В верхней палате парламента обсудили ход реализации долгосрочной программы развития РЖД
Парламентские слушания, посвященные реализации долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года, провел в формате видеоконференции председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.
ТРАНСПОРТНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ СОХРАНЕНА
В долгосрочной программе ОАО «РЖД» до 2025 года предусмотрены мероприятия по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта, бесперебойное функционирование которого зависит от состояния подвижного состава и взаимодействия субъектов перевозочного процесса.
По словам первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Вадима Михайлова, в базовом варианте ДПР в 2019 году закладывался среднегодовой рост 3,8%, но 2020 год внес серьезные коррективы, произошло серьезное падение экономики.
«По итогам 2020 года удалось привести грузовые перевозки к уровню 2019 года, но пассажирские перевозки обрушились на 27%. В условиях пандемии мы сохранили прежний уровень заработной платы при сокращении рабочего времени. Выручка стала резко падать, а расходная часть не сокращалась. Это привело к большим объемам выпадающих доходов, необходимо было срочно решать вопрос с инвестпрограммой», – отметил представитель РЖД.
Компании очень помогло решение Правительства РФ о выпуске «вечных» облигаций, благодаря чему удалось сохранить финансирование инвестпрограммы в 2020 году в оригинальном варианте – 717 млрд руб., решить все задачи по обеспечению безопасности, новому строительству, обновлению подвижного состава, работе с поставщиками, пояснил Вадим Михайлов.
ИЗ МОСКВЫ В ПИТЕР ЗА 135 МИНУТ
Заместитель генерального директора – начальник Центра по развитию Центрального и Санкт–Петербургского транспортных узлов ОАО «РЖД» Олег Тони рассказал о законодательном обеспечении строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт–Петербург.
ВСМ Москва – Санкт–Петербург пройдет по территории 6 субъектов РФ. Проект разделен на три участка: вход в Москву – Крюково – Москва; вход в Санкт–Петербург – Обухово – Санкт–Петербург; основная трасса Крюково – Обухово, которая проходит через Тверь – Логовежь (Торжок) – Великий Новгород.
Ожидается, что к 2030 году (3–й полный год эксплуатации) по магистрали будут перевозиться 23,3 млн пассажиров в год.
ГРУЗЫ И ПАССАЖИРЫ
О работе по совершенствованию нормативной правовой базы в отношении грузовых перевозок проинформировал первый заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания – филиал ОАО «РЖД» (ЦФТО) Александр Хатьянов.
По его словам, из–за пандемии коронавируса в ОАО «РЖД» ожидали снижения параметров грузовой работы по итогам 2020 года на 15%, однако в результате своевременного принятия мер погрузка грузов по сети ОАО «РЖД» в 2020 году снизилась лишь на 2,7% к уровню 2019 года. По итогам января – июня 2021 года погрузка грузов по сети ОАО «РЖД» составила 632,7 млн тонн с ростом к уровню аналогичного периода 2020 года на 27,7 млн тонн (+4,6%).
ОАО «РЖД» ведет активную работу по расширению мощностей в восточном направлении. В 2020 году достигнут целевой показатель провозной способности по подходам к портам и погранпереходам Дальнего Востока – 144 млн тонн.
Начальник департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Николай Костенко представил перспективы развития пассажирского комплекса.
В 2020 году холдингом были приобретены более 1000 вагонов для перевозки пассажиров. В текущем году будут приобретены 724 новых вагона. Новый подвижной состав курсирует на территории 39 субъектов РФ.
Чтобы обновить выбывающий подвижной состав для пригородных перевозок, только для входящих в периметр холдинга РЖД перевозчиков до 2030 года необходимо приобретение порядка 2 тыс. вагонов на сумму свыше 230 млрд руб. Эту задачу можно решить при участии федерального центра и субъектов РФ, подчеркнул Николай Костенко.
«ЗЕЛЕНАЯ» ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев рассказал о соблюдении природоохранных требований при выполнении работ по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта и реализации программы обновления подвижного состава в рамках ДПР ОАО «РЖД» до 2025 года.
В 2021 и последующих годах компании предстоит реализовать масштабные инфраструктурные проекты. Речь идет о 144 объектах реконструкции и строительства БАМа и Транссиба на Байкальской природной территории, ВСМ Москва – Санкт–Петербург, развитии подходов к портам. Особенностью этих проектов является то, что они во многих случаях граничат с особо охраняемыми природными территориями.
В этой связи ОАО «РЖД» разрабатывает систему автоматизированного экологического мониторинга и контроля объектов строительства и реконструкции, включающую в себя не только информационно–аналитическую платформу видеофиксации, но и сбор, обработку, хранение, анализ результатов экологического контроля и мониторинга.
РЖД совместно с коллегами из Росатома и Газпрома приступили к запуску пилотного проекта по применению поездов на водородных топливных элементах на о. Сахалин, который предусматривает создание всего комплекса водородной технологии: производство и транспортировку водорода, эксплуатацию и техническое обслуживание поездов.
КРИТИЧЕСКОЕ СНИЖЕНИЕ ЗАКАЗОВ
Заместитель генерального директора по продажам – генеральный директор ООО «Торговый дом СТМ» Антон Зубихин обратил внимание на ситуацию, которая складывается в сфере путевого машиностроения, а именно на критическое – 85% – снижение выпускаемой техники для строительства и ремонта железнодорожного полотна. Между тем машиностроительный холдинг «Синара – Транспортные машины» за последние 5 лет проинвестировал более 10 млрд руб. в разработку и производство новых высокотехнологичных машин для строительства, ремонта и текущего содержания железнодорожной инфраструктуры.
В ходе обмена мнениями сенаторы обратили внимание на ряд проблем. В частности, сенатор РФ Ленар Сафин выразил мнение, что эксплуатация поездов «Ласточка» не везде целесообразна: для обеспечения транспортной доступности населения регионам зачастую не хватает рельсовых автобусов, особенно там, где пути не электрифицированы.
«При строительстве объектов Восточного полигона регионы не смогут в полном объеме удовлетворить потребности компании в трудовых ресурсах, в связи с чем обсуждается возможность привлечения к этим работам осужденных», – заметил Ленар Сафин и предложил помощь СФ для решения этой проблемы.
«Почему рыбу с Дальнего Востока возят через Суэцкий канал контейнерами?» – поинтересовался сенатор РФ Игорь Панченко. Как стало понятно из ответа представителя РЖД, проблема заключается в отсутствии необходимой береговой инфраструктуры, что не позволяет перевозить рыбу по Дальневосточной железной дороге, хотя даже в период пикового спроса стоимость перевозки 1 кг рыбы не превышает 14–15 руб.
Игорь Панченко сделал акцент на необходимости импортозамещения, своевременного ремонта и содержания действующей сети железных дорог. Он также отметил рост стоимости строительных материалов и металла (по оценкам, до 27%), что усложняет выполнение ДПР ОАО «РЖД».
«Компания видит эти риски и прилагает все усилия для повышения производительности труда, сокращения расходов и повышения эффективности», – заявил Вадим Михайлов. По его мнению, в условиях волатильности экономической конъюнктуры необходима помощь государства, особенно по социально значимым проектам, а также по стратегическим проектам на территории Дальнего Востока и Арктического региона, которые несут колоссальный макроэкономический эффект.
«Инфраструктура является генератором роста экономики. Вклад Российских железных дорог в ВВП страны составляет 5,7%, и сохранение такого темпа является одной из задач долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года».
Вадим Михайлов
По итогам обсуждения будут подготовлены рекомендации с учетом прозвучавших предложений.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»
Полностью статью «Генератор роста экономики» можно прочитать в №34 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.