Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Умная» цифра

Современные решения в сфере РЖД.

Транспортная отрасль – в числе лидеров по внедрению технологий искусственного интеллекта (ИИ). ОАО «РЖД» тоже следует этому тренду: сегодня холдинг реализует более 50 проектов с применением ИИ.
Ключевую роль в подобных разработках компании играет отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ). У подразделения есть реальные примеры промышленного применения уже созданных технологий, и специалисты постоянно исследуют новые возможности искусственного интеллекта. Как рассказал заведующий лабораторией искусственного интеллекта ОЦРВ Александр Любченко, в холдинге применяется широкий спектр разработок в области искусственного интеллекта: компьютерное зрение, речевые технологии, а также предиктивная аналитика. В стадии исследования находятся технологии генеративного и даже эмоционального ИИ. Современные решения в ОАО «РЖД» используются исключительно для повышения эффективности и безопасности основных технологических и бизнес–процессов.
Например, искусственный интеллект уже помогает в нормировании труда. В холдинге тысячи специалистов–нормировщиков. Оценка трудоемкости технологического процесса – это рутинная работа. Инженеры по нормированию труда тратят до 40% рабочего времени на просмотр многочасовых видеозаписей выполняемых работ. Им нужно выделить начало и конец каждой трудовой операции и определить время работы с различными инструментами. Сейчас в этом сотрудникам помогает компьютерное зрение, технология автоматизирует процесс. Система определяет, какие инструменты применяют специалисты, и «привязывает» их к рукам конкретного сотрудника.
Более половины россиян пользуются голосовыми ассистентами. У ОАО «РЖД» тоже есть такие разработки. Компания создает собственного интеллектуального помощника Валеру, который будет консультировать сотрудников по отраслевым документам. В компании работают 743 тыс. специалистов, через систему электронного документооборота проходит огромный объем данных: более 189 тыс. документов регистрируются в системе ежедневно. «Умный» помощник может консультировать сотрудников по вопросам правил технической эксплуатации, а в будущем он поможет и в обучении. Валера умеет общаться письменно и устно и при необходимости сможет визуализировать свои ответы.
В стадии разработки находится проект по контролю рисков при выполнении опасных работ на объектах РЖД – пассажирских и грузовых станциях и терминально–складских комплексах. Технологии компьютерного зрения анализируют видеопоток с камер видеонаблюдения, контролируют движение транспорта и спецтехники, перемещение людей в зоне контроля. В случае возникновения инцидентов, например, при обнаружении возгораний и задымлений, могут выдаваться оповещения.
Для безопасных путешествий на поезде специалисты компании регулярно проверяют состояние железнодорожных путей, выполняя планово–предупредительные работы, в том числе неразрушающий контроль состояния рельсов. С помощью специализированных диагностических устройств проводят рельсовую дефектоскопию и выявляют опасные сигналы, свидетельствующие о развитии дефектов, пропуск которых может привести к серьезным авариям.
Результаты дефектоскопии вручную анализируют сотрудники РЖД. На этом этапе работают больше 500 человек, и каждый должен проверить 25 км записанного сигнала. Они выявляют подозрительные участки и выдают предписания о необходимости вторичной, более тщательной проверки рельсов. Обработка дефектограммы представляет собой рутинный процесс, требующий высокой концентрации внимания и наличия специального опыта и знаний. Но поскольку человеческий фактор не исключает пропуска опасного сигнала, перед РЖД стоит задача автоматизации этого процесса.
Технологии искусственного интеллекта помогают специалисту по расшифровке дефектограмм, обеспечивая функцию поддержки принятия решения. Исключение ситуаций с пропусками дефектов может повысить безопасность перевозочного процесса. По словам Александра Любченко, специалисты ОЦРВ работали с данными практически со всей сети РЖД, собирали дефектограммы съемного дефектоскопа «Авикон–11». Учились извлекать полезные сигналы, экспериментировали с различными алгоритмами. Активно тестировали свои наработки с коллегами – сотрудниками Московской, Северо–Кавказской и Северной железной дороги. В итоге искусственный интеллект смог увидеть 97% дефектов в контрольных тупиках – сооружениях, где проверяется и настраивается диагностическая техника.

На фото: интеллектуальный помощник Валера

Сергей АЛЕКСЕЕВ


просмотры:

1622

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться