Какие наработки использует ведомственная охрана для сохранения перевозимых грузов.
Железнодорожный транспорт, являясь составляющей транспортной отрасли России, во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечить потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
При этом он на протяжении всей своей истории является транспортом повышенной опасности.
Обусловлено это влиянием целого ряда факторов. Среди них – скопление большого количества опасных грузов, высокие скорости перевозки, влияние ядовитых и отравляющих веществ, выделяющихся при технологических процессах.
В настоящее время добавился еще один – присутствие на объектах посторонних лиц и их вмешательство в работу железнодорожного транспорта. Они–то и создают основные угрозы безопасности.
Ведомственная охрана с момента своего образования призвана обеспечить защиту объектов железнодорожного транспорта, а также лиц, находящихся на них.
Принимая во внимание темпы развития подобного транспорта, его масштабность и обширную географию присутствия в регионах страны, обеспечить одними кадрами безопасность стало крайне затруднительно, а в большинстве случаев – и невозможно.
Для решения возникающих задач на помощь вооруженному постовому (а порой и целой смене) приходят новые технологические электронные устройства, позволяющие при минимальных затратах сохранить требуемый уровень безопасности. Именно ведомственная охрана стала первопроходцем в области применения таковых устройств в процессе перевозки грузов.
Применяемая специальная техника позволяет контролировать доступ к грузу и оперативно пресекать любые попытки посторонних лиц нарушить его сохранность.
Наше предприятие начиная с 2012 года активно использует электронные устройства, функционирующие на основе технологий ГЛОНАСС/GSM в целях охраны грузов.
Как известно, первые опытные образцы подобных устройств разрабатывались, исходя из наших потребностей. Сегодня они претерпели значительные изменения, причем как в технологическом, так и в функциональном плане.
В данный период на российском рынке основным производителем электронных устройств, применяемых при перевозке грузов железнодорожным транспортом, является холдинг «Страж». Он самостоятельно разработал и производит интеллектуальную систему электронного пломбирования «Биглок», которая официально признана ОАО «РЖД» как электронное запорно–пломбировочное устройство и допущено к использованию на инфраструктуре российских железных дорог.
Однако стоит отметить, что задолго до официального признания этого устройства наше предприятие использовало электронное оборудование, производимое компанией для обеспечения безопасности перевозимых грузов.
В 2019 году предприятие в целях усиления охраны перевозимых грузов использовало 423 комплекта «Сириус». За это время с помощью данного оборудования были сопровождены более 6,2 тыс. вагонов и 9,6 тыс. контейнеров, при этом вмешательства посторонних лиц в процесс перевозки, а также утраты грузов не было допущено.
Спектр применения электронных устройств очень обширен. Если создать условия и возможность применять их в качестве основных элементов пломбирования, то будет создана система, которая позволит обеспечить полный контроль доступа к перевозимому грузу на всех этапах перевозки.
Помимо вышеназванных систем «Биглок» предприятие приобрело в собственность 60 комплектов «Джойнтех ДЖИТИ–701» (Jointech JT701) китайского производства. В 2019 году с их помощью сопровождены 713 вагонов и 27 контейнеров, в прошлом году 371 вагон и 17 контейнеров. Хищений грузов в период использования такой техники не допущено.
Помимо этого с декабря 2019 года в филиале на Свердловской ж. д. производится тестовая эксплуатация 20 электронных устройств «ЛОКИС» производства ООО «Старком Системс».
Учитывая, что рынок электронных устройств очень емкий, а потребность в них растет с каждым днем, многие отечественные и зарубежные компании готовы поучаствовать в насыщении подобного рынка.
В заключение отмечу, что основными целями нашей совместной работы являются поиск и создание оптимального технологического решения, которое позволит создать универсальное электронное устройство, обеспечивающее безопасные условия для перевозки, и в онлайн–режиме информировать таможенные органы, перевозчиков, грузовладельцев, операторов и охрану о местоположении охраняемого груза и наличии доступа к нему.
В целом идея применения ЭЗПУ в железнодорожных перевозках очень перспективна. Но для ее реализации необходимо решение ряда задач. В частности, это разработка и внедрение технических стандартов к электронным устройствам и информационной платформе, которая позволит объединить различные типы устройств и предоставить права доступа к необходимой информации заинтересованным службам и сторонам. Также предстоит согласовать и допустить на инфраструктуру железнодорожного транспорта устройства, прошедшие стандартизацию.
Ну и наконец, закрепить в правилах перевозок порядок использования электронных устройств, в том числе в рамках международного железнодорожного права.
Сергей МЕДВЕДЕВ, советник генерального директора
ФГП «ВО ЖДТ России»
Полностью статью «Пресечение незаконного доступа» можно прочитать в №20 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.