Здесь состоялся форум пассажиров. Он проводится с 2011 года и является единственным в России специализированным мероприятием, посвященным пассажирской проблематике с акцентом на железнодорожные перевозки. В этом году он прошел в зале ожидания, что, по мнению организаторов, максимально приблизило руководство РЖД к пассажирам.
Перед проведением форума его организаторы провели большую работу по опросу пассажиров. Более 1,5 тыс. вопросов были разбиты по темам и представлены руководителям транспортных компаний. Однако главными участниками форума стали пассажиры, прибывающие или отправляющиеся с Казанского вокзала. Они смогли лично поделиться проблемами с руководителями компании.
В работе форума приняли участие заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров, топ–менеджеры «РЖД» и Федеральной пассажирской компании, руководители профильных министерств и представители отраслевой науки.
В рамках деловой программы Пассажирского форума – 2016 его участники обсудили проблемы организации пригородных перевозок и их оптимизацию, развитие метрополитена, Малого кольца Московской железной дороги и вокзальной инфраструктуры. Повестка дня также затронула вопросы формирования стоимости проезда, совершенствования системы продажи билетов, внедрения на пассажирском транспорте современных информационных технологий. Значительное внимание было уделено проблематике субсидирования пассажирского транспорта с акцентом на целесообразные формы и объемы господдержки в условиях текущей экономической конъюнктуры.
Перед началом официальной программы форума состоялась дискуссия «Что думают пассажиры о качестве транспортных услуг». Эксперты ответили на вопросы, полученные съемочной группой форума на вокзалах России, поступившие в приемную президента РЖД, заданные в социальных сетях и на сайте форума, а также пассажирами, находящимися в тот момент на вокзале.
Говоря о ключевой задаче форума, президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров отметил: «Главная цель ОАО «РЖД» – сделать железнодорожный транспорт современным, удобным и доступным для каждого жителя России. Поэтому мы возлагаем большие надежды на работу форума – эффективной площадки для обмена идеями, мнениями и экспертными суждениями, позволяющей нам координировать действия и совершенствовать схемы управления пассажирским комплексом».
Многих пассажиров волновал вопрос, как будет складываться ситуация с плацкартными вагонами, останутся ли они или будут заменены более комфортными, но и более дорогими купейными. Олег Белозеров уточнил, что этот вопрос обсуждался с экспертным сообществом: «Пришли к выводу, что плацкарт нам нужен. Он пользуется популярностью, он дешевле». По его словам, есть у плацкартных вагонов и другие преимущества перед купейными: они, в частности, более приспособлены для перевозки детских групп, за которыми должны присматривать взрослые.
«Есть еще ряд специальных задач. И пассажиры обращаются к нам с просьбой сохранить такой традиционный вид движения. Мы смотрим, где это удобно и востребовано. Планируем плацкартные вагоны оставить», – заявил президент компании. Также он добавил, что при этом плацкарт должен становиться более качественным и комфортным. Уже сделаны первые шаги в этом направлении: Федеральная пассажирская компания намерена обновить плацкартный парк на 230 вагонов.
Что касается цен на билеты, то в 2016 году стоимость проезда в поездах дальнего следования была проиндексирована только на 5% при инфляции в 2015–м 12,9%. «Мы договорились, что повышаем производительность, улучшаем услуги, и наши цены всегда будут ниже инфляционных движений», – пообещал Олег Белозеров и напомнил, что в 75% поездов действует динамическое ценообразование: чем раньше покупается билет, тем дешевле он обходится. Скидки предоставляются пассажирам на боковые плацкартные полки и на верхние полки купе, проводятся различные акции: к окончанию сезона, к началу сезона или к праздникам. «По полной цене мы продаем меньше 30% билетов», – подвел итог Олег Белозеров.
Вице–президент РЖД Михаил Акулов уточнил, что в 2016 году Тверской вагоностроительный завод должен поставить новых вагонов на 10 млрд руб. «Это 76 двухэтажных вагонов с местами для ночного следования и дневного курсирования с креслами, а также незначительное количество – около 80 штук – плацкартных вагонов, чего явно недостаточно с учетом темпов выбытия этого парка», – подытожил Михаил Акулов. Он также сообщил, что для пригородного движения будут приобретены 82 вагона электричек и 150 вагонов для поездов «Ласточка». Последние будут курсировать с сентября 2016 года на Малом кольце Московской железной дороги.
В рамках форума президент Российских железных дорог, отвечая на вопросы пассажиров, напомнил о том, что в РЖД принято решение предоставить право льготного проезда с 50%–ной скидкой детям от 10 до 17 лет в период с 1 июня по 31 августа. «Также мы внесли предложение в Минтранс России об упрощении процедуры приобретения льготных билетов для детей в период с 1 сентября по 31 мая, чтобы школьники могли приобретать льготный билет без каких–либо дополнительных справок», – подчеркнул Олег Белозеров.
Заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов в свою очередь добавил, что в настоящее время в министерстве рассматривается вопрос о том, чтобы система продажи билетов для детей по одному документу действовала круглый год.
«Мы постараемся за летний период внести изменения в постановление Правительства РФ, чтобы с 1 сентября справка из учебного заведения не требовалась. Не буду зарекаться, но мы приложим все усилия для принятия такого решения, и шанс на это очень высокий», – заявил Алексей Цыденов.
На мероприятии затронули тему пассажирских пригородных перевозок. В рамках форума состоялась дискуссия на тему «Агломерация. Как сделать город ближе». В дискуссии принял участие генеральный директор ОАО «Центральная ППК» Михаил Хромов. Говоря о социальной значимости пригородного транспорта для населения, он подчеркнул, что на данный момент Правительством РФ приняты меры по государственной поддержке пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Это льготный коэффициент 0,01 за пользование инфраструктурой и 0% НДС, что оказывает существенную помощь регионам по сохранению транспортной обеспеченности. Общая сумма предусмотренной государственной поддержки составляет в настоящее время (субсидии на инфраструктуру, НДС 0%) 42,6 млрд руб.
Качественный сервис невозможен без применения современных технологий. Михаил Хромов подробно рассказал о том, что компания сегодня предлагает пассажиру, чтобы сделать весь процесс поездки на электричке быстрым и комфортным. Это большой выбор каналов продаж, различные транспортные карты, позволяющие оформлять билеты не только на проезд в электропоезде, но и на другие виды общественного транспорта, запись билетов с помощью мобильного приложения для телефонов, которая позволяет проходить через турникеты без использования транспортной карты. Также на полигоне начнут курсировать электропоезда, оснащенные оборудованием Wi–Fi.
Новой услугой для пассажира станет проект мультимодальной перевозки. Проект рассчитан на обеспечение постоянного пассажира компании максимальным удобством в поездке. По словам Михаила Хромова, это организация так называемых комплексных перевозок от двери до двери, когда пассажир, выйдя с железнодорожной станции, будет обеспечен трансфером до дома. Проектом предусматривается организация заказных автобусных рейсов от железнодорожной станции до микрорайона.
Программу обновления и закупки нового подвижного состава компания сформировала с учетом планов развития Московского железнодорожного узла. Реализация программы планируется как за счет собственных средств, так и на условиях лизинга. Использование механизма лизинга позволит обновить парк подвижного состава в необходимом количестве без существенного увеличения тарифов. За 15 лет будут приобретены 220 составов на сумму 150 млрд руб. При этом, по словам Михаила Хромова, с 2016 года компания планирует приобретать электропоезда новой серии ЭП2Д, которые в настоящее время проходят сертификационные испытания.
В рамках дискуссии на форуме с докладом выступил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. Он представил результаты исследования, проведенного совместно с ОАО «ЦППК», посвященного мировому опыту организации и финансирования пригородных железнодорожных пассажирских перевозок. В мировой практике перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении признана планово–убыточным видом деятельности. Для его функционирования и развития требуется финансовая поддержка. В тех государствах, где прекращена практика перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, обязательно осуществляется финансовая поддержка за счет государства. Там, где такая поддержка была прекращена, перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении были либо остановлены совсем, либо претерпели существенное сокращение и находятся на грани выживания. Таким образом, государственная поддержка деятельности пригородного пассажирского комплекса в Российской Федерации, где отсутствует перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, соответствует мировому опыту и является необходимой.
Кроме того, ссылаясь на опыт Германии, Юрий Саакян заявил, что необходима скорейшая доработка проекта федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации», разработанного в феврале 2010 года. Принятие закона регламентирует права и обязанности, установит финансовую ответственность и детально опишет порядок взаимодействия участников процесса организации и осуществления пригородных перевозок, подчеркнул Юрий Саакян.
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»
А В ЭТО ВРЕМЯ…
Электричкам – имена земляков
На Уфимском железнодорожном вокзале прошел День пассажира
На Уфимском железнодорожном вокзале состоялся очередной День пассажира, во время которого уфимцы и гости города могли сообщить свои предложения, замечания, задать вопросы представителям ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» и других подразделений, занимающихся пассажирскими перевозками в зоне ответственности Башкирского региона Куйбышевской железной дороги.
Основные вопросы и пожелания пассажиров традиционно были связаны с удобством графика движения электропоездов, рельсовых автобусов и организацией новых пригородных маршрутов. Также прозвучали предложения по оснащению городской электрички транспортного проекта «Толпар» системой Wi–Fi и телевизорами.
Интересное пожелание высказал пассажир электропоезда Уфа – Кандры полковник в отставке Сергей Саттаров. Он предложил называть поезда именами выдающихся деятелей науки, культуры и транспорта, живших и работавших в Башкирии. Среди них – великий русский писатель Сергей Аксаков, народный поэт Республики Башкортостан Мустай Карим и другие. Сейчас железнодорожники изучают это предложение.
Сергей Иванов
19.05.2016
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.