественных перевозчиков.

Поможет «цифровой двойник»

«За требованиями пассажиров не всегда просто угнаться», – признается директор по продуктовому и техническому маркетингу компании «ТМХ Пассажирский транспорт» Валерия Шарафутдинова. При проектировании современных поездов необходимо стремиться расширять пул технических инноваций, делая ставку на увеличение срока службы подвижного состава, сглаживать инфраструктурные несовершенства. Важно развивать и пассажирские сервисы.
По словам Валерии Шарафутдиновой, в Трансмашхолдинге тестирование макетов новых продуктов проводится с учетом требований эксплуатирующих компаний, пожеланий пассажиров и профильных экспертов, что позволяет максимально точно сформулировать требования к техническому облику и эргономике новых продуктов, а также уровню пассажирских сервисов.

В своем докладе на панельной дискуссии «Железнодорожный транспорт для пассажира: безопасно и с комфортом» заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта Трансмашхолдинга Александр Лошманов подробно остановился на ключевой стратегии компании – необходимости обеспечить технологический суверенитет. Подразделение «ТМХ инжиниринг» обладает всем необходимым, чтобы совершенствовать эксплуатационные характеристики перспективных моделей подвижного состава, делая их максимально технологичными, состоящими из отечественных компонентов.
Уже сегодня готовы к запуску в эксплуатацию поезда «Иволга» 4–го поколения, сообщил он. В этой модели учтены такие параметры, как эргономика, тактильные ощущения, освещение. На базе платформенных решений построена программа развития, предусматривающая модификацию внутренней компоновки, установку капсульных вагонов.
Сегодня на основе технологии «цифровых двойников» создается поведенческая модель пассажира, моделируется его поведение на платформе, фиксируются передвижения пассажиропотоков на входе и выходе со станции, при помощи компьютера оптимизируются различные решения. Компания работает на перспективу – с 2026 года планируется строительство двухэтажных вагонов габарита Т с перспективой повышения скоростей движения до 200 км/час, внедрение push–pull составов (то есть без перецепки) постоянного формирования. Функцио-нальный дизайн поезда создается совместно с пассажирами.

Заглянуть за горизонт

Как рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Иван Колесников, холдинг приобретет порядка 500 новых вагонов для поездов дальнего следования, в том числе 160–180 двухэтажных вагонов. Порядка 7 тыс. вагонов из курсирующих сейчас на сети РЖД были выпущены менее 15 лет назад. Таким образом, пассажирам предлагается достаточно «молодой» подвижной состав.
Иван Колесников пояснил, что приоритетным направлением для эксплуатации современных двухэтажных вагонов станет юг России. Под эти задачи там модернизируется инфраструктура. «В 2024 году мы планируем приобрести порядка 500–550 новых вагонов. При этом АО «Федеральная пассажирская компания» реализует программу модернизации подвижного состава через капитально–восстановительный ремонт, – рассказал он. – Мы фактически формируем в вагоне новые потребительские свойства. Недавно был презентован новый вагон СВ с вертикальным расположением полок, в нем используется компоновка вагона с опцией Family Siut, когда два купе фактически соединены. Со стороны пассажиров мы получаем большое количество положительных откликов на такой вагон».
Наблюдается повышенный рост интереса к пригородным перевозкам на тех направлениях, где эксплуатируется современный подвижной состав – «Иволга», «Ласточка». Это происходит во всех регионах: Урал, Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ. Модернизация подвижного состава, вокзалов делает железнодорожный транспорт очень привлекательным, отметил Иван Колесников.
Доцент института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Дмитрий Твардовский затронул вопрос, связанный с необходимостью инвестирования в железнодорожную инфраструктуру. По его словам, поездка для пассажира, как и любой проект, начинается с планирования. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года предусматривает выбор между использованием совмещенной инфраструктуры и строительством выделенной инфраструктуры под высокоскоростное пассажирское движение.
Для российской экономики создание сети высокоскоростных магистралей обеспечит прирост валового внутреннего продукта и бюджетных доходов, создаст предпосылки для развития новых промышленных отраслей и в конечном итоге будет способствовать переходу на принципиально новый технологический уровень. С точки зрения окупаемости проекта ВСМ нужно рассматривать его совокупный мультипликативный эффект, куда входит и развитие машиностроительного блока, и сокращение времени в пути для пассажира. Такие проекты могут быть реализованы при участии различных форм поддержки, к которым можно отнести выпуск инфраструктурных облигаций и концессии. Постепенно они становятся привлекательным механизмом для широкого круга инвесторов.
Как отметил Олег Белозеров, продолжается разработка первого российского электропоезда со скоростью движения до 400 км/час. Он будет состоять из 8 вагонов. Предусмотрено 4 класса обслуживания (первый, бизнес, комфорт, базовый), игровая зона для детей с интерактивными играми, кухня с баром в вагоне–бистро, мультимедийная информационно–развлекательная система.
Начало сборки первого образца – 2026 год. В 2027 году поезд должен быть готов. В 2028 году запланировано получение сертификата соответствия. Реализация первого этапа ВСМ планируется до 2030 года.
Для высокоскоростного сообщения необходима соответствующая беспроводная инфраструктура связи, которая позволит предоставлять пассажирам в пути доступ в Интернет со скоростью 250 Мбит/с. На первом этапе она будет протестирована на электропоездах «Сапсан».
Рассказывая о ближайших планах железнодорожников, Олег Белозеров анонсировал запуск в этом году нового клиентского сервиса «Лист ожидания». Он позволит пассажиру приобретать билет после получения уведомления о появлении в продаже свободных мест, если при первом запросе они отсутствовали.
«Также разрабатываем опцию посадки в поезд без предъявления документов – через QR–код в приложении «Госуслуги» и валидации по биометрическим персональным данным. Для этого совместно с Минцифры России и другими профильными ведомствами готовим полноценную нормативную базу, – сообщил Олег Белозеров.


просмотры:

1419

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться