Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Практичный подход

Практичный подходГлавными темами расширенного заседания Совета Росжелдора
стали сертификация и испытания продукции, а также научная деятельность вузов в сфере железнодорожного транспорта
на современном этапе
структурной реформы.

Практичный подходГлавными темами расширенного заседания Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта стали сертификация и испытания продукции, а также научная деятельность вузов в сфере железнодорожного транспорта на современном этапе структурной реформы. В мероприятии приняли участие руководитель Федерального агентства Геннадий Петраков, представители федеральных органов исполнительной власти, специалисты ОАО «РЖД», руководители подведомственных организаций Росжелдора и ректоры транспортных вузов.
Анализ существующей нормативной документации в сфере сертификации и испытания продукции выявил необходимость системного и комплексного подхода к внесению изменений в нее, а также разработки новых документов. Такое мнение высказал в своем докладе и. о. руководителя ГУ «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» Эдуард Гунченко. Он назвал основные проблемы, с которыми учреждению приходится сталкиваться в той части, которая касается его непосредственной функции –  подтверждения соответствия. В первую очередь, это отсутствие возможности технически осуществить подтверждение параметров, указанных в нормативных документах. Причина – отсутствие методик и испытательного оборудования, а также наличие многих параметров, которые больше относятся к области ресурса, чем безопасности. Регистр сертификации, к сожалению, не может получать разъяснения разработчика по интересующим вопросам и, кроме того, в полной мере пользоваться институтом «экспертных заключений», которые демонстрируют весьма низкое качество.
В сложившейся ситуации специалисты регистра видят необходимость и потенциал подключения  к решению этих вопросов отраслевых вузов. Их участие в данной работе помимо доступа к самым передовым мировым разработкам имеет под собой и экономическую основу. Дело в том, что на сегодняшний день это еще и достаточно динамично развивающийся рынок, Эдуард Гунченко сообщил, что большинство крупных компаний обращаются в ГУ с предложением проводить предсертификационную подготовку документации, в том числе на стадии подготовки технического задания и создания конструкторской документации. Однако, по его словам, регистр не может этим заниматься как по этическим соображениям (некорректно впоследствии проверять то, что сами написали), так и по причине отсутствия персонала под эти цели.
Еще одна серьезная проблема – это подготовка квалифицированных специалистов в области подтверждения соответствия. Тот путь, который сегодня избрало ОАО «РЖД» и ввело в процедуру отбора поставщиков и партнеров, предполагающую необходимость соответствия их систем бизнеса ИСО 9001, а затем и IRIS, требует подготовки специалистов и экспертов совсем другого уровня и квалификации.
Ни для кого не секрет, что ныне существующая методика подготовки экспертов и студентов, чья специальность связана с процедурой подтверждения соответствия, не отвечает запросам времени. Зачастую выпускники вузов и курсов подготовки экспертов не представляют в полной мере ни процедуру подтверждения соответствия, ни ее правовую основу. По мнению экспертов регистра, специалист в области сертификации должен в первую очередь обладать техническими знаниями и разбираться в производстве, а уже во вторую – в области сертификации. Если система подготовки специалистов не изменится, вузы выпадут из этого сегмента рынка, а их место займут другие организации. В свою очередь, регистр готов помочь вузам в этом вопросе, в том числе и с организацией  практики для студентов и выпускников.
Геннадий Петраков в ходе обсуждения озвученной проблемы заявил, что ее можно решить путем организации на базе отраслевых вузов экспертных и испытательных центров системы сертификации на железнодорожном транспорте. По итогам обсуждения вопроса Совет Росжелдора принял решение рекомендовать подведомственным агентству вузам создать вышеназванные центры, а также центры подготовки экспертов системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Совет считает необходимым организовать на базе вузов курсы повышения квалификации по системам менеджмента качества, экологического менеджмента, охраны труда, социальной ответственности, Международного железнодорожного стандарта IRIS.
Росжелдор намерен подготовить предложения по участию отраслевых вузов в разработке национальных стандартов и сводов правил – опорных стандартов технических регламентов в сфере железнодорожного транспорта России, а также Таможенного союза. Высшие учебные заведения не должны оставаться и в стороне от общественных обсуждений по разработке нормативной документации в области сертификации.
Еще один острый вопрос, обсуждавшийся на заседании совета – научная деятельность транспортных вузов. В настоящее время финансирование отраслевой науки осуществляется из федерального бюджета, а также на основе договоров, сообщил в своем выступлении проректор по научной работе Московского государственного университета путей сообщения Валерий Круглов. Госбюджетная научная работа является обязательным элементом в индивидуальных планах профессорско–преподавательского состава и выполняется в качестве второй половины нагрузки преподавателя. В 2009 году вузы Росжелдора выполнили научно–технические работы на общую сумму 2 079 785,23 тыс. рублей. Для  предприятий железнодорожного транспорта выполнены работы на сумму 1 928 099,48 тыс. рублей, что составляет 92,7% от общего объема выполненных работ.
К сожалению, сегодня промышленные и транспортные предприятия не финансируют фундаментальные работы, так как они не дают сиюминутного экономического эффекта. С момента образования ОАО «РЖД», по словам Валерия Круглова, прекратилась работа по финансированию отраслевых программ фундаментальных и поисковых исследований для вузов. В результате сократился объем исследований, обеспечивающих задел для последующих опытно–конструкторских и внедренческих работ. Конечно, вузы частично финансируют фундаментальные исследования за счет собственных средств. Но их катастрофически не хватает. Руководители учебных заведений убеждены, что в этом вопросе нужна долгосрочная поддержка государства. Только тогда будет полностью востребован их научный потенциал.
Ежегодно вузы участвуют в конкурсах на выполнение научно–технических работ, проводимых Министерством транспорта и Федеральным агентством железнодорожного транспорта. Имея большой научный потенциал и значительные преимущества по части компетенции исполнителей, университеты проигрывают конкурсы из–за чуть большей, и в то же время обоснованно заявленной цены, считает проректор МИИТа. То есть конкурсы выигрывают организации, предлагающие меньшую стоимость выполнения работ, но и имеющие более низкую квалификацию исполнителей госзаказа. В соответствии с поручением Президента РФ принято решение по организации научно–образовательных центров. Железнодорожные вузы приступили к их формированию на базе научных школ, научно–технические проекты которых представлены в Минтранс, но пока остаются невостребованными.
Характерной особенностью отраслевой науки является ее неразрывная связь с практической деятельностью, считает ведущий научный сотрудник кафедры «Управление эксплуатационной работой» ПГУПСа Александр Осьминин. Изучение проблем производства, постановка научных исследований ему на службу, привлечение к этому процессу талантливых аспирантов, с одной стороны, способствует его совершенствованию, а с другой – повышению качества подготовки специалистов. Вот почему необходимо поддерживать научные школы с целью привлечения их к решению практических задач. Но при этом существует такая проблема: система подготовки научных кадров более инерционна, нежели проведение исследований в научных учреждениях. У профессорско–преподавательского состава нет ни времени, ни сил на прикладную деятельность. Все время поглощает деятельность педагогическая.
Заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Дмитрий Катцын заявил, что РЖД как конечный потребитель продукции считает, что ее качество зависит прежде всего от использования профессиональной базы для испытаний и получения экспертных заключений. С учетом этого холдинг заинтересован в максимальном привлечении научного потенциала отраслевых вузов. В нынешнем году в рамках продолжающегося реформирования отрасли было принято решение о создании объединенного ученого совета РЖД, который учрежден на площадке ВНИИЖТа, совместно с представителями смежных отраслей. Также принято положение о формировании единого плана научно–технического развития ОАО «РЖД» и его дочерних обществ. Начиная с 2011 года будет формироваться единый план, координирующий весь комплекс заказов на научные работы.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»


просмотры:

313

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
z-library