Ключевое условие для развития транспортного машиностроения — долгосрочные заказы со стороны ОАО «РЖД»
Актуальные вопросы сохранения и развития компетенций российских предприятий железнодорожного машиностроения по проектированию, серийному производству и сервисному обслуживанию высокотехнологичной железнодорожной техники, а также предложения по стабилизации социально-экономического положения на предприятиях отрасли в 2021 году и на период до 2030 года стали предметом обсуждения в Совете Федерации на «круглом столе», который в режиме видеоконференции провел член Комитета Совета Федерации по экономической политике Игорь Панченко.
«Транспортное машиностроение — одна из наиболее высокотехнологичных и системообразующих отраслей национальной экономики. За последние 10 лет в этой сфере созданы новые магистральные и маневровые локомотивы, электропоезда, путевая техника, инновационные вагоны, которые по своему уровню не уступают, а зачастую превосходят технологии зарубежных производителей».
Игорь Панченко
В железнодорожном машиностроении работают более 200 тыс. человек, с учетом смежных отраслей — это более миллиона рабочих мест. Отечественные предприятия транспортного машиностроения расположены практически во всех регионах страны. За рубежом отрасль представлена более чем в 40 странах мира.
Стратегическим потребителем выпускаемой железнодорожной техники является ОАО «РЖД». В сегментах локомотивов и электропоездов заказы со стороны ОАО «РЖД» формируют до 80% производственных программ российских производителей и почти 100% — в сегменте путевой техники.
«По заказу РЖД создан подвижной состав, который позволяет компании быть лидером среди железнодорожных компаний мира», — отметил президент общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта» Александр Мишарин.
По экспертным оценкам, количество грузовых вагонов на сети составляет примерно 1 млн 200 тыс. ед. при оптимальном размере рынка 950 тыс., рекорд производства грузовых вагонов, в первую очередь полувагонов, — порядка 80 тыс. «По сути, мы столкнулись с ситуацией 2012-2014 годов, когда объемы поставок грузовых вагонов существенно превышали объемы их списания, — сказал директор департамента развития секторов экономики Министерства экономического развития РФ Максим Колесников. — Необходим комплекс мер по поддержанию баланса парка грузовых вагонов на железнодорожной сети, включая разработку и утверждение единой методики определения потребного парка грузовых вагонов и проработку механизмов их реализации».
Как считают в РЖД, необходимо сконцентрироваться на серийном производстве инновационной продукции. Нужны меры поддержки в части обнуления ставок НДС при создании инновационного продукта, выпуска опытной партии, не превышающей 10-15 ед. «Как заказчик могу сказать, что машиностроительным предприятиям нужны субсидии для разработки новых дизелей, — резюмировал Сергей Кобзев. — Эти субсидии позволили нам практически за два года создать совершенно новый модельный ряд двигателей, соответствующих современным стандартам по экологичности и экономичности».
Участники «круглого стола» отметили необходимость развития железнодорожной инфраструктуры, обозначили существенные риски ухудшения производственных, инвестиционных и социальных показателей работы производителей техники.
Без принятия необходимых мер по дополнительному финансированию закупок новых локомотивов, электропоездов, путевой техники и вагонов уже во II квартале 2021 года прогнозируется сокращение занятости и негативные социальные последствия в регионах присутствия предприятий железнодорожного машиностроения, говорится в проекте рекомендаций по итогам обсуждения.
Параметры инвестиционной программы ОАО «РЖД» в действующей редакции не обеспечивают необходимый уровень заказов на новую технику для сохранения достигнутых компетенций.
Правительству РФ, Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству транспорта РФ, ОАО «Российские железные дороги» рекомендовано внести изменения в инвестиционную программу ОАО «РЖД» с целью формирования межотраслевого развития железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения, предусмотрев в период действия программы закупку локомотивов, электропоездов и путевой техники на уровне результатов 2020 года.
С целью стратегического планирования и обеспечения межотраслевых балансов необходимо внести изменения в Стратегию развития транспортного машиностроения, Стратегию развития железнодорожного транспорта и Долгосрочную программу развития ОАО «РЖД» на период до 2030 года и последующие периоды.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
На фото: производство электропоездов «Иволга»
Полностью статью «Инновационная и эффективная» можно прочитать в №12 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.