Важнейшим транспортным проектом Арктической зоны Российской Федерации в среднесрочной перспективе станет создание железнодорожного Северного широтного хода, в рамках которого будет обеспечена прямая железнодорожная связь Ямала и Восточной Сибири с портами Северо-запада.
В Федеральном агентстве железнодорожного транспорта прошло заседание Общественного совета. Его члены обсудили реализацию Транспортной стратегии России до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Речь шла о перспективах создания Северного широтного хода (СШХ).
Прогнозируемый объем перевозок по СШХ может составить 23,9 млн тонн грузов в год, основную часть будет составлять, в частности, транспортировка газового конденсата. Также проект позволит ускорить перевозки контейнерных грузов. При этом, по оценке ОАО «РЖД», объем перевозимых грузов, которые могут быть перенаправлены на СШХ по корреспонденциям станций Октябрьской, Северной и Свердловской железных дорог, может достигнуть 4,1 млн тонн.
Важность создания СШХ подчеркнул в своем выступлении и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Александр Иванов.
Основными грузоотправителями в рамках проекта СШХ планируются ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Газпром», ООО «Корпорация «Роснефтегаз», ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть». А основными участниками проекта станут ОАО «РЖД», ООО «СШХ», ЯНАО, ПАО «Газпром» и Росжелдор.
В организационной модели проекта ОАО «РЖД» осуществляет строительство железнодорожных подходов и железнодорожной части мостового перехода через реку Обь в районе Салехарда, реконструкцию существующих участков Северной железной дороги и Свердловской железной дороги.
Кроме того, ООО «СШХ» и Росжелдор совместно реализуют участок «Салехард — Надым (Хорей)» в рамках заключенного концессионного соглашения. Ямало-Ненецкий автономный округ осуществляет строительство автодорожной части мостового перехода через реку Обь. ПАО «Газпром» — реконструкцию участка «Надым (Хорей) — Пангоды».
По словам начальника управления финансов, инвестиций и капитального строительства Росжелдора Сергея Капустянского, общие предполагаемые капитальные затраты на реализацию проекта СШХ оцениваются в 471,9 млрд руб.
Финансирование проекта планируется за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), средств инфраструктурного бюджетного кредита ЯНАО, средств федерального бюджета и внебюджетных источников — собственных средств ОАО «РЖД» ООО «СШХ», ПАО «Газпром», а также заемных средств ООО «СШХ».
В соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина № Пр-1981 одобрено выделение средств из ФНБ на реализацию железнодорожного мостового перехода через р. Обь в объеме 70,3 млрд руб. Также на заседании президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию 2 декабря 2021 года одобрено выделение средств инфраструктурного бюджетного кредита ЯНАО в объеме 50 млрд руб. на софинансирование железнодорожной части и строительство автодорожной части мостового перехода через р. Обь.
В настоящий момент вопрос обеспечения финансирования проекта СШХ, а также актуализации стоимостных параметров проекта прорабатывается в рамках регулярных совещаний у министра экономического развития РФ Максима Решетникова.
После согласования финансовой модели проекта Минфином России и Минэкономразвития России с учетом подтверждения источников финансового обеспечения, а также проведения комплексной оценки паспорта проекта со стороны Минэкономразвития России и Минфина России планируется подготовка проекта распоряжения Правительства РРФ об изменении условий концессионного соглашения.
Артём ОЗУН