Новые виды контейнерной упаковки задают тренд развития на сети РЖД
Объем контейнерных перевозок по железной дороге страны во всех видах сообщения за первые шесть месяцев 2021 года увеличился на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основная причина роста показателя – расширение номенклатуры перевозимых грузов.
В ОАО «РЖД» считают, что спрос на контейнерные перевозки будет расти.
ОТКРЫТЫЙ КУЗОВ
Перевозка грузов в контейнерах становится все более популярной. В том числе в контейнерах с открытым верхом – open top. По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», за шесть месяцев 2021 года по сети проследовало более 15 тыс. контейнеров типа open top с углем, объем перевозок превысил 0,5 млн т. В июне темпы погрузки достигли рекордных месячных показателей – 138 тыс. т.
Перевозка угля в контейнерах позволяет снизить нагрузку на железнодорожную инфраструктуру, сократив время обработки подвижного состава на приграничных станциях и увеличив скорость доставки. Отсутствие необходимости перевалки груза в подвижной состав узкой колеи решает проблему смерзшегося угля, вагоны с которым в зимний период могут простаивать на станциях по нескольку суток в ожидании перегрузки.
Первый вице–президент ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков отмечает, что в контейнерах open top в прошлом году компания перевезла порядка 1,7 тыс. ДФЭ, а в этом году только за квартал – более 2 тыс. ДФЭ.
Но развитие перевозок в контейнерах open top упирается прежде всего в дефицит подвижного состава, предупреждает ряд экспертов. В России существует нехватка таких контейнеров. Директор отдела инвестиций и рынков капитала сектора транспорта и инфраструктуры КПМГ в СНГ Вячеслав Михайлов отмечает и следующую проблему: несмотря на то, что со всеми скидками в контейнере везти дешевле, это положение актуально только для массовых поездных формирований. Для некоторых других грузов, которые можно было бы контейнеризировать, такая перевозка не является эффективной. Но главный ограничивающий фактор – недостаточная развитость инфраструктуры для обработки контейнеров.
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Начальник Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Игорь Хахулин рассказал о том, какие технологические решения способствуют росту контейнеризации и привлечению новых номенклатур грузов на железнодорожную сеть. Два года назад был запущен контейнерный маршрут со станции Безымянка (Самарская область) на Дальний Восток. Поезд следует 9 суток по согласованному расписанию, скорость доставки играет ключевую роль. Услуга востребована на рынке: раньше это был один поезд в месяц, сейчас их два, запускается третий. Данный сервис рассчитан на компании малого и среднего бизнеса, которые не могут в одиночку организовать погрузку целого контейнерного поезда. Железнодорожники предоставляют отправителям отдельные контейнеры, а также ряд скидок на перевозку и хранение грузов.
Выступая на конференции «PRO//Движение.Поволжье», начальник Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Вячеслав Дмитриев отметил, что специалисты прогнозируют рост отправок контейнеров по КбшЖД в объемах 10–12% в год. Перспективы контейнеризации нарастают, по этой причине в текущем году уже открыты пять станций для контейнерных перевозок. Серьезный потенциал развития, добавляет Вячеслав Дмитриев, есть и у контейнерных терминалов региона.
Контейнеризация перевозок зерновых культур в последнее время становится чуть ли не основной темой, освещаемой на профильных конференциях. Какими преимуществами обладает перевозка аграрных грузов в контейнерах? Во–первых, транспортировка во флекситанках и вкладышах в контейнере позволяет выйти на международный рынок любым производственным компаниям, независимо от их географического расположения и масштаба бизнеса. Во–вторых, погрузка насыпных грузов в контейнер не требует специализированного, дорогостоящего оборудования.
Для привлечения новых клиентов Центральная дирекция по управлению терминально–складским комплексом (ЦМ) ОАО «РЖД» развивает услуги для участников зернового рынка. Это особенно актуально с учетом роста потребности трейдеров и сельхозпроизводителей в переработке зерновых грузов. Результатом этой работы стало увеличение объемов переработки зерновых – на 43% по итогам шести месяцев 2021 года в сравнении с аналогичным периодом 2020 года.
В первой половине этого года ЦМ реализовала несколько новых проектов. К примеру, Забайкальская дирекция по управлению терминально–складским комплексом начала выполнять погрузку зерна в мягкие контейнеры. Горьковская ДМ организовала погрузку зерна с использованием бункер–перегружателя на территории контейнерной площадки для переработки большегрузных контейнеров. Отправлять контейнерные поезда с зерном с этого года начала дирекция на Красноярской дороге. Разрабатываются сквозные услуги, когда в процессе участвуют несколько региональных дирекций ЦМ. Так, при переработке зерновых грузов, следующих в порт Новороссийск, погрузка выполняется силами Красноярской дирекции, а выгрузкой и перевалкой груза в автомобиль занимается Северо–Кавказская дирекция.
Полностью статью «Open top – это эффективно» можно прочитать в №35 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.