Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Вузы отправят в… автономию?

На расширенном заседании совета Росжелдора обсуждали векторы развития отраслевой системы образования.

На повестку дня очередного заседания Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта были вынесены два вопроса: «Об итогах работы университетских комплексов в 2009 году и перспективах их развития» и «Разработка концептуальных подходов, обеспечивающих активное участие образовательных комплексов Росжелдора в реализации государственной политики по развитию научной инфраструктуры и формированию инновационного ядра в отечественной высшей школе». В обсуждении приняли участие заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков, представители законодательной и исполнительной власти РФ, ОАО «РЖД», ректоры и президенты высших учебных заведений отрасли.
За последние шесть лет система отраслевого профессионального образования прошла большой путь преобразований. После упразднения МПС в 2004 году все учебные заведения, которые готовят кадры для железнодорожного транспорта – а это 10 вузов, одна академия и 48 техникумов и колледжей, – были переданы в ведение Росжелдора. Сегодня в них получают образование более 220 тысяч студентов и учащихся. Руководство Министерства транспорта РФ и Федерального агентства сделало все, чтобы сохранить их для отрасли, не дать разрушить годами складывавшуюся стройную систему профессиональной подготовки специалистов. Сегодня на базе вузов созданы университетские комплексы. Два отраслевых университета – МИИТ и ДВГУПС – в числе других российских вузов вышли победителями конкурса, организованного Министерством образования и науки среди образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные учебные программы.
Но реформы в российском образовании продолжаются. Так, в августе прошлого года президентом страны был подписан федеральный закон о создании при вузах малых предприятий с целью внедрения результатов инновационной деятельности. А в декабре минувшего года на заседании президиума Госсовета в Ульяновское, которое вел Президент России Дмитрий Медведев, было решено создать на базе ведущих вузов научно–образовательные центры по инновационному развитию транспорта.
Как выполняются все эти решения? Заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Алан Лушников отметил, что в минувшем году прием абитуриентов проходил в условиях экономического кризиса и демографического спада. Но, несмотря на это, план набора на первый курс удалось выполнить всем университетским комплексам. Способствовал этому целевой прием. Так, предприятия ОАО «РЖД» направили на учебу в вузы более 60%, а в техникумы – более 70% от общего числа абитуриентов. Получив дипломы, ребята вернутся на железную дорогу, а во время учебы будут проходить практику на оплачиваемых рабочих местах. Правда, по словам Алана Лушникова, обеспечение студентов такими местами для практики по регионам очень различается. И это сегодня остается одной из острых проблем, ведь без практического обучения высококвалифицированного специалиста не подготовить.
Чем привлекают молодежь транспортные вузы? Тем, что большое внимание там уделяют трудоустройству специалистов. «Наших выпускников в этом году нет на бирже труда», – не без гордости заявил докладчик. И заключил, что в целом университетские комплексы работают стабильно. Однако есть ряд проблем. Одна из них – оснащение учебных аудиторий и лабораторий современным оборудованием. Кроме того, необходимо изыскать возможность стимулировать научно–исследовательскую работу преподавателей и аспирантов. В связи с этим не может не тревожить тот факт, что в прошлом году объемы научных разработок в учебных заведениях железнодорожного транспорта сократились на 20%, а в отдельных – даже
до 40%.
О создании при вузах хозяйственных обществ и о том, как определить вектор развития высшей школы, исходя из поставленных президентом страны задач, обстоятельно говорил в своем докладе руководитель Росжелдора Геннадий Петраков.
– Инновационный потенциал вузов транспорта получил высокую оценку Дмитрия Анатольевича Медведева, – напомнил глава Росжелдора. – Но нашим вузам надо расширять связи с реальным производством. К сожалению, пока на сети железных дорог чаще внедряют разработки конструкторских бюро и НИИ, а вузовской науке уделяется меньше внимания. Чтобы изменить это положение, научно–образовательные центры должны предлагать конкурентоспособную продукцию. А для этого надо искать новых партнеров, работающих в сфере реальной экономики.
Руководитель Федерального агентства определил и главную задачу отраслевой системы образования: в результате модернизации мы должны получить интегрированные инновационно–образовательные структуры, обеспечивающие разработку и внедрение учебных программ подготовки и переподготовки специалистов нового поколения. Университетские комплексы должны максимально удовлетворять потребности регионов в специалистах всех уровней. Предстоит также развивать научно–исследовательскую деятельность, отвечающую тенденциям развития транспорта и экономики страны.
О том, как ведется эта работа в регионе, рассказал на заседании ректор Уральского государственного университета путей сообщения Александр Галкин: в 2007 году на базе УрГУПСа создали университетский комплекс, включающий в себя 6 филиалов в 5 субъектах Федерации. В прошлом году провели маркетинговое исследование рынка труда, выявили потребности в квалифицированных специалистах на всех видах транспорта.
Важнейшей задачей в УрГУПСе считают создание научно–образовательного кластера на базе вертикально интегрированного университетского комплекса и предприятий региона. Ядром его станет Уральский транспортный технопарк. Учредителями новой структуры наряду с университетом стали НИИ, Свердловская, Южно–Уральская и Горьковская железные дороги, предприятия ОАО «РЖД» и «Уралтрансбанк».
Выступавшие на заседании ректоры вузов, говоря о «создании благоприятных условий для эффективной научной работы», почти в один голос заявляли о необходимости обновить экспериментально–исследовательскую базу, без чего создать конкурентоспособную инновационную продукцию невозможно.
Шла речь и о наборе абитуриентов на новый учебный год. Здесь тоже не все гладко.
– Почему на курс «Экономика и управление на предприятии» нам выделили два бюджетных места, а МАДИ – 30 мест? – выразил недоумение ректор МИИТа Борис Лёвин. – А на курс «Управление персоналом» нам и вовсе не дали ни одного бюджетного места, в то время как МАДИ выделили 30.
Руководитель Сибирского территориального управления Росжелдора Игорь Мицук считает, что нельзя не обращать внимания на эти факты. У нас уже половина студентов учится на коммерческой основе. А завтра они ведь могут отнести документы в те учебные заведения, где больше бюджетных мест.
– Сокращение финансирования вузов негативно отразилось на научной работе, – с сожалением констатировал ректор Ростовского государственного университета путей сообщения Владимир Колесников. А бизнес, по его словам, не спешит вкладывать деньги в вузовские инновационные проекты, он хочет быстрой отдачи от инвестиций, а на транспорте ее нет. Поэтому нам нужны энергичные менеджеры, которые продвигали бы нашу продукцию на рынок. Ректор считает, что настало также время интегрировать вузы по тематике научных разработок – нельзя ведь объять необъятное, да и не стоит дублировать работу друг друга.
Еще одну острую проблему поднял ректор Иркутского университета путей сообщения Андрей Хоменко: «После объединения с техникумами мы провели экспертную оценку технического состояния всех зданий, и оказалось, что есть здания постройки еще 1913 года, а также 30–х годов прошлого века. Многие из них – с деревянными перекрытиями, эксплуатировать их опасно. Мы на совете обсуждаем концептуальные вопросы, но нельзя забывать и о практических проблемах, которые сами вузы решить не в состоянии».
А самым острым было выступление ректора Петербургского университета путей сообщения Валерия Ковалева. Он заявил, что, судя по докладам, создается впечатление, что в университетских комплексах все благополучно. А ведь это далеко не так. Так, было сказано, что на поддержку вузовской науки правительство выделит в этом году более 39 млн рублей. А что перепадет от этого пирога отраслевым вузам, мы не услышали. Кроме того, остается всего полгода до того, как вступит в силу федеральный закон об автономных образовательных учреждениях. А мы еще не знаем: как мы по этому закону будем жить, останется ли бюджетное финансирование в транспортных вузах?
– Мы занимали в Петербурге одно из первых мест по уровню оплаты труда среди учебных заведений, – отметил ректор, – а сегодня уже далеко не первые. Говорят, надо самим зарабатывать. Но если завтра все преподаватели бросятся читать лекции, вести платные дополнительные занятия, останется ли у них время на основную работу, не превратится ли она в побочную? Премьер–министр правительства страны Владимир Путин поставил задачу создать инновационное ядро в отечественной высшей школе. Нашего университета в списке нет, а он ведь считается лучшим вузом в Северной столице. Так что перспектива, на мой взгляд, совсем не такая радужная, как она кое–кому представляется.
В заключительном слове заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков поблагодарил всех выступавших за высказанную конструктивную критику и прозвучавшие предложения. «Все это будет учтено и позволит более четко определить задачи на перспективу», – сказал замминистра.

Владимир ЧИСТОВ


просмотры:

447

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться