Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

По согласию сторон

По согласию сторонВажным результатом реформы,
по информации Минтранса, представленной в Президиум Правительства России, явилось создание совместно c ОАО «РЖД»
и субъектами РФ региональных ППК.

По согласию сторонВажным результатом реформы, по информации Минтранса, представленной в Президиум Правительства России, явилось создание совместно ОАО РЖД и субъектами РФ региональных пригородных пассажирских компаний (ППК). В 2011 году необходимо полностью завершить переход к осуществлению пригородных перевозок организационно обособленными от ОАО «РЖД» юридическими лицами. Таким образом будет решен вопрос устранения фактора перекрестного субсидирования пригородных перевозок за счет грузовых. В целях повышения рентабельности ППК и сокращения их убытков целесообразно рассмотреть вопрос передачи ОАО «РЖД» в уставные капиталы таких компаний соответствующего подвижного состава. Со своей стороны, регионы могли бы докапитализировать указанные компании за счет единовременной субсидии из федерального бюджета. На 2011 год в федеральном бюджете зарезервировано 25 млрд рублей.

Мера ответственности

Кто есть кто сегодня на рынке пригородных пассажирских перевозок? Напомним,  ОАО «РЖД» владеет подвижным составом и инфраструктурой. ППК в каждом регионе является перевозчиком и на правах аренды оперирует подвижным составом. Кроме того, ППК за пользование инфраструктурой платят инфраструктурный тариф, размер которого установлен Федеральной службой по тарифам. Источник, из которого ППК должны покрывать все эти расходы – это плата пассажиров за проезд. Еще одно действующее лицо в этой цепочке – субъект Федерации, который по действующей нормативной базе отвечает за организацию пригородных перевозок. Он заказывает необходимые объемы, определяет расписание движения поездов, их составность.
В соответствии с принятым Планом мероприятий структурной реформы на железнодорожном транспорте в 2011 году полностью выводится из состава ОАО «РЖД» деятельность по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении, поскольку к концу года общее количество ППК достигнет 27 (включая ООО «Аэроэкспресс»). Эти компании и будут осуществлять пассажирские перевозки во всех 73 субъектах Российской Федерации, где существует пригородное железнодорожное сообщение. ППК создаются как с участием субъектов РФ, так и без, в случае, если органы власти субъектов не выражают согласия на участие в уставном капитале компаний. Сегодня хозяйственную деятельность осуществляют 22 ППК. Вскоре к ним присоединятся пять оставшихся.
О подводных камнях отмены перекрестного субсидирования и возложения большей части ответственности в этом вопросе на регионы много говорилось в течение прошедшего года. Ученые Института социальной политики и социально–экономических программ Высшей школы экономики, например, выяснили, что при полной компенсации субъектом выпадающих доходов перевозчиков риск возникновения дефицитности регионального бюджета возникнет у 7 регионов из 73, а риск прироста дефицита регионального бюджета более чем на 20% – у 13.
А социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), выясняя, насколько серьезно скажется на структуре поездок возможное значительное сокращение частоты движения пригородных поездов или их полная отмена, выяснили, что лишь треть пассажиров продемонстрировали готовность безболезненно приспособиться к ситуации и пересесть на другие виды транспорта. От 29 до 39% респондентов, признавая, что такие изменения коснутся их весьма существенно, тем не менее намерены были искать другие способы преодолеть привычный маршрут. И наконец, выявилась самая уязвимая с социальной точки зрения группа населения – те, кто в принципе вынужден будет сократить количество поездок. Кроме Московской области, более трети жителей регионов ставят знак равенства между изменением графика и других условий работы электричек и значительным ограничением собственной мобильности.

Неуверенность в завтрашнем дне

Первую в нынешнем году пресс–конференцию, посвященную пригородным перевозкам, начальник департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Геннадий Верховых также начал с рассмотрения проблемных моментов. По его словам, условия сегодня таковы, что установленной платы за проезд не достаточно для покрытия всех расходов на перевозку. Дебиторская задолженность ППК к концу 2010 года была значительной, но, понимая сложность переходного периода, РЖД находило варианты взаимоотношений между причастными сторонами, чтобы это не отразилось на пассажирах.
В частности, был разработан проект закона о регулярном пассажирском сообщении, который сейчас находится на согласовании в правительстве. Он призван стать основополагающим документом в части организации пригородных перевозок: все участники процесса должны понимать меру своей ответственности. В ожидании ратификации закона для организации безубыточной деятельности пригородного комплекса основой взаимодействия с субъектами стал договор на транспортное обслуживание населения. На сегодняшний день 41 субъект РФ заключил такие договоры с 16–ю ППК. Кроме того, по словам Геннадия Верховых, большинство субъектов Федерации подали заявки на получение субсидий в Правительство РФ.
Возникали в прошедшем году и проблемы по перевозке федеральных льготников. Постановлением правительства за их перевозку установлена плата 50 рублей в месяц за одного пассажира, который может совершить за это время, например, 50 поездок. В итоге компенсация оказалась абсолютно несопоставимой с расходами. Геннадий Верховых сообщает, что обращение в Правительство с просьбой уточнить нормативную базу, которая отстала от реформы, получило поддержку. Сейчас эти документы также находятся в работе и должны быть приняты в 2011 году, чтобы у ППК появилась уверенность в завтрашнем дне. Пока же такой уверенности нет, констатирует Геннадий Верховых, и по прогнозам РЖД, убытки от пригородных перевозок в этом году будут вновь внушительными.
Именно поэтому между Минтрансом России и ОАО «РЖД» возникла дискуссия на предмет использования 25 млрд рублей государственных субсидий, заложенных в федеральном бюджете 2011 года на дотирование пригородных перевозок. Напомним, Минтранс предлагает передать эти средства в уставные капиталы региональных ППК, а не направлять их на покрытие убытков. При этом, возможно, РЖД передадут вагоны пригородным компаниям не в аренду, а в их уставный капитал. ОАО «РЖД», сообщил Геннадий Верховых, считает целесообразным направить госсубсидии на покрытие убытков от пригородных перевозок, а не на капитализацию ППК. По его словам, получается, что пригородные компании, взяв подвижной состав, инфраструктуру, не платят за это, а в уставный капитал им вливаются определенные средства. Но потом те, кому такая компания будет должна, выступят с инициативой ее банкротства. А если за счет этих средств возместить убытки, вывести в этом году пригородные компании на ноль, то тогда можно приступить к наделению этих компаний имуществом. Решение по этому вопросу вскоре будет принято Правительством РФ.

Экономия и безопасность

Тем временем, чтобы максимально уменьшить негативное воздействие новых условий на пригородный комплекс, принимаются меры по двум направлениям:  увеличение доходов от перевозок и сокращение расходов на них. В первом случае это прежде всего предотвращение безбилетного проезда. Разработаны различные технологические и технические схемы, выделены средства, заключены договора с частными охранными предприятиями, разъездными билетными кассирами. Из обращений граждан РЖД видит, что эти мероприятия проходят не всегда гладко, поэтому принимает контрмеры. Также президентом компании было принято решение о сокращении процента рентабельности пригородных перевозок, он сейчас является минимальным. Это, по словам Геннадия Верховых, практически на 20% сократило расходы ППК на платежи за услуги моторвагонного подвижного состава.
Что касается последнего, в 2011 году планируется  поставить на сеть железных дорог России 512 новых вагонов. В общей сложности это 45 электричек, 14 рельсовых автобусов и один дизель–электропоезд. Объем инвестиций на обновление парка в нынешнем году составит 10,67 млрд рублей. А на его модернизацию планируется направить 632,1 млн рублей. На эти средства при прохождении капитального ремонта вагоны будут оборудованы системами пожарной сигнализации, устройствами автоматического пожаротушения. Также для повышения комфортности проезда запланирована модернизация пассажирских салонов электропоездов: установка оконных блоков, антивандальных пассажирских диванов, стеновых панелей, потолка совместно со светодиодными светильниками, систем кондиционирования салонов и кабин машиниста и многого другого. В нынешнем году капитальный ремонт пройдут более 1477 вагонов пригородных  электропоездов и 39 вагонов дизель–поездов, что потребует более 2,14 млрд рублей.
По программе развития пригородного пассажирского комплекса в  2011 году на ремонт  и модернизацию пассажирской инфраструктуры будет потрачено более 3 млрд рублей. Эти средства пойдут на приведение посадочных платформ, вокзалов и других объектов пригородного пассажирского комплекса к соответствию современным эстетическим и санитарно–гигиеническим требованиям.
Для удобства пассажиров планируется увеличить время, за которое  они информируются об изменениях в расписании пригородных поездов: с 10 до 15 и более дней. А на Ярославском направлении Московской железной дороги с 15 февраля 2011 года действует эксперимент: стоимость абонементного билета на расстояния свыше 50 км будет фиксирована и составит 3500 рублей. Это позволит экономить значительные средства тем пассажирам, которые едут издалека, сообщил Геннадий Верховых. Среди технологических и инновационных решений, внедренных в 2010 году, он особо отметил установку билетопечатающих автоматов, внедрение  системы оплаты проезда с использованием банковских карт.
Отлично зарекомендовала себя биометрическая система  контроля работы кассиров–контролеров, разъездных кассиров билетных, сотрудников  ЧОП, которая направлена на контроль соответствия установленного графика и реального времени их явки на работу. А система видеонаблюдения в поездах служит обеспечению безопасности пассажиров и сотрудников холдинга, а также позволяет проводить мониторинг пассажиропотока на конкретных направлениях и формировать эффективное и востребованное расписание движения электропоездов.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»


просмотры:

413

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться