На Транспортной неделе обсудили перспективы создания высокоскоростных магистралей в России на деловом бранче «ВСМ: Дорога в будущее», организованный ПАО Сбербанк. В мероприятии приняли участие Министр транспорта Роман Старовойт, генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих, Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Юрий Бакеркин, заместитель генерального директора ГК «Нацпроектстрой» Роман Пивовар, представитель китайской ВСМ в России CRCC, заместитель генерального директора Джан Бон Хуа и президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский. Модератором выступил первый заместитель председателя правления ПАО Сбербанк Александр Ведяхин.
Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург – первый этап масштабной программы строительства ВСМ в России. Только на первый взгляд она просто свяжет два крупнейших города – на самом деле создаст единую агломерацию, объединив Москву, Санкт-Петербург, Тверь и Нижний Новгород. В этих регионах живет около пятой части населения России. Время в пути между столицами составит всего 2 часа 15 минут вместо 4 часов. Преодолеть дорогу из Москвы в Тверь можно будет за 39 минут, а путь из Великого Новгорода до Санкт-Петербурга займет в 6,5 раз меньше времени – 29 минут вместо 3 часов.
Многое из того, что предстоит сделать, будет сделано впервые. В России будут произведены основные части инфраструктуры – отечественная система управления движением поездов и автоматизированная система диагностики инфраструктуры и подвижного состава. Будет создан российский поезд, развивающий скорость 400 км/ч.
Обращаясь к присутствующим Роман Старовойт отметил, что страны, которые сегодня являются лидерами высокоскоростного движения, отвечают запросам времени. «Благодаря реализации проекта будет сделан огромный рывок в технологиях, промышленности, образовании и науке. Опираясь исключительно на отечественные решения должны появиться совершенно новые промышленные площадки. Вызов кратно возрастает. Конечно, команда, которая сегодня работает над созданием ВСМ, имеет у себя за плечами большой опыт реализации других сложных, крупных проектов. Поэтому мы все рассчитываем на успех», – подчеркнул Министр. – Когда магистраль будет построена, наша страна войдет в элитарный круг государств, где уже есть такое движение».
«Благодаря ВСМ к 2030 году провозная способность на Октябрьской линии ж/д может быть увеличена на 70% до 220 млн тонн в год по сравнению с 190 млн тонн без ВСМ. Также ВСМ сформирует новый спрос, забрав на себя две трети пассажирского трафика. Исходя из мирового опыта именно такой процент пассажирского трафика забирают на себя высокоскоростные магистрали, если время в пути составляет менее 2,5 часов. Увеличится количество туристических и деловых поездок. В конечном итоге ВСМ обязательно изменит качество жизни людей. Помимо экономии времени, ВСМ обеспечивают пассажиру высокий уровень комфорта и безопасности, точность и предсказуемость по времени в пути», – отметил Александр Ведяхин.
В свою очередь, Владимир Косой рассказал об эффектах от реализации проекта. По его словам строительство ВСМ позволит повысить производительность труда, мобильность населения, связать территории, а также даст регионам новые возможности для развития.
Своим мнением о влиянии строительства магистрали на развитие сети железных дорог в стране и в частности на сегменты пассажирских и грузовых перевозок поделился Юрий Бакеркин. «Для РЖД этот проект достаточно судьбоносный. Мы, как компания являемся, наверное, основными выгодоприобретателями. Причем эта выгода не только с инвестиционной и финансовой точки зрения. Важно, что мы участвуем в разработке новых технологий, нового подвижного состава. Кроме того, за счет строительства пассажирской инфраструктуры создается возможность для перевозки дополнительных грузов», – заявил он.
Евгений Дитрих напомнил, что сегодня АО «ГТЛК» в проекте является базовым заказчиком 41 серийного поезда. «Сейчас мы переходим на совершенно новый технологический уровень. Мы строим новый поезд и даже представить себе нельзя сколько трудностей и проблем необходимо преодолеть для того чтобы он получился. Это вызовов, который стоит сегодня перед технологами и инженерами. А также перед молодежью, которая хотела бы работать в этом сегменте. Мы сегодня должны смотреть вперед и строить поезд не вчерашнего, а завтрашнего дня. Собирать те технологии, которые уже получили свою апробацию в других сферах», – добавил он