Пригородные железнодорожные перевозки нуждаются в поддержке
По сравнению со значительным падением пассажиропотока в период карантинных ограничений в начале пандемии объем перевозок пассажиров в I квартале 2021 года восстановился на 87% к уровню 2019 года.
Такие цифры специалисты озвучили в ходе научно–практического форума «Развитие пригородного железнодорожного комплекса в новых экономических условиях», прошедшего на площадках РУТ (МИИТ) и выставки «ЭлектроТранс 2021».
МЕХАНИЗМЫ СУБСИДИРОВАНИЯ
По словам президента ассоциации «Желдорразвитие» Александра Кисько, благоприятному сценарию развития отрасли способствуют меры господдержки, оказанные Правительством РФ, Минтрансом России, Минэкономразвития России, в результате которых пригородные пассажирские компании (ППК) были включены в перечень системообразующих для экономики страны предприятий. В результате ППК получили финансовые и налоговые льготы, что позволило в сложных экономических условиях, вызванных значительным падением пассажиропотока, сохранить маршрутную сеть и основной персонал компаний.
В составе национального проекта «Безопасные качественные дороги» действует федеральный проект «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», напомнил гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян. И если до недавнего времени в круг интересов нацпроекта входили исключительно автомобильные дороги, то в настоящий момент Минтрансом России началось обсуждение различных механизмов поддержки, позволяющих в перспективе включить в федеральный проект БКД и программу по обновлению железнодорожного подвижного состава. Пока такая возможность отсутствует.
БАРЬЕР ДЛЯ ВИРУСА
Пандемиологическая ситуация в период прошлогоднего локдауна привела к тому, что пассажиропоток в электропоездах крупнейшего перевозчика – ЦППК – упал почти на 70%. Причем максимально снизилось количество перевозимых льготников. Но, несмотря на уменьшение пассажирооборота, задача по обновлению пассажирского подвижного состава своей актуальности не потеряла.
Как рассказал директор по продажам ЦППК Сергей Русов, на железнодорожной инфраструктуре и в подвижном составе ЦППК активно проводятся различные мероприятия по профилактике распространения коронавирусной инфекции. Так, составы обрабатываются дезинфицирующими средствами, в том числе с применением технологии «холодного тумана». Ежедневно на уборку станций и поездов ЦППК уходит более 120 тыс. литров антисептического раствора. Более 400 поездов, курсирующих по маршрутам ЦППК, дезинфицируют не менее трех раз в день.
По мнению руководителя управления продуктового и технического маркетинга дирекции по развитию пассажирского транспорта АО «Трансмашхолдинг» Валерии Шарафутдиновой, помимо критериев, обеспечивающих комфорт и безопасность поездки, ключевые факторы выбора подвижного состава для пассажирских перевозок обусловлены такими аспектами, как показатели скорости электропоездов, возможность движения по электрифицированным или по неэлектрифицированным участкам железной дороги и адаптация вагонов к высоте платформ.
Именно интенсивность пассажиропотока на отдельном направлении определяет компоновку подвижного состава, его основные технические характеристики с точки зрения габаритности (ширины и длины) и составности, то есть количества вагонов. Директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) Сергей Вакуленко отмечает, что в современных условиях пригородный железнодорожный транспорт превращается в разновидность городского общественного. Рост агломераций и численности населения в них диктует необходимость в развитии существующих пассажирских коммуникаций.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков считает, что долгосрочные последствия пандемии в отношении пригородного железнодорожного транспорта еще предстоит оценить. Не стоит полагать, поясняет он, что если в 2021 году эпидемиологическая ситуация нормализуется, то и пассажиропоток восстановится в прежних, допандемийных объемах. Ведь мышление современного общества уже адаптировалось к парадигме новых экономических условий. Удаленная занятость привела к тому, что возникла категория пассажиров, которые пользуются электричкой не ежедневно, а, например, раз в неделю–месяц.
Эксперты сферы недвижимости даже зафиксировали сдвиг спроса с квартирного на малоэтажное жилье.
Полностью статью «Тянет лямку электричка» можно прочитать в №24 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.