Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

От месторождения – к морю

Продолжается строительство Тихоокеанской железной дороги.

Недавно по мосту через реку Киран в Тугуро–Чумиканском районе Хабаровского края, который возведен в рамках проекта строительства Тихоокеанской железной дороги (ТЖД), прошел первый поезд. Это уже пятое из шести мостовых сооружений, возведенных на ТЖД.

Самый короткий путь

Идея этого проекта была озвучена в 2021 году на Петербургском международном экономическом форуме. Первые рабочие на объект прибыли в феврале 2022–го. Тогда и началось строительство Тихоокеанской железной дороги от Эльгинского месторождения угля в Якутии через Тугуро–Чумиканский район Хабаровского края к побережью Охотского моря. Протяженность ТЖД от станции Эльга до мыса Манорский составит 531 км, а с учетом разъездов и станций – 626 км. Железнодорожная магистраль строится на частные средства. Компания «Эльгауголь», мощности добычи и переработки угля которой давно превышают возможности его вывоза с месторождения, инвестирует проект строительства ТЖД и порта. Проект реализуется силами крупной строительной компании «Эльга–Строй» и четырех подрядчиков.
С момента принятия решения до сегодняшнего дня прошло всего три года. За это время магистраль построена уже больше чем наполовину. По мнению ряда специалистов, по темпам работ ТЖД приближается к ударным комсомольским стройкам прошлого века. Масштабные работы по возведению самой протяженной в современной России частной железнодорожной магистрали и угольного терминала идут с опережением графика.
Тихоокеанская железная дорога будет иметь одну колею со стандартной в России шириной – 1520 мм. Планируемый суточный трафик – 18 пар грузовых поездов. Проект предполагает устройство одной промежуточной станции и 18 разъездов. К моменту завершения строительства дороги (первый состав по ТЖД планируют отправить уже в конце 2024 года) предполагается приобретение подвижного состава – 15 локомотивов и 1,2 тыс. вагонов.
Из–за экстремальных климатических условий навигации (плавающие ледяные глыбы в заливе в течение 10 и более месяцев в году и очень высокие приливы и отливы), при которых кромка воды на мелководье отступает далеко в море, конечный пункт проекта железной дороги из поселка Чумикан был перенесен на 30 км севернее – на мыс Манорский, где условия навигации лучше. Это привело и к изменению протяженности проектируемой железной дороги с 492 км до 531 км.
По оценкам экспертов, Эльгинское месторождение имеет крупнейшие на территории России запасы коксующегося угля (около 2,2 млрд тонн). Их хватит на 100 лет разработки месторождения. Причем доля коксующегося угля там составляет больше 75% по стандартам JORC и 97% по классификации РФ (марки Ж, ГЖ). Коксующиеся угли этих марок используются в основном в металлургии. Месторождение расположено на юго–востоке Республики Саха (Якутия), в 415 км от города Нерюнгри, где находится ближайший аэропорт, и в 300 км от Байкало–Амурской магистрали. Компания «Мечел» начала разработку Эльгинского месторождения угля в 2011 году. Год спустя она построила железную дорогу от станции Улак на БАМе до станции Эльга протяженностью 315 км.
Около 90% угля, добываемого на Эльгинском месторождении, идет на экспорт. Однако главной проблемой является нехватка пропускной способности железных дорог для его вывоза. После того как Евросоюз наложил вето на импорт угля из России, российские угольные компании стали перестраивать логистические цепочки в расчете на новые рынки сбыта в странах Азиатско–Тихоокеанского региона, где спрос на высококачественный уголь очень высок. Эксперты предполагают, что в числе основных стран – импортеров угля останутся Китай, Индия, Южная Корея. Ожидается, что закупки сырья на международном рынке нарастят Вьетнам, Малайзия, а также Египет, Нигерия, Марокко и даже ОАЭ.
Однако, чтобы попасть на рынок АТР, составы от Эльги до сих пор отправляют железной дорогой. До морпорта Ванино Хабаровского края – более 2000 км, до порта Восточный в Приморье – около 2500 км. А вот до побережья Охотского моря по прямой – чуть больше 500 км. Выходит, это самый короткий и выгодный путь.
Ввод в строй Тихоокеанской железной дороги и морпорта на берегу Охотского моря позволит не только разгрузить БАМ и Транссиб, но и даст новый импульс развитию добывающей промышленности Якутии и Хабаровского края. Этого с нетерпением ждут многие предприятия угольной отрасли. Ведь некоторые их них вынуждены простаивать из–за ограниченных возможностей по вывозу угля за рубеж. Реализация проекта позволит значительно сократить маршрут транспортировки угля с Эльгинского месторождения в Хабаровский край. Новая железная дорога и порт дадут региону около 3500 новых рабочих мест.
Помимо всего, Тихоокеанская железная дорога откроет доступ к полезным ископаемым, которыми богата территория Тугуро–Чумиканского района. В 150–200 км от него находится Мильканское железорудное месторождение. После запуска ТЖД и морпорта региональные власти рассчитывают приступить к его освоению. Есть планы по строительству там мощного ГОКа, а на берегу Охотского моря – Тихоокеанского металлургического комбината.
По данным Международного энергетического агентства, в 2023 году Россия по объемам производства угля обогнала Австралию и вошла в пятерку лидеров. На долю нашей страны пришлось 5,8% мировой добычи. По оценкам экспертов, доля российского угля в мировом экспорте к 2050 году может вырасти до 25–30% с текущих 16–17%.

Порт обретает очертания

В прошлом году на Восточном экономическом форуме Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) и ООО «Порт Эльга» заключили соглашение о сотрудничестве по развитию угольного морского терминала «Порт Эльга» в районе мыса Манорский в Хабаровском крае. Согласно документу компания инвестирует в строительство логистического актива более 136 млрд рублей и создаст не менее 3 тыс. новых рабочих мест. КРДВ, в свою очередь, будет содействовать проекту на всех этапах его реализации.
В присутствии заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева документ подписали генеральный директор КРДВ Николай Запрягаев и генеральный директор ООО «Порт Эльга» Вадим Бугаев.
При содействии КРДВ инвестор подготовит и подаст заявку на расширение границ территории опережающего развития (ТОР) «Хабаровск», чтобы получить статус резидента ТОР. КРДВ окажет содействие в формировании концепции проекта, выборе земельного участка и проработке инфраструктурного обеспечения. Кроме этого, Корпорация наладит взаимодействие с другими институтами развития и органами федеральной и региональной власти, поможет предприятию в общей координации работы.
По словам генерального директора ООО «Порт Эльга» Вадима Бугаева, продукция Эльгинского месторождения – уголь с высоким содержанием летучих веществ, высокой текучестью, чрезвычайно низким содержанием серы, азота и фосфора и высокой теплотворной способностью. Он высоко востребован как в России, так и за рубежом. Строительство терминала «Порт Эльга» и ввод в эксплуатацию Тихоокеанской железной дороги, строительство которой идет параллельно, будет иметь мультипликативный эффект для промышленного развития всего Дальнего Востока. ТЖД вдвое сократит маршрут транспортировки угля с Эльгинского месторождения, разгрузит Байкало-Амурскую магистраль.
Изначально угольный порт планировалось построить в Ванинском или Советско–Гаванском районах. Но эксперты отклонили это предложение: в Ванино уже много действующих портовых мощностей, которые развиваются и растут. А вот для слаборазвитого и малонаселенного Севера проект как раз то, что надо. И вот работа в разгаре. Планируется построить железнодорожную станцию с восемью путями и пятью километрами конвейерной линии для транспортировки угля в порт, а также склады для хранения груза в портовой зоне. Площадь порта – 44,5 га, емкость угольных складов – 344 тыс. тонн. Предполагается, что морпорт Эльга примет первое судно для перевозки грузов насыпью (балкер) уже в конце 2024 года. Порт будет вводиться поэтапно. На первом этапе (тестовом) в 2025 году перевалка составит 5 млн тонн, затем 12 млн, а далее терминал будет выведен на полную мощность в 30 млн тонн.
Навигация в акватории Удской губы Охотского моря в районе мыса Манорский без ледокольного сопровождения начинается только в конце июня – начале июля и продолжается всего два–три месяца. Вся юго–западная часть Охотского моря значительную часть года покрыта тяжелым однолетним льдом сплоченностью от 7 до 9 баллов, кромка льда находится в нескольких сотнях миль от мыса Манорский. Для работы в таких условиях необходимо не только ледокольное обеспечение, но и балкеры, имеющие ледовый класс Arc4. Уже подписан контракт на строительство буксиров такого класса. Названия у новых судов будут под стать региону – «Хабаровск», «Манорский».
По заказу порта Эльга на Хабаровском судостроительном заводе планируется изготовить два морских буксира–ледокола класса Arc4 стоимостью по 1 млрд руб. каждый. После запуска порта предполагается заказать еще два аналогичных судна. Они предназначены для буксировки барж и других плавучих средств в порту и прибрежных районах, а также перевозки людей и грузов на рейд при плавании в арктических морях.
Согласно проекту в порту Эльга будут применяться самые современные технологии пылеподавления. Объект будет отвечать строгим экологическим требованиям. Строительство порта даст Хабаровскому краю дополнительно около двух тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. Столько специалистов будут трудиться только в порту. Практика показывает, что на одно рабочее место, созданное на современном морском терминале, на прилегающей территории возникает 8 новых. Оживает торговля, получают развитие здравоохранение, образование, предприятия социально–экономического профиля. Между прочим, две тысячи специалистов – это больше, чем сейчас проживает людей в Тугуро–Чумиканском районе Хабаровского края. Рядом с портом будет возведен и современный жилой поселок на 2500 человек. Предполагается строительство железнодорожного депо и ТЭЦ. В высших и средних специальных учебных заведениях Хабаровска и Комсомольска–на–Амуре уже ведется подготовка специалистов для будущего портового и железнодорожного комплекса.
В вахтовом поселке сейчас живут и работают почти три тысячи человек, которые ежедневным напряженным трудом ускоряют строительство объекта на труднодоступной территории. От ближайшего населенного пункта, села Чумикан, до мыса, где развернулось масштабное строительство, можно добраться только по воздуху.
Первый причал порта Эльга, конечной точки Тихоокеанской железной дороги, специалисты сдали с опережением графика. Несмотря на сложные климатические условия побережья Охотского моря, параллельно продолжается отсыпка грунта там, где разместятся другие причалы.
Проектная мощность морского угольного терминала «Порт Эльга» составит 30 млн тонн в год с возможностью увеличения до 50 млн тонн. Морпорт вместе с частной железной дорогой – ворота в страны АТР, где российский уголь пользуется большим спросом. По окончании строительства порт сможет принимать суда дедвейтом до 100 тыс. тонн. Для Дальневосточного федерального округа этот проект имеет стратегически важное значение, в том числе как ключевой элемент развития региональных логистических мощностей в рамках политики разворота России на Восток.
По словам заместителя Председателя Правительства РФ, полномочного представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, строительство нового морского терминала в Хабаровском крае, куда по Тихоокеанской железной дороге будет доставляться уголь Эльги, укрепит промышленный потенциал Якутии и поддержит освоение месторождения. Морской терминал создаст новые портовые мощности в Хабаровском крае, позволит сформировать рабочие места, а региональный бюджет получит дополнительные налоги.


просмотры:

709

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться