А транспортный вуз может стать отличным местом для их развития
Идеи по развитию транспортной инфраструктуры, внедрению передовых научных технологий рождаются в вузе и находят применение в транспортной отрасли.
В Самарском государственном университете путей сообщения в научную жизнь включены все. Недавно ректор Иван Андроничев принял участие в заседании Совета по образованию и науке при Координационном транспортном совещании государств — участников СНГ. Модератором заседания традиционно выступил президент Российского университета транспорта, председатель совета Борис Лёвин. Основной темой стала дальнейшая кооперация деятельности вузов и научных организаций транспорта.
Задачи развития транспортного образования в России имеют крайне важное значение не только для самой транспортной отрасли, но и для экономики в целом.
Иван Андроничев
МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ
Недавно в Самаре подвели итоги регионального конкурса «Молодой ученый Самарской области — 2020». В числе победителей — три представителя Самарского государственного университета путей сообщения: доцент кафедры «Локомотивы» Александр Свечников, начальник отдела подготовки кадров высшей квалификации Александра Климова и магистрант второго года обучения факультета «Строительство железных дорог и информационные технологии» Ровшан Насибов. Представителям СамГУПСа удалось обойти более 2500 конкурентов и войти в состав 85 победителей. Каждый из них получил грант в размере от 30 до 100 тыс. руб.
Магистрант Ровшан Насибов победил с проектом «Универсальная мобильная информационная платформа». Разработанная им мобильная платформа позволяет обучающимся своевременно получать полезную информацию по самым актуальным и интересным мероприятиям. Кроме того, с ее помощью студенты могут получить актуальное расписание занятий, планировать и организовывать свои мероприятия и информировать о них однокурсников.
Доцент кафедры «Локомотивы» СамГУПСа Александр Свечников победил с проектом «Снижение вредных выбросов сажи в отработавших газах дизелей тепловозов». Разработанные исследователем идеи оказались актуальны для железнодорожного транспорта, экологии и развития дизельного тягового подвижного состава.
В 2020 году сотрудниками кафедры «Путь и путевое хозяйство» была сформирована заявка на включение вузовской работы по совершенствованию технологии укладки рельсошпальной решетки в кривых малого радиуса в план научно-технического развития ОАО «РЖД». С помощью предложенной технологии станет возможным укладывать решетку с постоянным изгибом, то есть с постоянной кривизной, что впоследствии значительно облегчит процесс постановки пути в проектное положение и уменьшит величины дальнейшей рихтовки рельсов (на снимке).
ИДЕИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Ученые СамГУПСа активно участвуют в развитии Куйбышевской железной дороги, а также транспортной инфраструктуры всего региона. В рамках взаимодействия ректор СамГУПСа Иван Андрончев представил губернатору Самарской области Дмитрию Азарову перспективные проекты вуза, направленные на повышение инвестиционной привлекательности региона и развитие транспортного комплекса в Приволжском федеральном округе:
• реализация проекта «Транспортно-логистический центр «Кинельский» Самарской области позволит снизить транспортные издержки для предприятий региона. В рамках проекта планируется передать земельный участок в районе Кинеля под управление эндаумент-фонда СамГУПСа и внедрить на площадке ТЛЦ «Кинельский» новые технологии электронной торговли, контейнерных перевозок и складского хранения.
• проект «Гибридный газотурбовоз «Павлович», разрабатываемый учеными СамГУПСа для перевозок по Северному широтному ходу, позволит повысить эффективность газотурбинной тяги поездов на 25–30%. В газотурбовозе планируется применить новую многоконтурную систему сжигания топлива «Каскад», автоматизированную систему сжигания топлива и накопитель энергии «Заряд-01». К реализации проекта планируется подключить ведущие вузы и промышленные предприятия Самарской области.
• проект «Ускоренное движение Самара — Тольятти», по задумке авторов, способен придать импульс экономическому развитию Самарско-Тольяттинской агломерации с населением более 2,7 млн человек. Ученые СамГУПСа готовы разработать оптимальные графики движения поездов, учитывающие потребности жителей агломерации.
• проект «Экспериментальное железнодорожное кольцо в ОЭЗ «Тольятти» предназначен для проведения сравнительных испытаний железнодорожной техники в реальных условиях. Создание лабораторной базы и испытательной инфраструктуры позволит объединить усилия нескольких учебных заведений Самарской области, привлечь к исследованиям наиболее талантливую, мотивированную молодежь и специалистов.
Елизавета КАРПОВА,
обозреватель «ТР»
Полностью статью «Будущее за инновациями» можно прочитать в №1 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: podpiska2007@list.ru