Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Особенности высокого сезона

Как работает железная дорога в период пиковых нагрузок.

Высокий сезон для железных дорог, который длится с мая по сентябрь с пиком в августе, – горячая пора во всех смыслах. Так было всегда, и железнодорожники в его преддверии формировали дополнительные составы, набирали проводников, в том числе из студентов.
Начиная с лета 2022 года из–за введенных санкций все больше отпускников остается в России, отдыхая на курортах и путешествуя по стране. Это – во–первых. Во–вторых, закрытие 11 аэропортов, преимущественно на юге, создало дополнительную нагрузку на железнодорожную инфраструктуру. И в этих, прямо скажем, непростых условиях железная дорога работает ритмично и увеличивает количество перевезенных пассажиров.

У кого приоритет?

Прежде чем говорить о проблемах перевозки пассажиров, необходимо понять те правила, которые неукоснительно соблюдаются на железной дороге в части приоритета проезда.
Итак, первыми проходят аварийно–восстановительные поезда, в состав которых входят железнодорожные краны, которые способны поднять любую единицу подвижного состава, а также платформы с гусеничной и колесной техникой, вагоны –кладовые инвентаря, пожарные поезда для тушения пожаров как на самой железной дороге, так и в полосе отвода, снегоочистители и автомотрисы работников и специалистов дистанции пути или дистанции электроснабжения… Только благодаря этим поездам в случае нештатной ситуации смогут поехать и все остальные. Такие ситуации нечасты, но тем не менее их нельзя не учитывать.
Далее следуют воинские поезда, в которых перевозят как технику на платформах, так и личный состав. О них будет сказано особо.
Пассажирские поезда международного сообщения в порядке приоритета следуют таким образом: высокоскоростные, скоростные, скорые и обычные пассажирские.
Пассажирские поезда дальнего следования на территории России по приоритету проезда также подразделяются на высокоскоростные, скоростные, скорые и обычные пассажирские.
Пригородные пассажирские поезда. Ну, тут все понятно. Электрички, а также дизель–поезда в пригородном сообщении будут пропускать любые поезда дальнего следования, даже тихоходные пассажирские.
Почтово–багажные и грузобагажные поезда. Они ниже по приоритету, чем любые пассажирские поезда, но при этом выше, чем грузовые.
Грузовые, хозяйственные, сборные и участковые поезда, а также одиночные локомотивы замыкают перечень. Для справки: хозяйственные поезда используются для работ, связанных с текущим содержанием и ремонтом пути.
С учетом текущей ситуации хотелось бы остановиться на так называемых правилах доступа к лимитированной инфраструктуре. Как известно, на железной дороге с учетом ее стратегического значения могут вводиться и вводятся правила недискриминационного доступа (ПНД) грузов к железнодорожной инфраструктуре. Раньше их введение было связано в первую очередь с необходимостью северного завоза продукции. После февраля 2022 года положение изменилось. С переориентацией грузопотоков на восток правила распространились на некоторые виды экспортной продукции. Уголь, который вывозится на экспорт из Кузбасса и ряда других регионов, занимает сейчас большую часть дефицитных мощностей Восточного полигона.
Но если дефицит провозных мощностей Восточного полигона сказывается опосредованно на пассажирских перевозках в высокий сезон, то доставка грузов в рамках СВО создает определенные трудности на сети. Так, согласно новым ПНД первыми будут двигаться грузы воинские и специальные. Далее – грузы северного завоза, а затем грузы для ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий военных действий и незаконного вмешательства в субъектах РФ, где действуют «отдельные спецрежимы», в том числе контртеррористической операции и повышенной готовности.
Таким образом, приоритетный доступ к лимитированной инфраструктуре могут, например, получить грузы для новых территорий (режим военного положения) и приграничных районов (режим повышенной готовности).
Сейчас спецрежимы действуют на значительной части территории страны: помимо военного положения в октябре 2022 года Президент России ввел режим среднего уровня реагирования в Крыму, Краснодарском крае, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областях и Севастополе и режим повышенной готовности в остальных субъектах в ЮФО и ЦФО, включая Москву.
Обновленная редакция правил вступит в действие с 1 сентября этого года.
В преддверии высокого сезона 2024 года на совещании о развитии юга России и Приазовья глава государства предложил разделить железнодорожные потоки грузового и пассажирского сообщения, отметив, что на южных локациях сети РЖД по–прежнему хватает узких мест, которые постоянно должны быть под контролем. Железная дорога работает с повышенной нагрузкой, в том числе растет спрос бизнеса на перевозки в южные порты. Также необходимо сокращать время в пути пассажирских поездов от Москвы до Черноморского побережья до 16 часов.
РЖД уже сегодня проводится работа в этом направлении. Так, ход через Воронеж специализируется как пассажирский, а все грузы идут через Волгоград. Остались несколько грузовых по воронежскому ходу, но их совсем мало.
Но при этом возникают проблемы с завозом–вывозом у предприятий в городах, которые прямо на основной ход не выходят. Это Новочеркасск, Шахты, Миллерово, которые не имеют альтернативного выхода на другие линии. Поэтому до конца чисто пассажирским сообщение через Воронеж сделать не получится.
Возможен вариант пропуска пассажирских поездов через станцию Узловая, а грузовых – через Рязань. Но ход через Рязань быстрый, а через Узловую и Елец имеет плохой профиль. Даже если его электрифицировать, эта дорога с поворотами и длиннее, чем через рязанский ход. Так что за 16 часов до Черного моря добраться не получится.
Еще один вариант решения проблемы – пересадка части пассажиров и перегрузка грузов на водный транспорт. Портовые мощности АЧБ загружены на две трети, имеют потенциал для роста и увеличения объемов перевалки. А основная подводящая к портам железнодорожная инфраструктура, которая обеспечивает около трети грузооборота портов, уже задействована полностью.
Потенциал дополнительной поставки грузов речным транспортом значительный – порядка 13 млн тонн могут быть дополнительно привезены в регион именно по реке. Чтобы этот речной потенциал реализовывать, нужна сбалансированная тарифная политика, координация железнодорожных и водных тарифов. Кроме запланированного комплекса мероприятий по модернизации гидротехнических сооружений Волго–Донского канала и Волго–Камского бассейна, требуется построить около 100 грузовых судов, чтобы привезти эти грузы. Так что переход грузов на реку не так прост, как кажется.
Эксперты полагают, что сегодня разделение пассажирского и грузового движения должно начинаться с выходов железной дороги из Москвы.
Для того чтобы разделить эти потоки, необходимо развивать инфраструктуру, не модернизировать, а строить дополнительные пути, выделенные ветки. Пока единственным достижением на этом направлении является создание скоростного полигона на участке Лихая – Батайск.
Его выделяли для пассажирского движения, повышали по нему скорость с учетом того, что грузовое движение отклонялось на сортировочную станцию имени Максима Горького Приволжской железной дороги. Но изменились объемы грузов, поезда пошли в обход Украины. И этот участок потерял свое значение.
Специалисты считают, что разделение сообщений касается не только Северо–Кавказской железной дороги, но и Юго–Восточной и Московской.
Их территории обслуживания –
это густонаселенные районы, где нет возможности развития внутри больших городов. Следовательно, необходимы обходы, а это предполагает строительство новой инфраструктуры, причем не для пассажирских, а именно для грузовых поездов. Грузовые поезда необходимо дозагрузить по пути следования, а для этого нужно достроить инфраструктуру.
Если выделить грузовое сообщение, то пассажирское пойдет через все населенные пункты, которые задействованы и востребованы.
Черноморское направление летом очень загружено, по нему курсируют в добавление к круглогодичным составам дополнительные.
Быстрых решений по увеличению пропускных возможностей инфраструктуры нет, но «точечные» возможны уже в ближайшее время. Пропускную способность железных дорог можно повысить как за счет ускорения поездов, так и за счет связки пригородными поездами типа «Ласточки» между регионами.
Например, можно доставлять людей до Минеральных Вод самолетами, а оттуда комфортно по мультимодальному билету «самолет–поезд» отправлять в Сочи, Краснодар, Ростов–на–Дону. То есть не добавлять поезда от Москвы, а именно предоставлять их на коротких участках. В краткосрочной перспективе это реалистичнее.
Но по–настоящему решить проблему поможет высокоскоростная магистраль на юг, когда ее построят: скоростная магистраль оставит грузы там, где их возят сейчас, а пассажирские поезда уйдут на новую, более быструю инфраструктуру. Трассировка ВСМ на юг пока неизвестна, можно говорить лишь об общем направлении. Но то, что инфраструктура требует кардинального расширения и специализации, уже понятно.

Вагонов будет больше

В ОАО «РЖД» сообщили, что на 1,5%, до 1 млрд 217 млн 800 тыс. человек могут вырасти перевозки пассажиров на сети в 2024 году. На дальних поездах будет перевезено 125,1 млн пассажиров (+2,5%), в пригородном сообщении – 1 млрд 92 млн 700 тыс. человек (+1,4%).
В пиковый период планируется задействовать более 14 тыс. вагонов, в то время как в периоды стандартного спроса аналогичный показатель порой не превышает и 10 тыс. единиц.
Если круглый год в сообщении с южными курортами страны курсируют 53 пары поездов, то в летний период к ним еще добавятся 82 сезонных. Таким образом, поезда Федеральной пассажирской компании совершат более 30 тыс. рейсов в сообщении с югом России.
Позиции самых популярных у туристов направлений сохраняют за собой Сочи, Анапа, Новороссийск и Кисловодск. Кроме того, в компании спрогнозировали существенный рост спроса на путешествия поездом из Москвы в Санкт–Петербург, Нижний Новгород, Ярославль, Казань и Воронеж, а также Ростов–на–Дону и Смоленск.
Холдинг «РЖД» расширяет полигон курсирования двухэтажных поездов. На 2024 год запланировано увеличение количества их маршрутов. На двухэтажные вагоны переводят четыре поезда.
Скорый сезонный поезд
№ 221/222 Петрозаводск – Санкт–Петербург – Петрозаводск будет ходить в периоды повышенного спроса: с 15 по 29 декабря, с 22 марта по 21 апреля, с 17 мая по 8 сентября, а также в отдельные праздничные даты. Состав будет сформирован из двухэтажных купейных вагонов.
Скорый поезд «Премиум» Адлер – Москва – Адлер в новом расписании останется в категории «круглогодичных» и продолжит курсировать ежедневно. В действующем графике поезд составлен из комфортабельных вагонов габарита «РИЦ», а также «СВ» и «Люкс». Поезд имеет одно из самых удобных расписаний в направлении российского юга: он курсирует по специально разработанной скоростной нитке и время в пути от Москвы до Адлера занимает менее суток.
Скорый поезд Москва – Имеретинский курорт – Москва в новом расписании будет курсировать круглогодично с периодичностью через день. В действующем графике поезд составлен преимущественно из плацкартных и купейных вагонов. Двухэтажные вагоны обес-
печат пассажирам средний уровень комфорта – выше, чем в плацкартных вагонах, но ниже, чем в одноэтажных купейных. Таким образом, теперь из Москвы в Адлер будут ходить три двухэтажных поезда. Это позволит увеличить количество мест в направлении юга, а также сделать стоимость перевозки более доступной.
Скорый поезд Чебоксары – Москва – Чебоксары начнет курсировать с частотой раз в четыре дня – из столицы Чувашии с 21 декабря, из Москвы – с 23 декабря.
Современные вагоны оборудованы всем необходимым для комфортной поездки, в частности, системами поддержания микроклимата и биотуалетами. В каждом купе есть розетки для зарядки мобильных устройств. Доступ в купе осуществляется по индивидуальным магнитным ключ–картам. Двухэтажные вагоны нового модельного ряда выполнены в виде двухвагонных сцепов. Герметичные переходы обеспечивают удобство при передвижении из одного вагона в другой. Благодаря использованию тележек с системой пневматического подвешивания достигается более плавный ход и снижается уровень шума.

А что с билетами?

Путешествие поездом за год подорожало в среднем на треть. Больше всего выросла в цене поездка в плацкартном вагоне. В феврале 2024 года путешествие поездом дальнего следования в среднем стоило почти на треть (27,3%) дороже, чем в феврале 2023–го. А в самом дешевом плацкартном вагоне нефирменного поезда – на 37%. Это данные Росстата. Уже понятно, что будет с ценой в пик высокого отпускного сезона. Данные Росстата – естественно средние, но они дают представление об общей тенденции.
Ценообразование на железной дороге на сети российских дорог довольно сложное. Есть тарифы регулируемые, их утверждает Федеральная антимонопольная служба. Это плата за проезд в плацкартных и общих вагонах. Обычно она индексируется ежегодно примерно на уровень инфляции.
Плюс есть тарифы нерегулируемые (купе, СВ, люкс) – их устанавливают сами перевозчики. И тоже регулярно индексируют.
В 2023 году тарифы индексировались дважды: с января на 8,1%, а с декабря еще на 10,75%. Это касалось и плацкартных и общих вагонов, и части более дорогих купейных и прочих (где не действует система динамического ценообразования).
Далее, примерно 95% перевозок Федеральной пассажирской компании (на нее приходятся почти все поезда дальнего следования, кроме тех, что идут в Крым) в купе, СВ, люксе и сидячих вагонах скоростных поездов применяется динамическое ценообразование. То есть чем выше спрос на конкретные места в конкретном поезде и чем меньше их остается, тем выше становится цена – высчитывается она автоматически с учетом заданных параметров.
Наконец, цена билета складывается не только из тарифа за проезд, но и из платы за всякие сервисы (например белье). Плата за услуги в вагонах повышенной комфортности в последний раз выросла с 1 января 2024 года. Она сильно отличается в зависимости от типа вагона и класса обслуживания.
И еще с 1 января на 7% подорожал проезд в вагонах купе, СВ и люкс поездов в Крым (на этом направлении работает отдельный перевозчик – «Гранд Сервис Экспресс»). Места в плацкартных вагонах крымских поездов подорожали, как и на остальных направлениях, с 1 декабря.
При общем подорожании варианты билетов могут быть очень разными, в том числе с учетом разнообразных скидок в зависимости от ситуации.
Так, ОАО «РЖД» девятый год подряд предоставляет скидки в размере 50% на проезд детей от 10 до 17 лет включительно в период с 1 июня по 31 августа. Всего за 8 лет скидкой, предоставляемой ОАО «РЖД», воспользовались свыше 20 млн детей. Что важно – оформить билеты по спецтарифу для поездок в летние школьные каникулы можно уже с 5 марта.
Скидка предоставляется всем детям в возрасте от 10 до 17 лет включительно при оформлении проездных документов в общие и плацкартные вагоны скорых и пассажирских поездов дальнего следования (включая фирменные) и вагоны 2–го и 3–го класса моторвагонного подвижного состава (электропоезда дальнего следования) поездов АО «ФПК» при следовании по территории Российской Федерации.
Также уже пятый год подряд дети от 10 до 17 лет включительно в летние каникулы смогут путешествовать по специальным ценам и в купейных вагонах двухэтажных поездов. При этом цена билета для них будет сопоставима с половиной стоимости проезда по данному маршруту в плацкартном вагоне.
Но есть общее правило – если хочется купить билет дешевле, лучше, следует, изучив варианты, купить его заранее. Если получится…
Сезон массового спроса на железнодорожные билеты, особенно в курортные регионы, набирает обороты. Для многих пассажиров дело обернулось неприятным сюрпризом: приобрести билеты онлайн невозможно даже в 8:00 в день открытия продаж, уже через пару минут после начала продаж на данную дату билетов в официальном приложении уже нет. Оказывается, здесь не обошлось без высоких технологий, которые используют посредники.
Так, недавно у одного из порталов–посредников появилась опция предзаказа: можно забронировать билет на дату, на которую еще не открылись продажи, и специальный бот–«снайпер» ровно в момент начала продаж приобретет их на ваши паспортные данные. Формально это не перепродажа билетов, сделать с этим ничего нельзя.
Сервис такого рода действительно существует – и по мере того, как он становится известнее, билетов в открытой продаже на дефицитные направления оказывается все меньше. Пассажиры, уже пользовавшиеся порталом для такого предзаказа билетов, в курсе, что посредник не дает гарантий от «овербукинга» (так называют в авиации положение, когда на рейс продано больше билетов, чем мест на борту). Если кто–то предоплатит билет, и он ему не достанется по тем или иным причинам, посредник просто возвратит деньги вместе со своей комиссией…
Наиболее эффективно в такой ситуации пытаться купить билеты в день открытия продаж утром в кассах на вокзалах, советуют кассиры. Для оффлайн–продаж, как правило, действуют специальные квоты. Кроме того, на многих «курортных» поездах часть билетов в сторону Москвы выделяется для продажи через традиционные кассы на юге (правда, сейчас это правило не абсолютно). Так что ситуация с железнодорожными билетами отчасти стала напоминать советские реалии, от которых успели отвыкнуть.
В холдинге в курсе сложившейся ситуации и принимают меры по ее нормализации.
И все же, несмотря ни на что, лето в разгаре, поезда идут на юг и не только, так что пожелаем всем хорошего отдыха.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук


просмотры:

185

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться