Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Контейнерное ускорение

Взрывной рост железнодорожных перевозок выявил проблемы с инфраструктурой

 По итогам 2021 года объем перевозок грузов в контейнерах в транзитном сообщении впервые превысил 1 млн ДФЭ, а общий объем перевозок контейнеров увеличился более чем на 12%, до 6,5 млн ДФЭ. В прошлом году сильнее всего ощутил турбулентность сегмент морских перевозок, стоимость которых по сравнению с началом 2020 года выросла в 6 раз, а срок доставки – в 2–4 раза из–за заторов в портах на фоне возросшего спроса на логистические услуги.

Рост стоимости морских перевозок сделал Россию привлекательным маршрутом для перевалки контейнеров из Китая в Европу по железной дороге, но транзит сдерживается инфраструктурными ограничениями. Возможности для дальнейшего роста грузопотока по железной дороге связаны с нехваткой подвижного состава, недостаточной пропускной способностью основных железнодорожных магистралей, в особенности железнодорожных подходов к портам и пунктам пропуска через границу как на восточном, так и на западном направлении.

Растущая нагрузка

Значительный контейнерный поток движется по Транссибирской магистрали, которая функционирует буквально на пределе. В 2022 году провозная способность Восточного полигона в соответствии с инфраструктурными мероприятиями, реализуемыми железнодорожниками в рамках КПМИ, должна увеличиться еще на 14 млн тонн – до 158 млн тонн.

По словам заместителя генерального директора – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексея Шило, специалисты стремятся повысить эффективность перевозок, снять действующие барьеры, а также обеспечить вывоз дополнительных объемов грузов. С января по ноябрь 2021 года компания провела 4 тыс. соединенных контейнерных поездов, это на 40% больше по сравнению с 11 месяцами предыдущего года.

На 37 направлениях внедрена новая технология техосмотра фитинговых упоров вагонов–платформ, при которой не нужно снимать контейнер. Кроме того, в ОАО «РЖД» технически подготовились к электронному оформлению перевозок по всему сухопутному маршруту Китай – Европа – Китай и уже организовали электронный обмен данными с 13 зарубежными перевозчиками. В ближайшее время работа будет направлена на увеличение длины поезда и стимулирование клиентов к использованию полной вместимости контейнерных платформ, добавляет Алексей Шило.

По его словам, контейнерные перевозки являются самым динамично развивающимся сегментом грузовых перевозок. Их рост в первую очередь происходит за счет перевозок в составе контейнерных поездов. Это привело к тому, что доля маршрутизации груженых контейнерных перевозок на сети достигла 78%, при этом в транзитном сообщении порядка 93% всех контейнерных перевозок осуществляется в составе контейнерных поездов.

Развитию данного сервиса уделяется большое внимание в части обеспечения скорости погрузки, точности и скорости доставки. Для организации перевозок контейнеров в составе контейнерных поездов в 2021 году действовало порядка 1 тыс. специализированных расписаний (в том числе 220 для международных контейнерных поездов). Аналогичное количество расписаний предусмотрено на 2022 год, и их число будет увеличиваться по мере поступления запросов со стороны организаторов контейнерных поездов.

В ОАО «РЖД» предлагают контейнерным операторам для повышения эффективности работы воспользоваться опытом авиаперевозчиков – по аналогии с код–шерингом. Как отмечает Алексей Шило, если бы контейнерные поезда на некоторых направлениях организовывались не одним, а несколькими операторами, это позволило бы снизить нагрузку на инфраструктуру и увеличить объемы перевозок.

Опора на ТЛЦ

В ходе конференции по вопросам контейнерных перевозок, состоявшейся в Санкт–Петербурге, директор по продажам и развитию бизнеса FESCO Алексей Кравченко предположил, что с середины 2022 года можно ожидать снижения ставок морского фрахта, однако они все равно останутся выше докризисных. По мнению эксперта, в транспортной отрасли в 2022 году могут сформироваться избыточные мощности железнодорожного подвижного состава и провозной способности флота, что будет оказывать ценовое давление на ставки на перевозку контейнерных грузов.

«Многие контейнерные компании показывают избыточные финансовые результаты, активно инвестируя дополнительные средства в транспортные активы... Но мы видим опасность такой политики, которая впоследствии приведет к профициту платформ, контейнеров, судов уже в среднесрочной перспективе», – отмечает Алексей Кравченко.

По прогнозу FESCO, в 2022 году ожидается нормализация работы мировой логистики. Так, объем перевозок контейнеров в 2022 году увеличится не более чем на 9%, подсчитали в компании. Таким образом, в перспективе темпы роста объемов перевозок на ключевых транзитных направлениях Китай – Европа – Китай начнут замедляться. В первую очередь это связано с инфраструктурными ограничениями.

По мнению гендиректора АО «Евросиб СПб–ТС» Ивана Атемасова, резкий рост стоимости контейнерных перевозок произошел из–за того, что люди стали меньше путешествовать и посещать различные мероприятия в результате пандемии, переориентировав потребление на материальные товары. «Сложилась уникальная ситуация, когда у населения есть желание и возможность покупать товары народного потребления, а у перевозчиков доставлять эти товары в регионы повышенного спроса. Но транспортная инфраструктура к такому сценарию оказалась совершенно не готова», – резюмирует Иван Атемасов.

В таких условиях формирование сети узловых мультимодальных ТЛЦ является как никогда актуальной задачей, говорит эксперт. На фоне резкого роста спроса на контейнерные перевозки российские владельцы грузовых терминалов начали активно строить новые мощности или перепрофилировать имеющиеся под контейнеры. В частности, отмечает Иван Атемасов, опорной точкой сети контейнерных поездов, соединяющих грузовладельцев в Сибири с портами Дальнего Востока, Северо–Запада и центрами дистрибуции в Москве, является ТЛЦ «Евросиб – Новосибирск», пропускная способность которого уже сейчас достигает 135 тыс. ДФЭ, а в перспективе (к 2023 году) увеличится до 180 тыс. ДФЭ.

Положительная динамика в сфере контейнерных перевозок сохранится и в 2022 году, хоть она и сбавит темп, прогнозирует Иван Атемасов. Росту контейнерооборота будет способствовать увеличение коммерческой составляющей, а именно появление новых ниш и сегментов рынка. Так, например, компания «Евросиб» успешно завершила опытные перевозки рефконтейнеров из Новосибирска в Уссурийск и в обратном направлении с продуктами питания, которые требуют поддержания постоянного температурного режима. Тестовые перевозки показали работоспособность холодильного оборудования и соответствие всем заявленным требованиям по круглосуточному энергообеспечению рефконтейнеров.

Результат этой работы – запуск регулярного сервиса по доставке фруктов маршрутом Заневский Пост (терминал «Логистический парк «Янино») – Иня–Восточная (ТЛЦ «Евросиб – Новосибирск») совместно с ООО «Полярная звезда». Для доставки продукции используются рефрижераторные контейнеры, подключенные к дизель–генераторному контейнеру разработки «Полярной звезды» и включенные в регулярный сервис Евросиба. Специалисты планируют осуществлять регулярные отправки объемом до 20 рефконтейнеров в неделю. Сервис обеспечит клиентам бесперебойную доставку продукции в Новосибирск и соседние регионы. Средний срок доставки контейнера с момента выхода из порта в Санкт–Петербурге составляет не более 7 суток и сопоставим по скорости с автомобильным транспортом.

Тарифная политика

Говоря о проблемах, возникших в прошлом году, участники рынка отмечают, что они могут остаться и в нынешнем. В частности, это трудности с введением карантинных мер на погранпереходах, ограничением со стороны Китая на перевозку некоторых номенклатур грузов, а также целый ряд инфраструктурных барьеров. По сети ОАО «РЖД» в прошлом году перевезено 1,3 млрд тонн грузов, что на 3,2% выше уровня 2020 года. В 2019 году погрузка достигала отметки в 1,278 млрд тонн. Основным драйвером экспортного роста остается сырье: лом черных металлов, уголь и нефтеналивные грузы.

По оценке Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), рост цен на все виды перевозок приводит к ускорению глобальной инфляции, что вызывает удорожание в первую очередь продукции высокого передела вроде электроники, мебели, электрического оборудования и т. д. Специалисты дают неутешительный прогноз: «пробки» на мировых торговых путях могут замедлить рост промышленного производства. В Европе и США промпроизводство может упасть на 1%, а в Китае – на 0,2%, если стоимость фрахта на торговых судах вырастет еще на 10%. Последствия ощутят потребители товаров во всем мире.

Россия имеет относительно низкий уровень задержек с доставкой товаров, что отчасти объясняется более медленным ростом спроса и, вероятно, географией страны и ее относительно слабой зависимостью от морских грузовых перевозок, говорилось в докладе Всемирного банка. Однако инфляция, вызванная дороговизной перевозок, и у нас сильно бьет по менее обеспеченным слоям населения. В себестоимости дешевой продукции у ритейлеров доля транспортировки намного выше, и для многих компаний перевозить доступные товары становится менее выгодно. Экономисты Оксфордского университета подсчитали, например, что если из–за роста транспортных расходов и инфляции дорогой холодильник может подорожать на 6%, то в более дешевом сегменте цена вырастет на 24%.

Развитие экономики, а также увеличение объемов контейнерных перевозок по железной дороге, как импортно–экспортных, так и транзитных через РФ, повышенный спрос на контейнеры и экономическая политика морских перевозчиков спровоцировали рост не только тарифов на перевозки по морю, но и стоимости доставки грузов по железным дорогам за счет увеличившейся цены аренды контейнеров. При этом изменившаяся структура экспорта транспортных услуг отражает снижение доли пассажирских перевозок и увеличение грузовых.

В течение 2021 года наблюдалась постоянная положительная динамика практически по всем номенклатурам грузов, перевозимым в контейнерах. Широкое развитие получили перевозки в контейнерах химикатов (на 8% выше уровня прошлого года), лесных грузов (на 10%), промышленных товаров (на 28%), черных металлов (на 22%) и продовольственных товаров (на 19%).

По мнению аналитиков Infranews, железная дорога в России стала крупнейшим бенефициаром коронавирусного кризиса, превратившись в один из самых динамично развивающихся сегментов мирового контейнерного рынка. «Этот коридор привлекает все больше клиентов, операторов и инвестиций. Железнодорожная сеть развивается, чтобы охватить новые рынки, ищет новые возможности для удовлетворения стремительно растущего спроса», – говорится в аналитическом отчете агентства Infranews.

Как итог, с 1 января 2022 года грузовые железнодорожные тарифы в РФ увеличились на 6,8%. В связи с тем, что отправители грузов стали отдавать предпочтение железной дороге, в ОАО «РЖД» приняли решение дополнительно на 4,75% (сверх 6,8%) увеличить ставки на перевозки контейнеров (за исключением термических).

Операторы ожидаемо остались недовольны индексацией. Президент крупнейшего оператора фитинговых платформ компании «ТрансКонтейнер» Александр Исурин заявил, что увеличение тарифной нагрузки ведет к снижению темпов прироста контейнерных перевозок, а вкупе с инфраструктурными проблемами на железной дороге может привести и к снижению евразийского транзита контейнеров.

Правда, подобные жалобы выглядят не слишком убедительно на фоне операционных и финансовых показателей того же «ТрансКонтейнера», у которого чистая прибыль за январь – сентябрь 2021 года составила 14,8 млрд руб., на 51% превысив результат аналогичного периода прошлого года.

Год назад в ОАО «РЖД» заявляли об убыточности контейнерных перевозок из–за многолетнего отставания темпов роста тарифов на этот вид услуг. По оценкам холдинга, в 2019 году он получил от перевозки контейнеров 11,5 млрд руб. убытка. Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин отмечает, что за 4 года контейнерный тариф отстал от стоимости перевозок грузов в обычных выгонах на 16%, и это при том, что обеспечена скорость доставки контейнеров, вдвое превышающая запланированные показатели.

По мнению заместителя гендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, прошедший год показал, что рост цен на потребляемые ОАО «РЖД» товарно–материальные ресурсы не только увеличил эксплуатационные затраты, но и повысил стоимость реализации проектов расширения инфраструктуры, в результате оказались разбалансированы источники финансирования инвестиционной программы.

В ОАО «РЖД» неоднократно поясняли, что в первую очередь видят в повышении тарифов источник финансирования масштабной инвестиционной программы до 2025 года, в том числе для покрытия ее дефицита, вызванного инфляцией и удорожанием строительных материалов. Дефицит инвестпрограммы только на 2022 год составит 270 млрд руб.

Сокращать запланированные объемы программы перевозчик не планирует, поскольку от ее выполнения зависят состояние и перспективы всей железнодорожной отрасли России, включая модернизацию БАМа и Транссиба, развитие инфраструктуры на подходах к портам, крупным промышленным центрам и многое другое. Более того, компания заявляла, что готовится скорректировать инвестиционную программу в сторону увеличения – до общего объема в 4,3 трлн руб. Справляться с дефицитом холдинг намерен с помощью привлечения финансирования, оптимизации затрат и регулирования тарифной политики.

Артем Озун,

обозреватель ТР


просмотры:

3423

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться