Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Песня про «зайцев»…

Песня про «зайцев»…Наступит ли время, когда она перестанет вызывать у железнодорожников неприятные ассоциации?

Песня про «зайцев»…Наступит ли время, когда она перестанет вызывать у железнодорожников неприятные ассоциации?

На этот и другие вопросы, имеющие отношение к пригородным железнодорожным перевозкам, попытались ответить участники видеомоста Москва – Томск на тему «Снижение цен в пригородных поездах: реальность или утопия?».

Видеомост прошел на площадке РИА «Новости». Москву представлял начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер. В Томске собеседников в прямом эфире представлял председатель областного комитета по транспорту Сергей Световец.
Максим Шнейдер рассказал о работе, которую компания провела совместно с органами власти разных уровней за последние два года, что позволило, по его мнению, создать основу для дальнейшего взаимодействия. Пригородные перевозки – актуальный вопрос во взаимоотношениях железнодорожников с региональными властями уже в силу того, что заказчиком перевозок является регион. ОАО «РЖД», как сообщил Максим Шнейдер, системно подошло к формированию нормативной базы, которая, прежде всего, направлена на повышение качества обслуживания пассажиров. Главными документами стали решения Правительства РФ о введении государственного регулирования тарифов и выделении из федерального бюджета 25 млрд рублей в качестве возмещения инфраструктурной составляющей пригородных компаний.
В настоящее время, по словам Максима Шнейдера, складывается следующая ситуация: на начало года при формировании совокупных бюджетов по всей стране затраты пригородного комплекса РФ составляли примерно 90 млрд рублей, а все доходы, собираемые пригородными перевозчиками – 41 млрд рублей. Выпадающая часть –
49 млрд рублей, и появляется она в связи с государственным регулированием тарифов. Иными словами, на один рубль, собираемый с пассажира, необходимо добрать, округленно, 1 рубль 25 копеек из всех видов бюджетов, и конечно, прежде всего, из региональных, в соответствии с законодательством.
Если посмотреть на европейский опыт, то, например, в Германии соотношение – один к шести. То есть на один евро, собираемый с пассажиров, государство выделяет в регионы в шесть раз больше.
Для полностью безубыточной работы пригородного комплекса потребуются дополнительные средства в региональных бюджетах, но тем не менее принятое Правительством РФ решение о выделении 25 млрд рублей – ключевой момент.
Что дало уже сегодня это решение Правительства РФ? Как сообщил Максим Шнейдер, 11 субъектов РФ, включая Томскую область, выходят на безубыточную деятельность с учетом тех средств, которые уже заложены в региональных бюджетах. Примерно 12 субъектов РФ находятся в диапазоне покрытия расходов от 40 до 90%, и остальные – в диапазоне до 40%. Конечно, работа должна быть продолжена, потому что выпадающая часть пригородных компаний предопределяет невозможность их развития.
Как все это отразится на пассажирах? Максим Шнейдер отметил, что благодаря взвешенной социальной политике компании сохранена в достаточном объеме маршрутная сеть. При этом стоимость проезда устанавливается регионами, и здесь одно из ключевых условий – гибкость тарифов.
Насколько готовы региональные бюджеты на компенсирование инфраструктурной составляющей пригородных перевозок на примере Томской области? Отвечая на этот вопрос, председатель областного комитета по транспорту Сергей Световец отметил, что ситуация в регионе имеет свою специфику. Область находится в стороне от Транссиба, и существует единственная ветка, соединяющая регион с Транссибирской магистралью. Чтобы сохранить этот маршрут и поддержать перевозчика – компанию «Кузбасспригород» – пришлось пойти на увеличение стоимости проезда на 10%. Мера непопулярная, но необходимая, поскольку средств на покрытие расходов компании в бюджете не хватает. Между тем в нынешнем году запланировано выделение из бюджета области 8,5 млн рублей, что улучшит ситуацию. Сергей Световец сообщил, что соглашения, в которых прорабатываются все принципиальные вопросы, заключаются с перевозчиком каждые три года, и в них предусмотрено возмещение инфраструктурных затрат.
Представители Томской области затронули вопрос о восстановлении движения электропоездов по маршруту Томск – Новосибирск, который был закрыт весной 2010 года из–за убыточности. В соответствии со стратегией развития области и программой развития железных дорог России маршрут планируется восстановить в 2016 году.
Не могли участники видеомоста обойти вниманием и «вечный» вопрос о борьбе с безбилетниками. «Вопрос, проходящий через столетия, – констатировал Максим Шнейдер. – Недавно читал газеты начала прошлого века. Такое впечатление, что написано вчера». Представитель РЖД сообщил, что сейчас решается вопрос о существенном повышении ответственности за безбилетный проезд. Необходимо, не жалея средств, проводить пропагандистские кампании, рекламные акции, чтобы изменить менталитет людей. Порой доходит до абсурда – пассажиры, оплатившие проезд, встают на защиту «зайцев». Среди молодежи сегодня это своего рода «спорт» – проехаться бесплатно на крыше вагона или каким–либо способом зацепившись за него. Необходимо добиваться того, чтобы все понимали: безбилетный проезд это не геройство, это – позор. У железнодорожников есть предложения по снижению цены разовых поездок, по скидкам для тех, кому приходится ездить ежедневно на работу, но, с другой стороны, нужен жесткий «кнут», а именно солидный штраф за безбилетный проезд.
Говоря о дальнейшем развитии пригородного комплекса, Максим Шнейдер назвал основные вехи. Одна из главных – железнодорожники внесли предложения по совершенствованию нормативно–правовой базы организации железнодорожного сообщения. К основным новациям необходимо отнести формирование федерального заказа на дальние перевозки, регионального – на пригородные. В законодательстве будут также четко прописаны условия контракта, правила взаимодействия перевозчиков и властных структур.
Помимо этого, поскольку с 2011 года все пригородные перевозки осуществляются пригородными пассажирскими компаниями, обновление подвижного состава со следующего года будет планироваться в бюджетах самих пригородных компаний. Впрочем, в настоящий момент в РЖД реализуется инвестиционная программа в объеме 12 млрд рублей, которая предусматривает приобретение подвижного состава для использования в пригородном сообщении. В качестве примера Максим Шнейдер назвал Томскую область, где с прошлого года действует новый комфортабельный поезд. Как признали собеседники из Томска, этот поезд пользуется большой популярностью.
Достижение безубыточности – только первый шаг в развитии пригородных перевозок. В РЖД убеждены, что когда в полной мере заработают продуманные, понятные правила игры на рынке пригородных перевозок, когда перевозчики и региональные власти смогут уверенно выстраивать стратегию развития, в пригородный комплекс придут частные инвестиции. Тем более что стабильный спрос на услуги пригородных перевозчиков гарантирован. Это ежегодно – миллиард пассажиров.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»


просмотры:

339

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться