Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, уточняющий порядок использования железнодорожного подвижного состава, порядок перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и установление требований к оператору железнодорожного подвижного состава и его деятельности.
Законопроект направлен на урегулирование вопросов деятельности операторов железнодорожного подвижного состава по обеспечению перевозок грузов порожними грузовыми вагонами и на уточнение прав и обязанностей перевозчика в свете передачи парка вагонов операторским компаниям.
Кроме того, проект закона призван урегулировать отдельные технологические вопросы организации перевозочного процесса в условиях частного парка вагонов.
Как отмечается в пояснительной записке, на рынке железнодорожных перевозок произошли существенные изменения, связанные с перераспределением оказания услуг. Ранее именно перевозчик владел вагонами и оказывал не только услуги по перевозке, но и услуги по предоставлению вагонов для перевозки (подавал свои вагоны под погрузку). В настоящее время услуга по предоставлению вагонов под перевозки грузов осуществляется операторами железнодорожного подвижного состава.
При этом федеральные законы в области железнодорожного транспорта содержат только понятие «оператор железнодорожного подвижного состава», не определяя обязательств оператора в организации перевозки. Все обязанности законодательно сохраняются за перевозчиком.
В проекте федерального закона уточняется, что именно оператор осуществляет деятельность по предоставлению вагонов грузоотправителям или грузополучателям по договору, несет ответственность за техническую исправность и коммерческую пригодность своего имущества.
Предлагается законодательно установить основные обязанности операторов и закрепить, что правила оказания операторами услуг по предоставлению вагонов под перевозки утверждаются Правительством Российской Федерации. Такой подход к перераспределению услуг и обязательств, по мнению разработчиков, позволит избежать основных претензий грузоотправителей и грузополучателей.
По оценкам экспертов, в 2020 году профицит вагонов составил 226 тыс. вагонов, сегодня в производственном процессе непосредственно задействованы только 73% от рабочего парка. Парк грузовых вагонов превышает предельно допустимые технологические параметры заполнения станционных путей на 132 тыс. вагонов, что оказывает негативное влияние на эксплуатационные и экономические показатели работы сети железных дорог (потери участковой скорости грузовых поездов, снижение производительности локомотива рабочего парка).
В связи с этим предлагается внести в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» изменения, определяющие порядок установления методики расчета парка грузовых вагонов, который требуется для обеспечения перевозок грузов с учетом возможностей инфраструктуры и ее использования.
Предлагается закрепить право перемещения порожних грузовых вагонов не только с припортовых железнодорожных станций, но и иных железнодорожных станций сети, порядок определения которых устанавливается Правительством РФ. Это позволит улучшить эксплуатационную обстановку на инфраструктуре и не допустить локального дефицита подвижного состава в периоды пиковой погрузки.
Еще одна проблема связана с локальным дефицитом универсальных и специализированных грузовых вагонов. Для исключения случаев необеспечения вывоза отдельных категорий грузов, в том числе сезонных грузов, в законопроекте предусмотрены нормы об обеспечении операторами таких перевозок вагонами в порядке, определяемом актом Правительства РФ.
Фото inftaiga.ru