Погрузка на сети ОАО «РЖД» в минувшем году сократилась на 2,7% к уровню 2019 года. Специалисты считают, что перевозчику удалось сохранить объемы перевозок на высоком уровне, несмотря на кризис, спровоцированный пандемией COVID-19. В декабре погрузка выросла на 0,3% к уровню декабря 2019 года, до 107 млн тонн.
Руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник отмечает скоординированную работу всех участников перевозочного процесса, налаженную в достаточно тяжелых экономических условиях.
По оценкам ИПЕМ, наиболее драматичным образом кризисная ситуация повлияла на перевозки каменного угля — снижение по сравнению с 2019 годом составило порядка 5% (всего перевезено 353,3 млн тонн).
Отрицательная динамика произошла также в сегментах перевозки нефтяных продуктов, руды, черных металлов, леса. В основном небольшой рост наблюдался лишь в погрузке зерна (27,9 млн тонн, +28,7%). Однако хорошую динамику погрузки продемонстрировали и строительные грузы (131,6 млн тонн, +6,1%), химические и минеральные удобрения (62,7 млн тонн, +3,7%), а также грузы, перевозимые в контейнерах (103,6 млн тонн, +4,1%).
Как подчеркнул в ходе оперативного совещания начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД» Алексей Шило, в 2020 году по железнодорожной сети перевезено 5,8 млн ДФЭ (+16,5% к уровню прошлого года). К этому показателю согласно долгосрочной программе развития (ДПР) холдинга планировалось приблизиться лишь по итогам 2022 года. По транзитным контейнерным перевозкам год закончился с не менее воодушевляющим значением в 831 тыс. ДФЭ, тогда как в соответствии с ДПР в 2020 году ОАО «РЖД» планировало перевезти не более 750 тыс. ДФЭ.
По словам заместителя директора по продажам Rail Cargo Logistics-RUS Александра Сиверцева, в период пандемии железная дорога показала себя как наиболее стабильный и надежный вид транспорта. Он отмечает, что не только растет транзит, но на железную дорогу постепенно переходит новая номенклатура груза: удобрения, нефтехимическая продукция и т. д. Александр Сиверцев считает, что такая тенденция сохранится и в 2021 году.
В перспективе влияние COVID-19 на перевозки будет постепенно снижаться, так что рост контейнерного рынка до конца 2022 года может составить 10-15% за счет появления новых сервисов и маршрутов перевозок, а также перехода части грузов с полувагонов и других видов транспорта на контейнеры.
Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин полагает, что погрузка по итогам 2021 года может сохраниться в объеме, близком к прошлому году. По словам Павла Иванкина, объемы погрузки в 2021 году будут колебаться в коридоре от 1,22 млрд тонн (в пессимистичном сценарии) до 1,24 млрд тонн (в базовом). Причем в случае реализации базового сценария, отмечает Павел Иванкин, объемы перевозок выйдут на уровень 2019 года уже к 2022-му. В противном случае ждать придется еще 3–4 года.
Ряд экспертов обращают внимание на то, что прогнозы роста ВВП РФ в 2021 году в значительной мере основываются на расширении внутреннего спроса. А этого может и не случиться. В таком случае есть риск снижения грузовой базы всей железнодорожной отрасли, поскольку у спроса на экспорт есть определенный предел. Например, рост потребления угля в соответствии с прогнозами Минэкономразвития России ожидается всего на 0,5% к уровню 2020-го, а нефтегрузов — не более чем на 1,7%.
В ОАО «РЖД» официальных прогнозов на 2021 год пока не дают. Впрочем, как предполагалось ранее, погрузка может увеличиться на 0,2% по сравнению с 2019-м за счет прибавки в объемах внешнеторговых отправок.
В целом специалисты отмечают, что существует риск того, что 2021 год в лучшем случае принесет стабилизацию перевозок, а не приведет к их восстановлению на уровне, превышающем 2019 год. К примеру, по мнению директора по логистике Первой грузовой компании Михаила Петрова, при оптимистичном сценарии в 2021 году ожидается постепенное восстановление погрузки в пределах 5% по сравнению с текущим годом. Если ограничения из-за COVID-19 продолжат действовать, то, скорее всего, улучшений в погрузке не будет.
«По оценкам большинства экспертов, карантинные ограничения смягчатся, что приведет к росту добычи и производства сырьевых грузов, составляющих основу грузовых перевозок на сети РЖД. Дополнительным стимулом могут стать реализация национальных программ, поддержка экспорта, рост производственных мощностей по ряду номенклатур. Кроме того, будет активно развиваться контейнеризация грузов. Основными драйверами станут сталь, химикаты и пиломатериалы», — отмечает Михаил Петров.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»