Центральный музей железнодорожного транспорта – главный хранитель истории
Особым событием для одного из старейших научно–технических музеев страны стала реставрация панорамного снимка «Николаевский мост в Санкт–Петербурге», проведенная в Лаборатории научной реставрации фотодокументов РОСФОТО.
В ЦМЖТ РФ традиционно уделяется большое внимание реставрации музейных раритетов. Только за последние два года удалось возродить уникальные модели пассажирской платформы станции Чудово Санкт–Петербурго–Московской железной дороги и Николаевского цепного моста через реку Днепр в Киеве (частично), изготовленных в 1851 году, а также модели откатной части Волховского моста Николаевской железной дороги 1888 году – экспоната Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Кроме того, были отреставрированы: макет Варшавского железнодорожного вокзала в Санкт–Петербурге начала ХХ века, модели электровоза серии ПБ21–01 1934 года и пассажирского паровоза серии ИС 1975 года.
По словам директора ФГБУК ЦМЖТ РФ Владимира Митиленко, важнейшими задачами музея являются формирование музейных коллекций, отражающих развитие железнодорожной отрасли с момента ее зарождения до сегодняшнего дня, их учет, изучение и сохранение. За свою более чем 200–летнюю историю музей стал главным хранителем истории железнодорожного транспорта России и является единственным государственным железнодорожным музеем в стране.
В частности, проведена объемная работа по передаче в музей личного архива министра путей сообщения Николая Конарева, возглавлявшего МПС с 1982 по 1991 годы. В числе поступивших артефактов – подлинные документы, включая служебные удостоверения, фотографии, памятные подарки от представителей железнодорожной отрасли и личные вещи. Среди них рабочий стол, письменный прибор, телефон, парадный и повседневный мундиры министра.
На сегодняшний день на учете в ФГБУК ЦМЖТ России состоят 72 318 музейных предметов. В том числе личные вещи выдающихся государственных деятелей и министров путей сообщения Павла Мельникова, Константина Посьета, Сергея Витте, Героя Социалистического Труда Бориса Саламбекова и многих других.
Предметы искусства занимают особую часть музейного фонда. Всероссийским художественным научно–реставрационным центром имени И.Э. Грабаря проведена реставрация уникальных широкоформатных акварелей, выполненных художником Петром Верещагиным по поручению Русского общества товарищества Уральской горнозаводской железной дороги: «Мост через реку Косьва Уральской горнозаводской железной дороги» и «Мост через реку Чусовую Уральской горнозаводской железной дороги», поступивших в музей в 1878 году.
В 2022 году важнейшим направлением научно–просветительской работы музея стало проведение олимпиады школьников по истории инженерного дела. Это был первый научно–практический проект, организованный совместно с ФГБОУ ВО «Санкт–Петербургский государственный университет». Участниками интеллектуального соревнования стали школьники из 25 субъектов РФ.
Как сообщил Владимир Митиленко, в рамках межрегионального проекта «Стальные магистрали – душа России» подготовлены научно–просветительские лекции по истории железнодорожного транспорта: «У истоков стальных магистралей. Царскосельская железная дорога», «Первая магистраль России – Санкт–Петербурго–Московская железная дорога», «Великий Сибирский путь», «История транспортного образования в России». В основе онлайн–лекций лежат научные исследования сотрудников музея, проиллюстрированные изображениями подлинных музейных предметов. Лекции успешно прошли в транспортных вузах различных регионов России: УрГУПС, СамГУПС, ДВГУПС, а также в Росжелдоре.
Артем Озун,
обозреватель «ТР»