Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Траектория роста

Заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев – о перспективах развития железнодорожного транспорта

– Владимир Александрович, Транспортная стратегия РФ на период до 2035 года устанавливает ряд ключевых для развития отрасли задач, в числе которых организация доступной и качественной перевозки пассажиров. С учетом каких факторов выстраивается государственная политика в сфере железнодорожного транспорта в настоящее время?

– Обеспечение доступности пассажирских перевозок, улучшение их качества, упрощение и цифровизация процессов по оформлению билетов – актуальнейшие задачи, которые ставит государство перед железнодорожной отраслью. Не случайно, например, Правительством России традиционно субсидируется перевозка школьников старше десяти лет. Им предоставляется пятидесятипроцентная скидка с 1 января по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря включительно в поездах дальнего следования (в том числе скорых) в общих и плацкартных вагонах, а также в двухэтажных пассажирских вагонах с четырехместными купе во внутригосударственном сообщении РФ. В последние годы аналогичная скидка детям от 10 до 17 лет стала предоставляться и перевозчиками в период летних каникул.

Для поддержки перевозок населения и продвижения внутреннего туристического продукта в 2021 году предусмотрены субсидии на осуществление семейных поездок железнодорожным транспортом общего пользования в купейных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий. C 24 мая пассажиры с ограниченными возможностями могут приобретать электронные проездные документы на специализированные места в поездах дальнего следования без дополнительной регистрации в Центре содействия мобильности и предъявления подтверждающих инвалидность документов.

Также с февраля этого года мы упростили оформление электронных билетов на электрички: теперь при покупке билетов без предоставления мест не нужно указывать персональные данные пассажира.

Кстати, Правительство России и Министерство транспорта РФ большое внимание уделяют развитию пригородных пассажирских железнодорожных перево-

зок. В период пандемии ряд ППК оказались в непростых экономических условиях. Совместно с регионами проводится работа по недопущению сокращения маршрутной сети и сохранению объема транспортной работы на уровне 2019 года.

– Какие инфраструктурные проекты в железнодорожной отрасли являются в настоящее время для Минтранса России приоритетными? Какие ресурсы и возможности есть для того, чтобы их реализовать?

– Приоритетные инфраструктурные проекты утверждены и реализуются в рамках проектной деятельности Правительства РФ во исполнение майского Указа Президента России № 204 от 8 мая 2018 года. В первую очередь это мегапроект по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Также это проекты по развитию подходов к портам Азово–Черноморского бассейна и Северо–Запада России, развитие Центрального транспортного узла, проектирование и строительство ВСМ «Москва – Санкт–Петербург».

Все перечисленные проекты имеют статус федеральных и зафиксированы в транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ.

Проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, подходов к портам Северо–Запада и Юга России обеспечены финансированием, реализуются за счет средств ОАО «РЖД» и включены в инвестиционную программу холдинга. Проекты ЦТУ и ВСМ реализуются с привлечением бюджетных средств. Кроме того, проект ВСМ включен решением Правительства РФ в перечень проектов, финансирование которых может быть осуществлено с использованием средств Фонда национального благосостояния.

Каждый из перечисленных проектов имеет целевые показатели, которые должны быть достигнуты в 2024 году. Для успешной реализации данных проектов Правительством РФ, Минтрансом России совместно с причастными органами власти и ОАО «РЖД» ведется напряженная работа. Вопросы о ходе развития железнодорожной инфраструктуры постоянно рассматриваются на заседаниях правительственных и межведомственных коллегиальных органов, Координационного центра Правительства РФ. Организован онлайн–мониторинг реализации проектов Восточного полигона в электронной системе «Эталон». Словом, на государственном уровне задействованы все возможные силы и средства для выполнения поставленных Президентом России задач.

– Какой мультипликативный эффект для экономики страны может быть достигнут благодаря реализации проекта по модернизации Восточного полигона РЖД?

– Проект развития Восточного полигона является мегапроектом, который реализуется с 2013 года. На совещании по развитию угольной отрасли, которое проводил в марте 2021 года Президент России, была поставлена задача по фиксации параметров II этапа развития магистралей с указанием пропускной и провозной способности по отдельным участкам, а также предельного веса грузового поезда в поквартальной разбивке до 2024 года.

Во исполнение данного поручения Правительством РФ утвержден паспорт II этапа инвестиционного проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа. Исходя из структуры грузопотоков, технической оснащенности и технологии работы сформирован поквартальный график достижения целевых показателей инвестиционного проекта, включающий 21 контрольный участок. Для каждого из них определены целевые значения пропускной способности (по станциям, перегонам и тяговому электроснабжению), включая размеры движения и массу грузовых поездов. Паспорт проекта согласован с представителями грузоотправителей на заседании президиума Правительственной комиссии по транспорту.

Пропускная способность Байкало–Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза – до 180 млн тонн в год, а сроки доставки транзитных контейнерных грузов на направлении Запад – Восток – сократиться до 7 суток. В целом до 2024 года объем финансирования, включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров, составит около 780 млрд руб.

Проект демонстрирует бюджетную эффективность. Оценка социально–экономической эффективности, выполненная с учетом положений утвержденной Правительством РФ Методики оценки эффектов от проектов строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, показала, что суммарная величина формируемого вклада в ВВП от реализации проекта на горизонте 40 лет может составить порядка 3 трлн руб., из которых эффект для бюджетной системы предполагается в размере 0,7 трлн руб.

– Даже на нынешнем сложном этапе развития железнодорожной отрасли рынок контейнерных перевозок демонстрирует устойчивый рост. Но задачи, поставленные руководством страны, куда более амбициозны. Что потребуется для достижения обозначенных в Транспортной стратегии ориентиров, касающихся контейнерного транзита?

– Действительно, контейнерные перевозки показывают положительную динамику. Несмотря на пандемию, в 2020 году объем перевозок контейнеров железнодорожным транспортом вырос почти на 16% по сравнению с 2019 годом и составил 5,8 млн ДФЭ. При этом опережающими темпами увеличивался транзит – на 38% к 2019 году. В 2021 году тенденция сохраняется: в целом по сети железных дорог за 5 месяцев объем контейнерных перевозок вырос к 5 месяцам 2020 года на 16% и составил 2,6 млн ДФЭ, а транзит увеличился на 57%.

Также хочу отметить, что в рамках проекта развития Восточного полигона реализуются и мероприятия по развитию инфраструктуры для ускорения движения контейнеров. Для достижения целевой задачи по увеличению роста контейнерных перевозок железнодорожным транспортом дополнительно к существующим комплексным проектам развития железнодорожной инфраструктуры, в том числе на Восточном полигоне, ОАО «РЖД» планирует обеспечить строительство вторых главных путей на 120 перегонах Транссибирской магистрали, 7 разъездов, реконструкцию 29 станций, а также 30 двухпутных вставок. Эти мероприятия позволят в 2024 году обеспечить доставку контейнера от восточной до западной границы России за 7 суток.

И все–таки, по оценкам экспертов, уровень контейнеризации в России в два раза ниже, чем в странах Европы и Китае. В этой связи в разрабатываемой сейчас Транспортной стратегии до 2035 года развитию контейнерных перевозок уделено особое внимание.

Повышение уровня контейнеризации будет осуществлено за счет повышения количества регулярных контейнерных железнодорожных перевозок по точному графику с доставкой точно в срок, снятия инфраструктурных и административных барьеров.

Мы будем развивать транзитный потенциал основных международных транспортных коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг». После устранения сдерживающих барьеров, в числе которых низкая предсказуемость сроков доставки, непрозрачное ценообразование для конечных потребителей, низкая осведомленность о продукте, и при условии сохранения высокой скорости доставки и конкурентных тарифов маршрут «Восток – Запад» привлечет до 3,7 млн ДФЭ (всеми видами транспорта) транзитного потока к 2035 году, а МТК «Север – Юг» – до 50 тыс. ДФЭ.

На горизонте до 2035 года факторами, способствующими росту контейнеризации, станут не только мероприятия по развитию инфраструктуры, но и реализация технологических и организационных мер по увеличению скорости движения контейнерных поездов, а также реализация потенциала привлечения транзитных грузов.

Что имеется в виду? Для развития контейнерных перевозок запланированы мероприятия по развитию ТЛЦ и «грузовых деревень» в ключевых точках пересечения грузопотоков с возможностью разгрузки контейнерного поезда за 2 часа с момента подачи его в ТЛЦ.

В рамках цифровизации и автоматизации процедур таможенного контроля одним из рычагов сокращения времени таможенного оформления может стать переход на электронные навигационные пломбы в контейнерных перевозках. После введения электронных пломб предполагается внедрение электронного документооборота и возможности считывания электронных копий документов в пути следования. В результате усовершенствования ряда технологических процессов станет возможным введение безостановочного транзита по территории России.

Таким образом, при благоприятном сценарии уровень контейнеризации грузов может вырасти с 8,2% в 2019 году до 16–20% к 2035 году.

Целевое время перевозки контейнера от Владивостока до Санкт–Петербурга или Смоленска к 2030 году не будет превышать 5 суток, что позволит обеспечить не только эффективную связь западной и восточной частей России, но и конкурентные условия доставки грузов по транзитным маршрутам через всю страну.

Беседу вел Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»


просмотры:

555

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться