О перспективах развития новых технологий в сегменте контейнерных железнодорожных перевозок
В настоящий момент контейнерные перевозки — самый динамично развивающийся сегмент железнодорожной отрасли, росту которого способствует дальнейшее совершенствование новых технологий: внедрение электронного документооборота для упрощения таможенных процедур, оказание клиенту услуг по доставке груза «от двери до двери», запуск челночных и сдвоенных контейнерных поездов. Как будут развиваться контейнерные перевозки в дальнейшем? Давайте разберемся.
«НЕОЖИДАННЫЕ» ГРУЗЫ
Холдинг «РЖД» продолжает совершенствовать функционал электронной торговой площадки «Грузовые перевозки», дополнив его новым цифровым сервисом «Перевозка импорта». Новая услуга позволяет зарегистрированным пользователям, в том числе нерезидентам, дистанционно заказать, оплатить и отследить перевозку импортного груза по территории России. При этом клиент может включить в заказ охрану, факторинг и терминально-складские услуги.
Выступая на XVIII международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», Геннадий Бессонов напомнил о том, что на сегодняшний день по направлению Европа — Китай действует 61 железнодорожный маршрут, а из Китая в Европу — 84 маршрута.
В 2020 году ситуация в мировой экономике была серьезно осложнена из-за спада производства и введенного режима самоизоляции во многих странах, но именно в таких условиях контейнерные перевозки показали уверенный рост.
Это связано с тем, что железнодорожный транспорт перетянул на себя грузы, ранее отправлявшиеся по воздуху и морю. Весной воздушное сообщение с КНР было прекращено одним из первых, но перевозки по железной дороге в условиях пандемии сумели сохранить максимальную привлекательность.
В начале декабря на станцию Ворсино (Калужская область) прибыл первый ускоренный поезд из Китая, состоящий из сорока инновационных автономных рефрижераторных контейнеров. Состав доставил различные скоропортящиеся грузы. До сегодняшнего дня экспортерам и импортерам «температурных» грузов приходилось на пограничных переходах перегружать груз из автомобиля в автомобиль либо в контейнер, тем самым нарушая холодовую цепь и увеличивая сроки транспортировки. С новыми автономными рефконтейнерами в этом нет необходимости: смена платформ с узкоколейных на ширококолейные происходит путем простой перестановки автономного контейнера. Время поезда в пути по маршруту Чэнду — Ворсино (транзитом через Казахстан) составило 10 дней. Такую скорость удалось обеспечить благодаря автономности рефрижераторных контейнеров и согласованному зеленому коридору на пограничных переходах.
Пока все это больше похоже на эксперимент, но факт остается фактом — в контейнерах по железной дороге поехали «неожиданные» грузы.
В ближайшей перспективе в ОАО «РЖД» планируют максимально расширить номенклатуру грузов, перевозимую в контейнерах, в том числе с использованием их различных модификаций. Например, в компании «КОТТА контейнер» разработали модель контейнера для перевозки сыпучих грузов с открывающимися верхними и нижними люками. Такой контейнер позволяет перевозить грузы по железной дороге и переваливать на суда в порту без строительства специализированного терминала.
«Действительно, мы стали перевозить в контейнерах грузы, которые даже и не думали транспортировать таким образом еще пять лет назад. Например, уголь, зерно и рапсовое масло». Начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай
XL-ПОЕЗДА
Новую перспективную технологию ускоренных грузовых перевозок по железным дорогам на конференции представил заместитель генерального директора — директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» АО «ВНИИЖТ» Михаил Мехедов.
Повышение уровня маршрутизации перевозок, осуществление погрузо-выгрузочных операций без отцепки вагонов и без изменения схемы формирования поезда — вот основные принципы технологии ускоренных перевозок груза по железным дорогам, пояснил эксперт. Причем следование таких поездов должно осуществляться исключительно по твердым ниткам графика, отметил Михаил Мехедов.
Перевозка груза в ускоренном грузовом поезде постоянной составности будет бронироваться по аналогии с койко-местом в пассажирском поезде. Имея смартфон, любой грузоотправитель сможет выкупить место и к определенному времени привести на опорную или на начальную станцию свой груз, откуда он уже отправится на станцию назначения.
А в Центральной дирекции управления движением (ЦД) ОАО «РЖД» разработали еще одну инновационную технологию по формированию сдвоенных контейнерных поездов, которые специалисты иногда в шутку называют XL-поездами (переиначивая в аббревиатуру их более официальное название — eXtra Long train).
Подобные длинносоставные поезда способны удовлетворить растущие аппетиты грузоотправителей в увеличении объемов перевозок на Восточном полигоне в условиях инфраструктурных ограничений.
Как рассказал заместитель начальника управления движением Центральной дирекции Валерий Баккал, специалистам удалось добиться ежедневной отправки четырех сдвоенных (то есть 8 обычных) ускоренных контейнерных поездов из Московского узла на Дальний Восток. Составы по расписанию следуют к станциям назначения, расцепляясь только на последней возможной технической станции.
По мнению Валерия Баккала, причиной стремительного развития контейнерных перевозок стали такие преимущества этого сегмента, как универсальность, снижение общих транспортных издержек, повышение сохранности перевозимых грузов, обеспечение транспортного сервиса по принципу «от двери до двери». Пропуск объединенных длинносоставных контейнерных поездов, безусловно, повысит пропускную способность участков на самых грузонапряженных направлениях РЖД.
Полностью статью «Грузы бронируют места» можно прочитать в №6 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.