Сеть российских железных дорог пока не испытывает дефицита вагонов. Только в 2012 году общий парк вагонов увеличился на 68 тыс. единиц, достигнув рекорд-
ного уровня в 1,1 млн вагонов. Однако, по оценкам специалистов ОАО «РЖД», эффективность использования парка подвижного состава невысока. Например, в секторе грузовых перевозок эксплуатируется большое количество вагонов с просроченным сроком службы. По данным Ространс-
надзора, в ходе проверок безопасности движения поездов выявлены 23 тыс. грузовых вагонов с истекшим сроком службы и не отвечающих требованиям законодательства в области безопасности движения. В случае запрета на продление срока службы с 1 января 2013 года в России может быть списано около 31% всего парка грузовых вагонов.
Вопросам инновационного развития железнодорожной отрасли, перспективам внедрения в российскую практику вагонов нового поколения с улучшенными техническими характеристиками был посвящен «круглый стол», прошедший в Международном мультимедийном пресс–центре РИА Новости и организованный компанией Brunswick Rail, занимающейся оперативным лизингом железнодорожных грузовых вагонов, совместно с ООО «Трансолушнз СНГ» (Amsted Rail), ЗАО «Промтрактор–Вагон» и ЗАО «ТалТЭК Транс».
Как подчеркнул начальник отдела разработок новых вагонов департамента технической политики ОАО «РЖД» Дмитрий Шпади, развитие грузового вагоностроения очень важно для России, это – один из ключевых элементов Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. Железнодорожный комплекс с 2004 года взял курс на модернизацию грузовых вагонов, предусматривающий увеличение скорости, грузоподъемности и сроков межремонтных работ. ОАО «РЖД» заинтересовано в том, чтобы операторы приобретали грузовые вагоны с инновационными техническими характеристиками, так как в результате их эксплуатации существенно снижается негативное влияние на инфраструктуру, а за счет увеличения скорости движения вагонов увеличивается пропускная способность железнодорожной сети.
70 полувагонов нового поколения модели 12–1304, произведенные ЗАО «Промтрактор–Вагон» и оснащенные тележками Moушн Контрол 18–9836, успешно прошли 6–месячные испытания в рамках программы подконтрольной эксплуатации ОАО «РЖД».
К преимуществам инновационных вагонов относятся повышенные нагрузки на ось (до 25 тонн), объем кузова и грузоподъемность (до 75 тонн), увеличенный межремонтный пробег и уменьшенная нагрузка на верхнее строение пути.
Вагоны эксплуатировались на маршруте длиной 922 км на станции Новокузнецк–Восточный Западно–Сибирской железной дороги. На момент осмотра не было зафиксировано ни одного отцепа, а средний пробег вагонов составил 24 тыс. км. Комиссия, сформированная из представителей ОАО «РЖД», лизинговой компании, производителя и арендатора вагонов, не выявила существенных недостатков и рекомендовала продолжить программу подконтрольной эксплуатации с переводом вагонов на маршрут с увеличенной протяженностью и проведением следующего осмотра по достижению пробега 75 тыс. км. По новому полигону курсирования необходимо также организовать запас комплектующих и провести обучение работников эксплуатационных депо.
Начальник отдела технического обслуживания подвижного состава ЗАО «ТалТЭК Транс» Дмитрий Лютянский заявил, что в ходе испытаний не возникло никаких проблем с эксплуатацией инновационных вагонов. Они курсировали на закольцованном маршруте с максимальной загрузкой, каждый вез дополнительно 5 тонн груза. Вагоны соответствуют заявленным повышенным техническим характеристикам и качеству исполнения. За более чем полгода работы не было произведено ни одного текущего ремонта. В настоящее время компания–арендатор ведет переговоры по расширению полигона курсирования.
Особо нужно остановиться на преимуществах грузовой тележки Моушн Контрол, позволяющей продлить жизненный цикл вагона. По словам заместителя генерального директора по направлению Моушн Контрол в России и СНГ ООО «Трансолушнз СНГ» (Amsted Rail) Дмитрия Мельничука, такие тележки в течение десятков лет успешно эксплуатируются в США и занимают до 60% североамериканского рынка. Их устанавливают на вагоны с нагрузкой на ось до 45 тонн. Этот элемент вагона позволяет увеличить межремонтный пробег до 1,6–2 млн км.
Как сказал старший технический специалист компании ООО «Трансолушнз СНГ» (Amsted Rail) Владимир Белоусов, название тележки говорит само за себя – «управление движением». Модель 18–9836 Moушн Контрол была разработана специалистами компании для колеи 1520 мм, специально для России и стран СНГ. В ней использован целый ряд инновационных узлов и деталей, позволяющих получить большое преимущество перед другими тележками. Конструктивные особенности тележки Моушн Контрол способствуют увеличению допустимых скоростей движения, уменьшению износа гребней колес и в целом повышению безопасности движения грузового вагона.
«В этой модели сохранены основные элементы американской тележки, проверенные многолетней эксплуатацией на большом количестве вагонов, –– говорит Владимир Белоусов. – Даже у тележек, бывших в эксплуатации, сохраняются стабильные динамические характеристики при скоростях движения до 120 км/ч. Межремонтный пробег увеличен более чем в два раза – до 500 тыс. км с возможностью дальнейшего увеличения до 1 млн км. Немаловажно и то, что себестоимость новой тележки сопоставима с морально устаревшей моделью 18–100. В процессах сборки и разборки тележки активное участие принимали работники ПТО ст. Новокузнецк–Восточный, параллельно с этим шел процесс обучения, и последний вагон был собран на «ура». Компания Amsted Rail продолжит доработку адаптированной американской тележки, после чего вагоны нового поколения смогут успешно эксплуатироваться на российских железных дорогах».
Еще один инновационный узел – кассетные подшипники, имеющие гарантийный пробег 800 тыс. км, которые наряду с твердыми колесами дают большую экономию в ходе эксплуатации.
Отвечая на вопрос о стоимости инновационных вагонов, заместитель генерального директора/директор по развитию бизнеса Brunswick Rail Владимир Хорошилов отметил, что первые опытные образцы всегда дороже серийных, тем более что комплектующие для тележки Моушн Контрол поставляются из США. Локализация рынка по изготовлению запчастей в России автоматически приведет к снижению стоимости самого вагона, и в настоящее время уже ведутся переговоры с российскими заводами–изготовителями. Расчеты показывают, что выгоны нового поколения будут стоить в среднем на 5% дороже старых моделей.
Как свидетельствует мировой опыт, инновационный подвижной состав оказывает щадящее воздействие на железнодорожные пути. Например, в США применялись тарифные методы стимулирования внедрения вагонов нового поколения. По мнению Владимира Хорошилова, нужно подумать о сохранении определенных преференций при тарифных перевозках, так как новый вагон перевозит груза на 7% больше, и на 1 тонну груза выигрыш в тарифе составляет 4–5%. В свою очередь, увеличение тоннажа ведет к увеличению на 7% грузопотока.
Владимир Хорошилов выразил уверенность в том, что эксплуатация вагонов нового поколения, рассчитанных на 32–летний срок службы, имеет хорошие перспективы в России.
Дмитрий Шпади подтвердил, что вся инфраструктура РЖД готова принимать вагоны с нагрузкой 25 тонн на ось. В сентябре ОАО «РЖД» представит в ФТС свои предложения по тарифному регулированию, направленные на создание стимулов для приобретения операторами инновационных вагонов.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
30.08.2012
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.