Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Траектория роста

Заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев – о перспективах развития железнодорожного транспорта

– Владимир Александрович, Транспортная стратегия РФ на период до 2035 года устанавливает ряд ключевых для развития отрасли задач, в числе которых организация доступной и качественной перевозки пассажиров. С учетом каких факторов выстраивается государственная политика в сфере железнодорожного транспорта в настоящее время?

– Обеспечение доступности пассажирских перевозок, улучшение их качества, упрощение и цифровизация процессов по оформлению билетов – актуальнейшие задачи, которые ставит государство перед железнодорожной отраслью. Не случайно, например, Правительством России традиционно субсидируется перевозка школьников старше десяти лет. Им предоставляется пятидесятипроцентная скидка с 1 января по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря включительно в поездах дальнего следования (в том числе скорых) в общих и плацкартных вагонах, а также в двухэтажных пассажирских вагонах с четырехместными купе во внутригосударственном сообщении РФ. В последние годы аналогичная скидка детям от 10 до 17 лет стала предоставляться и перевозчиками в период летних каникул.

Для поддержки перевозок населения и продвижения внутреннего туристического продукта в 2021 году предусмотрены субсидии на осуществление семейных поездок железнодорожным транспортом общего пользования в купейных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий. C 24 мая пассажиры с ограниченными возможностями могут приобретать электронные проездные документы на специализированные места в поездах дальнего следования без дополнительной регистрации в Центре содействия мобильности и предъявления подтверждающих инвалидность документов.

Также с февраля этого года мы упростили оформление электронных билетов на электрички: теперь при покупке билетов без предоставления мест не нужно указывать персональные данные пассажира.

Кстати, Правительство России и Министерство транспорта РФ большое внимание уделяют развитию пригородных пассажирских железнодорожных перево-

зок. В период пандемии ряд ППК оказались в непростых экономических условиях. Совместно с регионами проводится работа по недопущению сокращения маршрутной сети и сохранению объема транспортной работы на уровне 2019 года.

– Какие инфраструктурные проекты в железнодорожной отрасли являются в настоящее время для Минтранса России приоритетными? Какие ресурсы и возможности есть для того, чтобы их реализовать?

– Приоритетные инфраструктурные проекты утверждены и реализуются в рамках проектной деятельности Правительства РФ во исполнение майского Указа Президента России № 204 от 8 мая 2018 года. В первую очередь это мегапроект по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Также это проекты по развитию подходов к портам Азово–Черноморского бассейна и Северо–Запада России, развитие Центрального транспортного узла, проектирование и строительство ВСМ «Москва – Санкт–Петербург».

Все перечисленные проекты имеют статус федеральных и зафиксированы в транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ.

Проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, подходов к портам Северо–Запада и Юга России обеспечены финансированием, реализуются за счет средств ОАО «РЖД» и включены в инвестиционную программу холдинга. Проекты ЦТУ и ВСМ реализуются с привлечением бюджетных средств. Кроме того, проект ВСМ включен решением Правительства РФ в перечень проектов, финансирование которых может быть осуществлено с использованием средств Фонда национального благосостояния.

Каждый из перечисленных проектов имеет целевые показатели, которые должны быть достигнуты в 2024 году. Для успешной реализации данных проектов Правительством РФ, Минтрансом России совместно с причастными органами власти и ОАО «РЖД» ведется напряженная работа. Вопросы о ходе развития железнодорожной инфраструктуры постоянно рассматриваются на заседаниях правительственных и межведомственных коллегиальных органов, Координационного центра Правительства РФ. Организован онлайн–мониторинг реализации проектов Восточного полигона в электронной системе «Эталон». Словом, на государственном уровне задействованы все возможные силы и средства для выполнения поставленных Президентом России задач.

– Какой мультипликативный эффект для экономики страны может быть достигнут благодаря реализации проекта по модернизации Восточного полигона РЖД?

– Проект развития Восточного полигона является мегапроектом, который реализуется с 2013 года. На совещании по развитию угольной отрасли, которое проводил в марте 2021 года Президент России, была поставлена задача по фиксации параметров II этапа развития магистралей с указанием пропускной и провозной способности по отдельным участкам, а также предельного веса грузового поезда в поквартальной разбивке до 2024 года.

Во исполнение данного поручения Правительством РФ утвержден паспорт II этапа инвестиционного проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа. Исходя из структуры грузопотоков, технической оснащенности и технологии работы сформирован поквартальный график достижения целевых показателей инвестиционного проекта, включающий 21 контрольный участок. Для каждого из них определены целевые значения пропускной способности (по станциям, перегонам и тяговому электроснабжению), включая размеры движения и массу грузовых поездов. Паспорт проекта согласован с представителями грузоотправителей на заседании президиума Правительственной комиссии по транспорту.

Пропускная способность Байкало–Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза – до 180 млн тонн в год, а сроки доставки транзитных контейнерных грузов на направлении Запад – Восток – сократиться до 7 суток. В целом до 2024 года объем финансирования, включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров, составит около 780 млрд руб.

Проект демонстрирует бюджетную эффективность. Оценка социально–экономической эффективности, выполненная с учетом положений утвержденной Правительством РФ Методики оценки эффектов от проектов строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, показала, что суммарная величина формируемого вклада в ВВП от реализации проекта на горизонте 40 лет может составить порядка 3 трлн руб., из которых эффект для бюджетной системы предполагается в размере 0,7 трлн руб.

– Даже на нынешнем сложном этапе развития железнодорожной отрасли рынок контейнерных перевозок демонстрирует устойчивый рост. Но задачи, поставленные руководством страны, куда более амбициозны. Что потребуется для достижения обозначенных в Транспортной стратегии ориентиров, касающихся контейнерного транзита?

– Действительно, контейнерные перевозки показывают положительную динамику. Несмотря на пандемию, в 2020 году объем перевозок контейнеров железнодорожным транспортом вырос почти на 16% по сравнению с 2019 годом и составил 5,8 млн ДФЭ. При этом опережающими темпами увеличивался транзит – на 38% к 2019 году. В 2021 году тенденция сохраняется: в целом по сети железных дорог за 5 месяцев объем контейнерных перевозок вырос к 5 месяцам 2020 года на 16% и составил 2,6 млн ДФЭ, а транзит увеличился на 57%.

Также хочу отметить, что в рамках проекта развития Восточного полигона реализуются и мероприятия по развитию инфраструктуры для ускорения движения контейнеров. Для достижения целевой задачи по увеличению роста контейнерных перевозок железнодорожным транспортом дополнительно к существующим комплексным проектам развития железнодорожной инфраструктуры, в том числе на Восточном полигоне, ОАО «РЖД» планирует обеспечить строительство вторых главных путей на 120 перегонах Транссибирской магистрали, 7 разъездов, реконструкцию 29 станций, а также 30 двухпутных вставок. Эти мероприятия позволят в 2024 году обеспечить доставку контейнера от восточной до западной границы России за 7 суток.

И все–таки, по оценкам экспертов, уровень контейнеризации в России в два раза ниже, чем в странах Европы и Китае. В этой связи в разрабатываемой сейчас Транспортной стратегии до 2035 года развитию контейнерных перевозок уделено особое внимание.

Повышение уровня контейнеризации будет осуществлено за счет повышения количества регулярных контейнерных железнодорожных перевозок по точному графику с доставкой точно в срок, снятия инфраструктурных и административных барьеров.

Мы будем развивать транзитный потенциал основных международных транспортных коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг». После устранения сдерживающих барьеров, в числе которых низкая предсказуемость сроков доставки, непрозрачное ценообразование для конечных потребителей, низкая осведомленность о продукте, и при условии сохранения высокой скорости доставки и конкурентных тарифов маршрут «Восток – Запад» привлечет до 3,7 млн ДФЭ (всеми видами транспорта) транзитного потока к 2035 году, а МТК «Север – Юг» – до 50 тыс. ДФЭ.

На горизонте до 2035 года факторами, способствующими росту контейнеризации, станут не только мероприятия по развитию инфраструктуры, но и реализация технологических и организационных мер по увеличению скорости движения контейнерных поездов, а также реализация потенциала привлечения транзитных грузов.

Что имеется в виду? Для развития контейнерных перевозок запланированы мероприятия по развитию ТЛЦ и «грузовых деревень» в ключевых точках пересечения грузопотоков с возможностью разгрузки контейнерного поезда за 2 часа с момента подачи его в ТЛЦ.

В рамках цифровизации и автоматизации процедур таможенного контроля одним из рычагов сокращения времени таможенного оформления может стать переход на электронные навигационные пломбы в контейнерных перевозках. После введения электронных пломб предполагается внедрение электронного документооборота и возможности считывания электронных копий документов в пути следования. В результате усовершенствования ряда технологических процессов станет возможным введение безостановочного транзита по территории России.

Таким образом, при благоприятном сценарии уровень контейнеризации грузов может вырасти с 8,2% в 2019 году до 16–20% к 2035 году.

Целевое время перевозки контейнера от Владивостока до Санкт–Петербурга или Смоленска к 2030 году не будет превышать 5 суток, что позволит обеспечить не только эффективную связь западной и восточной частей России, но и конкурентные условия доставки грузов по транзитным маршрутам через всю страну.

Беседу вел Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться