Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

В режиме реального времени

В режиме реального времениГрузы через таможни будут продвигаться быстрее.
В режиме реального времениСегодня на долю железнодорожного транспорта приходится до 30–35% от всех перевозимых в России импортных грузов. Ежесуточно 200 грузовых составов пересекают государственную границу. Эти цифры привела первый заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» Надежда Давыденко. Все эти поезда наиболее тщательную проверку проходят на приграничных таможенных пунктах. Причем как до их подхода к государственной границе, так и после ее пересечения. Здесь и железнодорожникам, и таможенникам предстоит выяснить, весь ли груз прошел своевременно декларирование, и, главное, не допустить перевозку контрабандных товаров, что наносит огромный экономический урон стране.
С 1 октября текущего года согласно решению Евразийской экономической комиссии на железнодорожном транспорте вводится обязательное предварительное информирование о перевозимых грузах. Это позволит ускорить обработку поездов на приграничных пунктах. В условиях рыночной экономики в этом заинтересованы как отправители, так и получатели грузов. И, конечно же, участники внешнеэкономической деятельности и перевозчики импорта, которые стремятся привлечь на железную дорогу как можно больше клиентов.
В одном из выступлений президент страны Владимир Путин подчеркнул: «Обеспечение связанности территорий, создание условий для быстрого передвижения людей и грузов являются приоритетом нашей социальной и экономической политики. Это означает новые возможности для роста экономики страны, развития регионов, рынка труда; принципиально другое качество жизни наших граждан. Также это повысит привлекательность страны для туризма и ведения бизнеса, создаст хорошие предпосылки для успешной реализации нашего транзитного потенциала».
Как подготовились к нововведению в таможенных органах и на предприятиях транспорта? Этот вопрос был вынесен в повестку дня пресс–конференции на тему «ФТС России: нововведения при декларировании товаров». В ней приняли участие заместитель начальника Главного управления таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Сергей Шкляев и первый заместитель Департамента информатизации ОАО «РЖД» Надежда Давыденко.
– ФТС России придает особое значение внедрению новых прогрессивных технологий таможенного администрирования, оптимизации таможенных операций, развитию таможенной инфраструктуры и ее технической оснащенности. Основополагающим принципом ускорения совершенствования таможенных операций в пунктах пропуска является наличие предварительной информации, предоставляемой в таможенный орган, – заявил Сергей Шкляев. – Предварительная информация используется для автоматизации процессов таможенного контроля и целей применения системы управления рисками. Анализ предварительной информации на всех уровнях таможенной системы осуществляется с использованием информационно–программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Она позволяет в режиме реального времени проводить автоматизированную обработку поступающей информации.
Кстати, Евразийская экономическая комиссия разработала проект решения Коллегии ЕЭК «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом». Необходимость такого документа обусловлена реалиями нашего времени, возрастающими угрозами для жизнедеятельности общества. В этих условиях требуется глубокая детальная и тщательная проверка всех товаров, перемещаемых через границу. Однако все возрастающий с каждым годом поток перевозимых по железным дорогам товаров ограничивает время на такую проверку. Наличие у таможенных органов предварительной информации о ввозимых товарах позволит провести проверочные мероприятия до их прибытия в пункт пропуска. Кроме того, проект предусматривает оптимизацию и ускорение совершенствования таможенных операций, повышение эффективности таможенного контроля и сокращение очередей при въезде на территорию Таможенного союза.
Предварительное информирование на железной дороге можно воспринимать как новинку. Но, по сути, эта технология уже прошла проверку на автомобильном транспорте. Безусловно, железнодорожные перевозки имеют ряд отличий и особенностей по сравнению с автомобильными. В частности, в поезде можно разместить большое количество контейнеров с грузами, принадлежащими разным компаниям, и перевозчик не всегда владеет всей информацией о перевозимых грузах. А в результате из–за ошибки или нарушения правил владельцем одного контейнера на границе до выяснения задерживают весь состав. Для исключения подобных ситуаций было принято решение проводить предварительное информирование в два этапа. На первом уполномоченные экономические операторы, таможенные представители или экспедиторы обязаны предоставить предварительную информацию перевозчику, который будет перемещать груз через границу, не позднее, чем за 4 часа до прибытия поезда. На втором этапе уже перевозчик обязан проинформировать таможенные органы о перевозимых грузах за 2 часа до прибытия состава на приграничный пропускной пункт.
А вообще, история возникновения и специфика системы предварительного таможенного информирования о товарах относится еще к 2001 году. После теракта 11 сентября 2011 года, совершенного в США, который потряс весь мир, для каждой страны стал актуальным вопрос обеспечения национальной безопасности при возрастающей насыщенности международных контактов. В частности, возникла необходимость повышения уровня безопасности в сфере международной торговли. При этом принимаемые меры не должны были создавать препятствий для ее развития и мешать скорости прохождения товарной массой таможенного оформления и контроля. Систему предварительного информирования первыми начали внедрять в США. А начиная с 2011 года, и в странах Евросоюза. На территории России данная процедура существовала довольно продолжительное время на добровольной основе. С 17 июня 2012 года она стала обязательной для товаров, перевозимых автомобильным транспортом. Первенство принадлежит автомобилистам не случайно: к 2012 году масштаб ее добровольного применения уже составлял около 60% от совокупной массы, импортируемой по автомогистралям.
Уже первый год работы по системе предварительного информирования о перевозимых по российским автодорогам товарах показал эффективность нововведения. Оно не только позволяет повысить уровень безопасности процессов международной торговли, но и значительно упрощает организационную сторону оформления и контроля товарооборота, экономя время как для лиц, ввозящих товары, так и для работников таможенной службы. Ускоряется процесс оформления транзитной декларации, проверка документов в пунктах пропуска становится более простой, особенно при оформлении сборных грузов.
Для эффективного внедрения обязательного информирования была проведена реорганизация информационных каналов. Так, раньше при добровольном информировании существовали несколько каналов подачи соответствующей информации: интернет–портал ФТС, специальные операторы связи, канал получения сведений от Комиссии европейских сообществ. При работе в новых условиях ключевое значение приобретает бесплатный интернет–портал на сайте ФТС.
– С внедрением обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза автомобильным транспортом, время, необходимое для проведения таможенными органами государственного контроля в пунктах пропуска, в среднем сократилось на 30 минут. Оно составляет сейчас 53 минуты и включает в себя время на осуществление других видов государственного контроля, которые также возложены на государственные органы. В частности, санитарно–карантинный, карантинный фитосанитарный, ветеринарный и транспортный контроль, – рассказал Сергей Шкляев. – Как это ни парадоксально звучит, но при сокращении времени таможенного оформления качество контроля повышается. Получив сведения о товарах заблаговременно, мы имеем время их проанализировать, просчитать риски, выбрать более точно форму контроля. Предварительная информация позволяет более качественно принимать решения как при совершении таможенных операций непосредственно при пересечении границы, так и впоследствии при дальнейшем контроле.
Сергей Шкляев назвал и другие положительные моменты, которые дает нововведение. По его словам, одним из главных преимуществ для бизнеса является сокращение времени нахождения товаров и транспортных средств в пункте пропуска. Это позволяет снижать общие затраты на проведение торговых операций. Быстрее проходит груз, значит, увеличивается товарооборот. Кроме того, бизнес все вопросы в пункте пропуска решает при помощи одного человека – водителя, что также отражается на снижении общих затрат. Снижение издержек в свою очередь способствует ускорению товарооборота.
Сегодня в эффективности системы предварительного информирования уже никого не требуется убеждать. В целом участники внешнеэкономической деятельности позитивно оценивают эту систему. Сейчас более 98% предварительной информации предоставляется автомобилистами за 2 часа до прибытия транспортного средства в пункт пропуска.
Итак, в 2012 году был сделан первый шаг по внедрению на транспорте нововведения при декларировании товаров. Поскольку обязательное предварительное информирование на автомобильном транспорте показало положительные результаты, то логично распространить этот опыт и на другие виды транспорта. Тем более, появилась хорошая возможность проанализировать применяемую автомобилистами систему, адаптировать ее для других видов транспорта с учетом их специфики. С октября текущего года предстоит сделать еще более внушительный шаг – внедрить нововведение на железной дороге. Подготовительную работу таможенные органы проводят совместно с Евразийской экономической комиссией, Минтрансом России, ОАО «РЖД», а также со своими коллегами из Белоруссии и Казахстана.
– Активную подготовку к внедрению нововведения в ФТС начали еще в прошлом году. Мы придаем ей большое значение. Ведь не секрет, что пропускная способность погранпереходов сейчас ограничена, в том числе и из–за того, что на таможенную обработку составов требуется определенное время. Так, например, через Светогорск за сутки проходят всего 6 пар поездов, – сообщил Сергей Шкляев. – В целях оптимизации и сокращения сроков совершения таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска был разработан, утвержден и реализован временный порядок обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров. Временный порядок позволяет предметно координировать работу по электронному взаимодействию между ФТС и ОАО «РЖД» и оперативно решать возникающие вопросы. Его реализация на практике подтвердила возможность организации железнодорожных перевозок исключительно на основании документов в электронной форме.
– Как известно, реализация решения Евразийской экономической комиссии об обязательном предварительном информировании возлагается на перевозчика, то есть на РЖД. Хотя официально нас обязали предоставлять предварительную информацию с 1 октября, однако заинтересованные субъекты ВЭД и предприятия железнодорожного транспорта с целью ускорения пересечения товарами таможенной границы Таможенного союза уже сейчас активно предоставляют ее в таможенные органы. Это свидетельствует о высокой заинтересованности бизнеса во внедрении новых информационных технологий при организации транспортного процесса, – продолжила разговор Надежда Давыденко. – Вообще, мы начали собирать информацию о товарах, перевозимых по российским железным дорогам, более 10 лет назад. Так что решение Евразийской экономической комиссии не застало нас врасплох. И хотя сроки нам отведены достаточно жесткие, нововведение начнет действовать строго в назначенный срок.
На пресс–конференции озвучили такой факт: в прошлом году в Единую автоматизированную систему таможенных органов РФ добровольно были поданы более 50 тыс. сообщений с предварительной информацией о товарах, ввозимых по железной дороге. По словам Надежды Давыденко, РЖД уже заключили договоры о внедрении новой информационной системы с администрацией 10 железных дорог. Удалось найти понимание и у зарубежных коллег. Особенно тесные связи установились с финскими железнодорожниками. Подключились к передаче предварительной информации коллеги из Латвии, Эстонии, Польши. Есть проблемы с пересечением грузов через китайскую границу, но они сейчас решаются.
– Самое главное, что в сознании всех заинтересованных лиц удалось утвердить понятие, что граница не является препятствием для продвижения поездов с грузами, – подтвердила Надежда Давыденко. – Что касается работы с клиентами, мы стараемся из массы вариантов найти такой, который будет удобен для них. И это дает хорошие результаты. Безбумажная технология, предварительное информирование позволят сократить время на обработку грузовых составов в 2 раза. А то и более – с 210 до 60–90 минут, а в зонах, где продвигаются однородные грузы, до 15 минут.
– Значение проводимой в настоящее время работы трудно переоценить. Эффективное функционирование железнодорожного транспорта играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста российской экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе, – сказал в заключение Сергей Шкляев.
Однако с объявлением о завершении пресс–конференции ему пришлось повременить. Дополнительные вопросы посыпались от журналистов, как из рога изобилия. И больше всего их интересовало, когда предварительное информирование планируется внедрить и на других видах транспорта, в частности, на морском и воздушном. Сергей Шкляев заявил, что это будет сделано в 2015 году. Подготовка и на морском, и на воздушном транспорте уже ведется полным ходом. Так, в Дальневосточном морском порту «Восточный эксперимент» по добровольному предоставлению предварительной информации внедряется с мая 2011 года.
– Мы используем специальный портал, который применяется участниками ВЭД для организации информационного взаимодействия при исполнении внешнеторговых сделок. Это еще один яркий пример конструктивного взаимодействия таможни и бизнеса, – сообщил Сергей Шкляев. – Сейчас к нему подключены таможенные посты Находкинской, Владивостокской, Сахалинской, Магаданской и Хасанской таможен на Дальнем Востоке. Благодаря предварительной информации еще до прибытия судна в порт работники таможенных органов осуществляют множество операций. Среднее время проведения операций непосредственно на борту судна составляет 95 минут, без выхода на борт – 35 минут.
С 2009 года к внедрению безбумажных технологий приступили и на воздушном транспорте. ФТС совместно с Минтрансом России создала межведомственную рабочую группу. Она разработала положения, направленные на совершенствование и ускорение таможенного оформления воздушных судов. Они, в частности, предусматривают предоставление документов и сведений в электронной форме до фактического прибытия воздушных судов. Были определены воздушные пункты пропуска, участвующие в эксперименте. Это Шереметьево, Домодедово, Толмачево, Красноярск. На регулярной основе проводятся тестовые транзитные рейсы с использованием электронных документов. Словом, через год нововведения при декларировании товаров, безбумажная технология и предварительное информирование о перевозимых грузах будут внедрены на всех видах транспорта.

Владимир ЧИСТОВ

11.09.2014

просмотры:

381

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться