Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Бьется сердце магистрали

От состояния железнодорожной медицины зависит «самочувствие» всей отрасли

Основная задача системы здравоохранения на железнодорожном транспорте заключается в медицинском обеспечении безопасности движения поездов, а также в сохранении профессионального долголетия железнодорожников и оказании помощи членам их семей. В интервью газете «ТР» начальник Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» Елена Жидкова рассказала не только о мерах защиты работников железнодорожного транспорта в период пандемии, но и о наиболее перспективных направлениях развития сети учреждений здравоохранения «РЖД–Медицина».

– Елена Анатольевна, в начале 2022 года в ОАО «РЖД» столкнулись с ростом заболеваемости сотрудников COVID–19, особенно среди локомотивных бригад. Насколько это осложнило работу железнодорожников? Какие меры помогли локализовать вспышку заболеваемости? Своевременная вакцинация работников железнодорожного транспорта наверняка сыграла в этом решающую роль.

– В условиях пандемии COVID–19 нам удалось выстроить эффективную систему сохранения здоровья железнодорожников: начиная от мероприятий по профилактике распространения вируса, вакцинации и заканчивая индивидуальной реабилитацией людей, перенесших заболевание. Эта работа началась еще в марте 2020 года, когда все мировое медицинское сообщество столкнулось с новой болезнью – коронавирусной инфекцией, не имея никакого опыта по ее профилактике и лечению.

Помимо привычного комплекса мер, которые использовали большинство работодателей, – термометрия, социальная дистанция, обеспечение средствами индивидуальной защиты, перевод на дистанционную работу, на РЖД были предприняты дополнительные оперативные меры.

Нами был организован ежедневный мониторинг заболеваемости COVID–19. Ежедневно мы фиксировали заболевших среди сотрудников РЖД в конкретном городе и на определенном участке. Особое внимание обращали на течение и тяжесть заболевания. Также железнодорожники проходили бесплатное тестирование на наличие коронавируса, а в период прививочной кампании от COVID–19 была организована вакцинация в клиниках «РЖД–Медицина» и на железнодорожных вокзалах страны. В результате такой системной работы в ОАО «РЖД» уровень заболеваемости COVID–19 среди сотрудников оказался на 30% ниже общих показателей в стране.

В связи с ростом заболеваемости в начале 2022 года, с 19 января компания перевела на дистанционный режим работы максимально возможное количество сотрудников, за исключением тех, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования подразделения. На удаленный режим работы были выведены офисные работники, беременные женщины, работники старше 60 лет, имеющие хронические заболевания и невакцинированные от COVID–19 по медицинским показаниям.

Основной мерой защиты от вируса является вакцинация и ревакцинация. Со стороны Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» был усилен контроль за сроками проведения повторной иммунизации. В настоящее время полностью завершили курс вакцинации от COVID–19 более 713 тыс. сотрудников холдинга, ревакцинировались уже более 150 тыс. Приобретенный иммунитет с учетом переболевших в холдинге составляет 94,1%. Все пункты вакцинации сети «РЖД–Медицина» и по сегодняшний день работают ежедневно и обеспечены необходимыми противовирусными препаратами в достаточном количестве.

– Развитие железнодорожной медицины в нашей стране неразрывно связано с развитием российских железных дорог. Каких коренных изменений в работе этой системы потребовали современные вызовы?

– Действительно, развитие железнодорожной медицины неразрывно связано с историей России и развитием российских железных дорог. В 2022 году исполняется уже 179 лет железнодорожной медицине – год за годом десятки тысяч сотрудников в разное время суток и в разных уголках страны трудятся на благо и здоровье людей, и уже не только железнодорожников, а всего населения страны.

Мы всегда подчеркиваем, что «РЖД–Медицина» является неотъемлемой частью системы национального здравоохранения. Понимая масштабы и протяженность не только железнодорожной сети, но и территории России, мы осознаем всю важность и необходимость нашего участия в решении государственно значимых задач. Медицинская помощь оказывается почти 2,5 млн человек, прикрепленных к сети наших медучреждений.

Так что когда встал вопрос о перепрофилировании медицинских организаций для пациентов с коронавирусной инфекцией, мы приложили все усилия и задействовали максимум ресурсов для помощи государству в противодействии распространению COVID–19. Говоря кратко, за период пандемии в разное время были перепрофилированы шесть отраслевых больниц в пяти городах (Москве, Воронеже, Оренбурге, Перми и Новосибирске). Лечение в них прошли более 30 тыс. пациентов с COVID–19.

– Задача по профилактике профессиональных заболеваний у работников железнодорожного транспорта – в приоритете? Она касается только железнодорожников?

– Производственная медицина ОАО «РЖД» представляет собой единую структуру, включающую полный цикл оказания медицинской помощи работникам компании. Мы сохранили цеховую службу, в задачи которой входит наблюдение и сопровождение работника в период его трудовой деятельности, составление индивидуальных программ по реабилитации и профилактике заболеваний с целью снижения количества и продолжительности случаев временной нетрудоспособности.

Кроме того, ежегодно врачебно–экспертными комиссиями учреждений здравоохранения сети «РЖД–Медицина» проводится более 1 млн 600 тыс. медицинских осмотров. В зависимости от возраста, занимаемой должности, наличия вредных производственных факторов периодичность проведения осмотров различна.

И, конечно, профилактика профессиональных заболеваний – важное направление, над которым мы работаем. В прошлом году совместно с двумя авиакомпаниями мы участвовали в пилотном проекте по профилактике профессиональных заболеваний у работников транспорта. Он был направлен на раннее выявление и предупреждение профзаболеваний у работников из группы риска – тех, кто трудится под воздействием неблагоприятных производственных факторов. Работники, которых врачи отнесли к группе риска возникновения профзаболеваний, смогли пройти бесплатное профилактическое лечение в одном из центров реабилитации Фонда социального страхования (ФСС).

Со стороны РЖД в проекте участвовали 70 человек. Это работники локомотивных бригад структурных подразделений дирекции тяги и дирекции моторвагонного подвижного состава, которые по результатам медицинских осмотров имели ранние признаки неблагоприятного воздействия шума на органы слуха.

На каждого железнодорожника Центром реабилитации ФСС совместно с учреждениями здравоохранения ОАО «РЖД» были разработаны и согласованы индивидуальные планы профилактических мероприятий. С учетом основной направленности пилотного проекта на профилактику профессиональной тугоухости у работников локомотивных бригад реабилитационные мероприятия включали широкий спектр процедур: проведение сосудистой, метаболической терапии, общее и местное физиолечение, точечный и классический массаж, водолечение, лечебную физкультуру и грязелечение.

Весь комплекс профилактических мероприятий проводился работникам в течение 18 дней во время дополнительного оплачиваемого отпуска. По результатам проведенного профилактического лечения у 43 работников (61,4%) отмечена положительная динамика. Вместе с тем для оценки долгосрочных результатов проведенных мероприятий требуется продолжение мониторинга с обязательным проведением ежегодных курсов лечения с целью профилактики развития профессионального заболевания.

– Вопрос по подготовке кадров. С какими вузами и учреждениями среднего профессионального образования у Центральной дирекции здравоохранения – филиала ОАО «РЖД» сложились партнерские отношения? Руководство компании поддерживает практику целевой подготовки специалистов?

– Для обеспечения учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» квалифицированными специалистами с высшим медицинским образованием Центральная дирекция здравоохранения сотрудничает с более чем 60 высшими учебными заведениями и научно–исследовательскими центрами по всей России, готовящими специалистов по программе специалитета и ординатуры. В том числе с такими топовыми университетами, как Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, Московский государственный медико–стоматологический университет имени А.И. Евдокимова, Российский университет дружбы народов, Казанский государственный медицинский университет, Северо–Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова и другими.

Целевое обучение по образовательным программам ординатуры осуществляется более чем по 30 специальностям. Наиболее востребованными стали терапия, анестезиология–реанимация, рентгенология, акушерство и гинекология, неврология, офтальмология и оториноларингология. За 2020–2021 годы поступили в высшие учебные заведения на обучение по целевым договорам в ординатуру более 250 студентов, по программе специалитета – более 450 человек.

В 2021 году после окончания медицинских вузов к нам пришли первые выпускники, обучавшиеся по целевым направлениям. После обучения в ординатуре трудоустроены 11 человек. Окончили вузы по программе специалитета 18 целевиков, из них 7 человек трудоустроены в учреждения здравоохранения «РЖД–Медицина», 11 поступили в ординатуру для дальнейшего обучения. В 2022 году после окончания вузов ожидается прибытие еще более 180 выпускников (154 человека после ординатуры и 28 – после специалитета).

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о таком необычном направлении вашей деятельности, как медицинский туризм. Какие еще новые продукты внедряет и планирует развивать холдинг?

– В России уже третий год реализуется федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг». Сеть «РЖД–Медицина» принимает в нем участие. К проекту присоединились уже 62 наших учреждения. За два последних года в наших клиниках была оказана помощь более чем 80 тыс. иностранцев, в основном жителям стран СНГ и ближнего зарубежья, но были пациенты и из Израиля, США, стран Европы.

Популярны такие направления, как гастроэнтерология, травматология, кардиология, эндокринология. Наша сильная сторона – проведение диспансеризации, ведь ежегодно ее проходят около 99% работников. «Медтуристы» готовы проходить у нас чекапы (обследования), которые от диспансеризации отличаются тем, что дают возможность назначать анализы с учетом особенностей организма.

Каждая программа формируется под конкретные запросы пациента. Планируем внедрение телемедицинских программ, использование информационно–коммуникационных технологий в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний иностранных граждан.

Лидер развития медицинского туризма на сети – Дальневосточная железная дорога, в прошлом году на лечебные учреждения ДВЖД пришлось 20% всех иностранных пациентов. Кроме этого, хорошие результаты демонстрируют клиники Северо–Кавказской, Западно–Сибирской, Октябрьской магистралей, а также Центральная клиническая больница в Москве.

Наши преимущества – это многолетний авторитет отраслевой школы здравоохранения, широкий спектр медицинских услуг, а главное – доступность (присутствие в 75 регионах России).

Беседовал Артем Озун, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться