Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Вези или плати!

Вези или плати!В выборе инструментов финансирования
инфраструктурных проектов
есть существенная доля риска.

Вези или плати!Инвестиции в инфраструктуру железнодорожного транспорта можно разделить на четыре категории. Это государственные инвестиции за счет средств бюджета, инвестиции за счет средств ОАО «РЖД», частные инвестиции на развитие подъездных путей и объектов инфраструктуры общего пользования, инвестиции в рамках государственно–частного партнерства. Поскольку бюджетные средства ограничены, ОАО «РЖД» в одиночку явно не потянет ликвидацию всех «узких мест» инфраструктуры, а проекты ГЧП пока не нашли широкого применения на практике, остается искать возможности привлечения частного капитала.

Инвестиции со скидкой

Директор департамента транспорта компании «РУСАЛ» Мария Никитина, говоря о частных инвестициях, сообщила, что сегодня технические условия примыкания, выдаваемые ОАО «РЖД», как правило, содержат требования по развитию объектов инфраструктуры общего пользования в районе примыкания за счет средств грузоотправителя, осуществляющего примыкание.
Вместе с тем порядок возврата инвестируемых грузоотправителем средств в развитие инфраструктуры общего пользования на законодательном уровне отсутствует. Финансирование мероприятий, связанных с выполнением работ по развитию инфраструктуры общего пользования в месте примыкания, должно осуществляться за счет средств ОАО «РЖД», а строительство подъездных путей, в том числе оборудование точки примыкания, – за счет грузоотправителя.
В случае отсутствия у ОАО «РЖД» возможности обеспечить свою часть работы в необходимые сроки, ее по договоренности сторон может выполнить грузоотправитель, считает Мария Никитина. При этом стороны должны заключить соответствующее инвестиционное соглашение, в котором оговариваются условия и стоимость строительства, сроки выполнения работ, компенсация затрат грузоотправителя. Последнее может осуществляться владельцем инфраструктуры общего пользования за счет предоставления инвестору различного рода скидок в рамках установленного тарифного коридора в течение срока окупаемости построенных или реконструированных объектов инфраструктуры. Либо необходимо оговорить иной порядок возврата средств грузоотправителю.
Если усовершенствовать соответствующую нормативно–правовую базу, то эта категория инвестиций может стать довольно эффективной и популярной.

Под «твердый» залог

В типичной схеме инвестиций в инфраструктурный сектор 7% занимает проектное финансирование, а 3% – кредиты (70% при этом – бюджет, а 20% – собственные средства). Как увеличить две первые цифры и получить как можно больше средств из дополнительных источников?
Директор дирекции инфраструктурных проектов департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Сергей Молочных подчеркивает, что при инвестиционном кредитовании банки обращают внимание в первую очередь на низкую долговую нагрузку и обеспечение (наличие альтернативных «твердых» залогов). А также, на опыт работы на рынке проекта не менее трех лет, наличие минимального набора ковенант, лояльное отношение к качеству проработки проекта, наличие исходно–разрешительной документации (ИРД).
При проектном финансировании банкиров привлекает опыт работы на рынке проекта не менее трех–пяти лет, значимая доля (не менее 2–3% федерального рынка, и/или не менее 10% регионального рынка) на рынке проекта, собственное участие в проекте – не менее 30%. Также приветствуется наличие полного пакета ИРД и проектно–сметной документации, ключевых контрактов инвестиционной фазы до начала кредитования. Наличие прозрачного источника уплаты процентов на инвестиционной фазе (поручители, депозиты и т. д.), земельного участка в собственности или долгосрочной аренде под всеми объектами строительства определенно привлечет инвестора.
Дополнительные критерии для сделок проектного финансирования – это готовность конечных бенефициаров – физических лиц предоставить личное поручительство, залог 100% акций/долей компании–заемщика, готовность соблюдать ковенанты на совершение всех кредитно–существенных сделок, привлечь независимого строительного консультанта, а также страховать строительно–монтажные риски и все имущество проекта.
В качестве позитивного примера заинтересованности инвесторов был приведен проект строительства ВСЖМ–1 – высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт–Петербург, который планируется реализовать на основе ФЗ № 115 «О концессионных соглашениях». Срок концессии при этом – 30 лет. Государство планирует профинансировать до 70% от капитальных затрат в виде капитального гранта на строительной фазе. Платежи за доступность/гарантия минимального дохода – на стадии эксплуатации.

Особые отношения

Привлечение средств частных инвесторов в железнодорожные проекты также можно инициировать с помощью долгосрочных обязательств о гарантированной оплате предоставляемых услуг доступа к железнодорожной инфраструктуре – так называемых обязательств Take or Pay, которые железнодорожники окрестили «вези или плати» и сейчас активно разрабатывают.
Старший юрист компании «Вегас – Лекс» Денис Штирбу разъясняет суть договора на условиях Take or Pay. Он подразумевает наличие особых условий в структуре отношений сторон, согласно которым одна сторона обязуется поставлять товар или услугу по определенной цене в определенном объеме, а другая сторона обязуется приобретать указанный объем товаров или услуг. В том случае, если покупатель не приобретает определенный объем товаров, он должен выполнить обязательства по выплатам в пользу поставщика в оговоренном условиями размере.
Анализ норм гражданского права в совокупности с нормами законодательства о железнодорожном транспорте РФ позволяет говорить о том, констатирует Денис Штирбу, что заключение соглашения с условиями Take or Pay в российской правовой системе возможно реализовать путем заключения долгосрочного договора об организации перевозок со следующим условием. Должно быть закреплено обязательство отправки грузовладельцем определенного количества грузов и материальной ответственности за неисполнение данного условия.
Риски, связанные с применением модели Take or Pay в договорах об организации перевозки, таковы: коммерческие, структурно–правовые, внешние, а также риски непредвиденных обстоятельств. Коммерческие риски связаны преимущественно с оценкой эффективности проекта и лежат в сфере финансового планирования. Это риски повышения затрат, роста цен на электроэнергию, топливо, запасные части, риски банкротства и ликвидации грузовладельца. Для их минимизации необходимо проводить всесторонний мониторинг финансовых показателей и предусмотреть механизм изменения условий договора.
К структурно–правовым рискам относятся риски, связанные с судебной защитой и реализацией мер по обеспечению обязательств. Для споров в сфере железнодорожного транспорта предусмотрен претензионный порядок разрешения спора, а срок исковой давности при этом – один год. Так что сторонам требуется максимально быстрое реагирование на возникновение нештатных ситуаций.
Внешние риски – это изменение глобальных условий от выявления по результатам геологической разведки несоответствия данных прогнозируемой грузовой базы реальным обстоятельствам до изменения финансовой и налоговой политики. Риски непредвиденных обстоятельств понятны всем: ограничения перевозок могут сопутствовать интересам национальной безопасности, устранению последствий чрезвычайных ситуаций и так далее. Здесь необходимо заранее предусмотреть альтернативный маршрут.
При этом соглашения об организациях перевозок с условиями Take or Pay позволяют перевозчику/владельцу инфраструктуры привлекать внебюджетное финансирование под гарантированные поступления от эксплуатации инфраструктуры. Наличие таких соглашений позволяет подтвердить окупаемость создаваемого железнодорожного объекта, что упрощает привлечение государственного финансирования и обеспечивает эффективное расходование бюджетных средств, направленных в первую очередь на востребованные рынком проекты.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»

12.07.2012



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться