Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Золотая пряжка» Транссиба

Что препятствует планам по развитию туризма на Кругобайкальской железной дороге

Забайкальская железная дорога прорабатывает вопрос запуска тура выходного дня на Байкал, который планируется организовать по Кругобайкальской железной дороге. Об этом сообщил начальник ЗабЖД Александр Скачков.

На Кругобайкалке есть живописные места как для зимнего, так и для летнего отдыха. Не исключено, отметил он, что туристам дадут возможность прогуляться по тоннелям, сходить в музей в порту Байкал у истоков Ангары, а также посетить памятники природы и архитектуры.

Кругобайкальская железная дорога протянулась вдоль южного побережья Байкала на 260 км от истока реки Ангары до станции Мысовая. Особенно уникален ее западный участок. Это 84 км рельсового пути от порта Байкал до станции Култук, 39 тоннелей общей длиной более 8 км, 16 отдельно стоящих каменных галерей, порядка 400 мостов и виадуков,  более 200 подпорных каменных стенок, десятки километров железнодорожных насыпей.

Кругобайкальскую железную дорогу недаром называют «золотой пряжкой» Транссиба. В свое время она соединила две ветви Транссибирской магистрали, разъединенные Байкалом, и стала при этом самой сложной и дорогостоящей магистралью России.

В 2021 году в районе Кругобайкальской железной дороги пройдет очистка дна Байкала. Это один из пунктов соглашения, которые подписаны между Всероссийским обществом охраны природы, Ассоциацией заповедников и национальных парков Байкальского региона, Федеральным агентством по сохранению водных ресурсов России. Для очистки дна Байкала привлекают дайверов.

Кругобайкальская дорога признана одним из красивейших железнодорожных маршрутов мира, и руководство ОАО «Российские железные дороги» ставит перед пассажирским блоком задачу развивать туристические продукты на основе железнодорожных маршрутов. По меморандуму, подписанному Иркутской областью и ОАО «РЖД», железнодорожный холдинг также принимает экологические меры по очистке берега Байкала.

Специалисты отмечают, что из–за пандемии и закрытых международных границ в последнее время вырос спрос на путешествия на поезде с посещением необычных маршрутов, например, Транссибирской магистрали, Кругобайкальской железной дороги.

С 1 августа 2020 года на КБЖД начались перевозки туристов ретропоездами. Оператором туристических маршрутов выступает АО «Байкальская пригородная пассажирская компания» при поддержке Восточно–Сибирской железной дороги (ВСЖД).

Байкальская ППК использует для перевозок туристов рельсовые автобусы РА–2. Это специальный, полностью автономный, созданный для неэлектрифицированных железнодорожных путей поезд.

АО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» в 2021 году также планирует запустить туристический маршрут на Байкал. Тур будет рассчитан так, чтобы люди могли вечером отправиться из Читы, а утром следующего дня оказаться на КБЖД. После этого начнется увлекательное туристическое путешествие вдоль Байкала с остановками. В ночь путешествие завершится, и поезд отправится обратно в Читу.

Серьезной проблемой на Кругобайкалке являлись и являются частые обвалы и селевые потоки. Еще во время проведения изысканий советские инженеры отмечали сильную выветренность горных пород и наблюдавшиеся многочисленные осыпи. Массовая подрезка косогоров и крутых склонов, спускавшихся к озеру, во время строительства дороги спровоцировала катастрофическую активизацию геодинамических процессов.

Результаты дальнейших исследований горных пород, лежащих вдоль дороги, показали, что они оказались не столь устойчивыми, как предполагалось при первоначальных изысканиях. Мало того, выполнение работ, связанных со строительством железной дороги (в особенности – с применением взрывчатых веществ), привело к образованию многочисленных трещин в толще скал. Были сделаны выводы о необходимости расширения строительства подпорных стенок, срезки косогоров и других мер. В ряде мест пришлось обходить опасные участки новыми тоннелями.

Тем не менее, несмотря на высокую активность по предотвращению опасных природных явлений, обвалы являлись крайне частым и опасным явлением на Кругобайкалке, зачастую приводя к крушениям и многодневным перерывам в работе дороги.

Меры по улучшению безопасности движения, исключению обвалов предпринимаются железнодорожниками регулярно. Однако ученые полагают, что в настоящее время существует очевидная необходимость в проведении серьезных инженерных исследований территории КБЖД. Отсутствие с 1970 года углубленных исследований инженерных сооружений железной дороги с точки зрения их безопасности и сейсмоустойчивости значительно повышает риск для жизни и здоровья многочисленных туристов, прибывающих на КБЖД.

Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»

Полностью статью «Золотая пряжка» Транссиба» можно прочитать в №16 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

810

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться