Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Летние перевозки

Летние перевозки Испытание для железнодорожников
и пассажиров.

Летние перевозки Весенний пессимистический прогноз экспертов рынка о возможном снижении внутреннего пассажиропотока летом 2012 года в направлении Черноморского побережья, особенно в район Большого Сочи, не подтвердился. Несмотря на проведение строительных работ и реконструкции туристических комплексов для размещения гостей и участников предстоящей Олимпиады, спрос на пассажирские железнодорожные перевозки продемонстрировал положительную динамику. За первые два месяца массовых летних перевозок на Черноморское побережье поездами отправились на 5,7% больше пассажиров, чем в прошлом году.

К морю – со скидкой

Федеральная пассажирская компания была готова к такому развитию событий. В I полугодии 2012 года количество вагонов в поездах, следующих к Черному морю, увеличилось к уровню прошлого года на 5%. При этом использование вместимости на всем маршруте следования возросло на 7%. Положительная динамика объемов перевозок на сегодняшний день сохраняется. В частности, за 30 дней июля рост пассажиропотока в направлении курортов Северного Кавказа составил 3%, при обратном следовании – 6%.
Для достижения таких результатов в ОАО «ФПК» активно применяются различные маркетинговые акции. Уже стали традиционными такие летние программы скидок, как специальные тарифы на проезд в поездах 400–й нумерации, поездах, следующих в сообщении с курортами Черноморского побережья России и региона Кавказских Минеральных Вод. А также специальные тарифы в зависимости от дня недели и направления следования.
С началом летних перевозок нынешнего года линейка маркетинговых акций была расширена. Например, есть скидки при выкупе купе целиком, оформлении билета «туда и обратно». Отличительными особенностями этих инициатив являются возможность их совмещения и самостоятельный выбор пассажиром тех или иных акций. В частности, при выкупе целого купе и совершении поездки «туда–обратно» можно приобрести четыре билета по цене трех, а в сегменте СВ при тех же условиях второе место обойдется вам всего за полцены. До конца июня было продлено действие 50–процентной скидки на проезд на верхних полках купейных вагонов для студентов.
Аналогичные акции есть и в международном сообщении (с Латвией и Казахстаном). Компания налаживает отношения и с другими странами постсоветского пространства в части введения стимулирующих программ.
Существуют системы скидок в сообщении с отдельными странами, такими как Финляндия, Польша, а также с отдельной группой стран – Китаем, Кореей, Монголией, Вьетнамом.
Железнодорожники придают большое значение внедрению современных информационных технологий. Активно развиваются альтернативные каналы сбыта билетов. Билеты на поезда дальнего следования можно приобрести в кассах, через Интернет, с помощью транзакционных терминалов самообслуживания и регистрации (ТТС и ТТР).
Технология продажи проездных документов через Интернет начала внедряться с мая 2007 года. Продажа электронных билетов ежегодно увеличивается в 1,5 – 2 раза и в настоящее время составляет 13,7% от общего количества мест, реализованных в целом по сети железных дорог. В первом полугодии 2012 года через сайт ОАО «РЖД» было продано 10 млн мест в поезда дальнего следования.
Чтобы сделать эту процедуру более привлекательной, с 16 мая 2012 года предоставляется скидка в размере 5% на электронный билет. Она распространяется на билеты, приобретаемые через сайт ОАО «РЖД», а также через веб–систему ООО «УФС» на поезда дальнего следования формирования ОАО «ФПК» в вагоны класса «люкс», СВ и купейные вагоны поездов внутрироссийского сообщения. Только за два месяца действия скидки через Интернет было продано более 630 мест в поезда дальнего следования, что в 1,6 раза больше показателей аналогичного периода 2011 года.
Сегодня билеты на все поезда дальнего следования по России, а также в сообщении с Финляндией, Германией, Чехией и Францией можно приобрести через Интернет.
Так же успешно развивается услуга электронной регистрации. 31 августа 2011 года был издан приказ Министерства транспорта РФ № 228 «Об установлении формы электронного проездного документа». В рамках приказа разработана программа поэтапного перехода на электронный билет. С 14 июня нынешнего года действует новая форма электронного билета при его покупке через сайт ОАО «РЖД». Теперь пассажиру не требуется распечатывать билет на бланке строгой отчетности. Для подтверждения своих поездок в бухгалтерии, в соответствии с приказом, ему требуется предоставить только контрольный купон, который выдается при оформлении билетов на сайте.
Для пассажиров, пользующихся услугой электронной регистрации, появился посадочный купон, который будет являться документом, дающим право осуществить посадку в поезд (по аналогии с авиацией). Перед посадкой необходимо или распечатать посадочный купон (на него будет нанесен 2D–код), или скопировать его на мобильный телефон, планшет.
Кроме того, для улучшения качества обслуживания пассажиров в этом году будет внедрена упрощенная технология возврата проездных документов. Для возврата билетов, купленных через сайт, также не потребуется распечатывать проездной документ.
Вторая очередь реализации проекта позволит внедрить услугу возврата на веб–портале ОАО «РЖД» неиспользованных электронных билетов и организовать посадку в поезда пассажиров, прошедших электронную регистрацию с использованием веб–портала ОАО »РЖД», с любой станции по маршруту следования поезда.
По технологии продажи билетов на поезда дальнего следования через терминалы самообслуживания (ТТС) с января по июль 2012 года по банковским картам было оформлено 525 тыс. мест, объемы продаж по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличились в два раза. Пассажиры по достоинству оценили удобство пользования ТТС, о чем свидетельствует хотя бы такой факт: в среднем за сутки через ТТС оформляется порядка 190 проездных документов, в то время как в билетной кассе оформляется около 250 билетов. Сейчас рассматривается возможность дооснащения ТТС приставкой по оплате билетов наличными деньгами.

Лояльность и кредит доверия

С 1 июня 2012 года стало возможным купить билет в кредит. Эта услуга позволяет пассажиру оформить билет на любое направление, период беспроцентного погашения данного кредита составляет 55 дней. Продажа проездных документов в кредит осуществляется в 76 специализированных кассах вокзалов крупных городов России и сервисных центрах ОАО «ФПК» от Калининграда до Владивостока.
Среди достоинств новой программы – быстрое оформление карты при покупке билета, которое занимает не более 20 минут (в то время как классическое оформление таких карт в банке занимает несколько дней), а также простота оформления – потребуется только паспорт. Сумма кредитования – от 1 до 25 тыс. рублей.
Пассажир может по своему выбору либо отложить оплату на 55 дней и не нести расходы на оплату процентов за пользование кредитом, либо вносить ежемесячный платеж в размере 5% от суммы задолженности. Для тех, кто просто погасит лимит в течение 55 дней, переплата составит всего 800 рублей – за оформление карты.
После погашения кредита пассажир может использовать эту карту с одобренным (увеличенным) лимитом на другие цели в течение двух лет (для безналичных операций и снятия наличных). Это простое, быстрое и удобное решение для людей, которые смогут путешествовать с большим комфортом, купив в рассрочку билет более высокого класса (купе, СВ) либо воспользоваться услугами железнодорожного транспорта при временном отсутствии денег. С начала действия этой услуги оформлено 878 кредитных досье на приобретение 2 244 проездных документов на сумму 7,4 млн рублей.
1 июля 2012 года ОАО «ФПК» запустило программу лояльности для пассажиров поездов дальнего следования «РЖД Бонус». Пассажирам – участникам программы лояльности начисляются бонусные баллы за поездки, совершенные в поездах/вагонах формирования ОАО «ФПК». По мере накопления бонусные баллы можно будет обменивать на премиальные билеты.
Количество начисленных баллов зависит от типа вагона, дальности поездки и статуса участия. В программе участвуют пассажиры вагонов плацкарт, купе, СВ и «мягкий». Расстояния поделены на пять зон: до 500 км, до 1250 км, до 2500 км, до 5000 км и до 10 000 км. Например, при поездке на расстояние до 500 км в плацкартном вагоне пассажиру будет начислено 100 баллов, при поездке в вагоне «мягкий» – 1000; при поездке на расстояние от 5 до 10 тыс. км в плацкартном вагоне – 1000 баллов, в вагоне «люкс» – 10 тыс. баллов. Накапливая баллы, участник программы получает возможность оформлять премиальные билеты в вагонах купе, СВ или «мягкий».
Для участия в программе лояльности пассажиру необходимо пройти процедуру регистрации на сайте www.rzd–bonus.ru и заполнить анкету, после чего ему присваивается уникальный идентификационный номер. Затем по электронной почте ему высылается временная карта участника программы (карту можно также распечатать через «личный кабинет» на сайте программы). Для накопления баллов участнику программы необходимо указывать номер карты при покупке билетов в кассах дальнего следования и/или на корпоративном портале ОАО «РЖД».
После совершения трех поездок в поездах/вагонах формирования ОАО «ФПК» участнику программы по почте направляется «базовая» пластиковая карта, которая является бессрочной. При этом любая карта, временная, «базовая» и «золотая», выданная в рамках программы лояльности, выполняет единственную функцию – носителя индивидуального номера участника, который можно будет как «считать» электронным способом, так и ввести вручную.
Анализ статистики посещений сайта программы (существенная доля участников программы – в возрасте от 24 до 35 лет, это 68% от общего количества, в Москве и Санкт–Петербурге проживает 53% участников) позволяют сделать вывод о том, что на данном этапе преимущественно регистрируются активные интернет–пользователи.

Цены в динамике

В конце 2013 года Федеральная пассажирская компания планирует внедрить технологии динамического ценообразования на 12 пилотных рынках. В рамках их реализации будут сформированы структуры рыночных тарифов, уровни которых будут соответствовать тарифам значимых конкурентов с поправкой на комфорт, время прибытия и отправления, общее время в пути.
В соответствии с расчетами снижение средней стоимости билета в дерегулированном сегменте перевозок может составить от 15 до 22% в зависимости от маршрута. Минимальный доступный тариф в дерегулированном сегменте при этом будет незначительно превышать тариф в регулируемом сегменте. На поездах повышенного спроса тарифы будут увеличиваться вплоть до дня отправления, тем самым пассажиры, планирующие поездку заблаговременно, значительно сократят расходы на приобретение билетов.
Большинство пассажиров смогут приобретать билеты по существующим или меньшим тарифам благодаря расширенной структуре тарифов, основанной на зависимости уровня ценового предложения от периода приобретения, заполнения мест на маршруте и сезонности.
Внедрение технологии динамического ценообразования направлено на увеличение пассажиропотока, увеличение доли рынка, повышение темпов ежегодного прироста перевозок и получение дополнительного дохода в дерегулированном сегменте – 2–3 % в первые годы эксплуатации системы.

Бесконфликтная среда

Чем еще можно сегодня удивить искушенного электронными сервисами пассажира? Несомненно, сведением его прямых контактов с окружающей средой до минимума и предоставлением ему возможности не выходить из привычной среды социальных сетей и информационных порталов.
В рамках пилотного проекта по внедрению инновационных сервисов вагоны класса «люкс» фирменных поездов № 1/2 «Красная стрела» и № 3/4 «Экспресс» сообщением Санкт–Петербург – Москва уже оснащены беспроводным доступом в Интернет (Wi–Fi). В настоящее время ведутся переговоры с ведущими операторами мобильной и спутниковой связи России, направленные на выбор оптимального технологического решения оборудования поездов Федеральной пассажирской компании беспроводным доступом в Интернет.
До конца нынешнего года планируется оснастить Wi–Fi в режиме опытного полигона 6 поездов (11 составов), курсирующих на направлениях Москва – Хельсинки, Москва – Санкт–Петербург, Москва – Самара, Москва – Астрахань, Москва – Нижний Новгород, Санкт–Петербург – Нижний Новгород. Кроме того, в настоящее время проводится работа по выбору аналогичного технического решения, адаптированного к требованиям европейских железных дорог, для составов поезда Москва – Берлин – Париж.
На наиболее востребованных маршрутах (Москва – Санкт–Петербург, Москва – Нижний Новгород, Москва – Адлер) введена автоматизированная система контроля посадки пассажиров в поезда дальнего следования. Система позволяет сократить время посадки и разрешить ряд конфликтных ситуаций с пассажирами, оформившими электронные билеты или воспользовавшимися услугой электронной регистрации.
В настоящее время оборудованием для осуществления контроля посадки пассажиров оснащены 19 поездов формирования ОАО «ФПК» (40 составов). В 2012 году планируется закупить более 800 необходимых для этого устройств.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»

23.08.2012


просмотры:

541

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться