Меры, предпринятые Правительством РФ и Минтрансом России, помогут грузоотправителям и железнодорожникам.
Постановление Правительства РФ «О порядке привлечения ОАО «РЖД» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе» улучшит ситуацию с вывозом грузов по российским железным дорогам, а также обеспечит взаимовыгодное взаимодействие частных операторов подвижного состава с перевозчиком. Об этом заявил на встрече с журналистами министр транспорта РФ Игорь Левитин.
Этим постановлением, действующим с 7 января 2012 года, правительство разрешило РЖД до 2013 года привлекать полувагоны частных операторов для предоставления их по заявкам грузоотправителей по свободным тарифам в рамках установленного тарифного коридора через публичную оферту или проведение аукционов. Кроме того, до 31 декабря нынешнего года РЖД должны будут арендовать полувагоны у своей «дочки» – ОАО «Вторая грузовая компания» (ВГК), при необходимости предоставляя их также по свободным тарифам в рамках установленного тарифного коридора. Инфраструктурная и локомотивная составляющие в них по–прежнему будут регулируемыми, а величина вагонной составляющей будет определяться в соответствии с установленной формулой цены.
ОАО «РЖД», сообщает пресс–служба компании, в настоящее время организует работу по привлечению полувагонов универсального типа, находящихся в собственности или на ином законном основании у собственников железнодорожного подвижного состава для обеспечения вывоза грузов консолидированным парком привлеченных вагонов под управлением перевозчика. Информация и условия привлечения ОАО «РЖД» полувагонов универсального типа будут размещаться на официальном сайте ОАО «РЖД» в разделе «Грузовые перевозки».
Эксплуатационные, стоимостные показатели и ставки платы за использование привлеченных полувагонов будут утверждены правлением ОАО «РЖД» и опубликованы в феврале 2012 года. Порядок расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правила их применения утвержден приказом Федеральной службы по тарифам РФ и вступает в силу 22 января 2012 года.
При расчете платы за использование привлеченных вагонов будут использоваться следующие эксплуатационные показатели: среднее время, необходимое для выполнения начально–конечных операций, среднее время нахождения вагона в ремонте, расчетное тарифное расстояние перевозки, средняя скорость продвижения вагона, коэффициент порожнего пробега и другие.
В свою очередь, Минтранс подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «Об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов». Он содержит положение, которое определяет основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава в области грузовых железнодорожных перевозок в Российской Федерации и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов.
Операторы выполняют работы (оказывают услуги) по предоставлению принадлежащего им на праве собственности или ином праве железнодорожного подвижного состава, железнодорожных контейнеров юридическим и физическим лицам (клиентам) для перевозки или транспортировки грузов железнодорожным транспортом, в том числе в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику.
Оператор и клиент, говорится в положении, взаимодействуют на основании договора на оказание операторских услуг (услуг по предоставлению подвижного состава), который представляет собой гражданско–правовую сделку, в соответствии с которой одна сторона – оператор – принимает на себя обязательство по оказанию операторских услуг другой стороне – клиенту. Клиент обязуется принять и оплатить оказанные услуги в размере и порядке, предусмотренных договором. Проект находится в стадии обсуждения.
Принятые решения по консолидации части универсальных вагонов у перевозчика являются стабилизирующей мерой, направленной на организацию работы железнодорожного транспорта в новых условиях.
Напомним, в ходе реформирования железнодорожная отрасль столкнулась с определенными трудностями. Так, из–за отставания нормативно–правовой базы за ОАО «РЖД» сохранилась обязанность осуществлять перевозки грузов на публичной основе, независимо от наличия у компании погрузочных ресурсов. Это вызвало многочисленные жалобы грузоотправителей относительно удовлетворения их потребностей в перевозках. Особенно это касалось мелких и средних клиентов, ориентированных на публичную перевозку.
Необходимость консолидации крупного пула универсальных грузовых вагонов под единым управлением в ОАО «РЖД» вызвана необходимостью решения и предупреждения проблем, связанных с недовывозом грузов и обеспечением грузоотправителей необходимыми погрузочными ресурсами. Она позволит обеспечить максимальную подвижность парка полувагонов, его ускоренное следование к местам погрузки и положительную динамику ключевых показателей.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»
19.01.2012