О развитии пригородного сообщения в Екатеринбурге, Краснодаре и Нижнем Новгороде
В Екатеринбурге, вдохновляясь примером Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров, а также опытом Перми, где в апреле 2022 года стартовал пользующийся большим спросом аналогичный проект, также решили пойти по пути интеграции железнодорожных маршрутов в городскую сеть общественного транспорта. Особенное преимущество такого подхода местные власти видят в обеспечении более устойчивой связи между Екатеринбургом и его городами–спутниками в перспективе.
Администрация города Екатеринбурга уже заключила с ОАО «РЖД» и девелоперской компанией «Кортрос Холдинг» соглашения о совместной реализации проекта наземного метро на территории Академического района города. Это включит самый молодой район города в трассу Единого центрального пассажирского кольца, а также свяжет его с районами Солнечный, Широкая Речка, ВИЗ–Правобережный. Таким образом, будет обеспечен и выход к сложившейся маршрутной сети пригородных поездов.
Проект предполагает достаточно масштабные инфраструктурные преобразования. Предусмотрено создание маршрутной сети протяженностью около 500 км. По Екатеринбургскому центральному пассажирскому кольцу планируется запустить движение «Ласточек» с интервалами не более 10–15 минут. Проезд по единому билету станет доступным в семь городов Свердловской области: Арамиль, Березовский, Верхнюю Пышму, Первоуральск, Ревду, Среднеуральск и Сысерть, сообщает официальный сайт Екатеринбурга.
А в Краснодаре планируют запустить электричку в сторону нового аэропорта. Добираться до него она будет из центра города всего за 30 минут, делая по пути 6–8 остановок. В рамках проекта городской электрички специалисты проанализировали протяженность подходов, возможные остановочные пункты и примерное время в пути для такого маршрута.
Подсчитано, что при скорости 40 км/ч расстояние от станции «Краснодар–1» до станции «Аэропорт «Пашковский» поезда будут преодолевать в среднем за полчаса даже с учетом двухминутных стоянок на остановочных пунктах. Для удобства пассажиров в районе аэропорта возведут специальный транспортно–пересадочный узел: это позволит с комфортом осуществлять пересадку с одного вида транспорта на другой.
Далеко идущие планы по созданию в Краснодаре сети городских электричек появились в начале этого года. По оптимистическому сценарию, к 2040 году она будет включать 50 станций, суммарная протяженность линий движения между которыми составит 121 км. Новый генплан Краснодара учитывает размещение 19 остановочных пунктов, в том числе «Аэропорт «Пашковский», «Индустриальный», «Красная площадь», «Микрорайон Молодежный», «Стадион «Краснодар»«, «Сити–Центр» и другие, сообщает сетевое издание «Телеканал Краснодар».
В Нижегородской области продолжается реализация проектов по развитию пригородного железнодорожного движения Горьковской железной дорогой. С 11 июля в тестовом варианте запустилась первая линия Нижегородских центральных диаметров. НЦД объединила Автозаводский, Канавинский и Приокский районы Нижнего Новгорода с расположенным на левом берегу Волги городом–сателлитом Бор. Новый маршрут делает остановку на Московском вокзале и возле аэропорта, следуя тем же составом до проспекта Гагарина через микрорайон Сортировочный, Кудьму и Окский берег. Это значительно увеличивает транспортную доступность для жителей Бора. Сквозное движение через Московский вокзал организовали без изменения инфраструктуры, оптимизировав расписание движения
Примечательно, что в обновленном расписании есть новшества. Так, если электрички сообщением Нижний Новгород – Дзержинск ходили и раньше, то маршрут Дзержинск – Кустовая (тупиковая станция в Автозаводском районе) вводится впервые. Это связано с обращением инициативной группы работников ПАО «ГАЗ». Электрички следуют с остановками на станциях Доскино и Счастливая. Стоимость проезда по маршруту Дзержинск – Кустовая 63 руб. Новый маршрут может быть интересен не только работникам завода «ГАЗ», но и жителям Дзержинска, направляющимся в Нижний Новгород: станция Кустовая располагается всего в 400 м от станции метро Комсомольская. При востребованности маршрута и поддержке министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Волго–Вятская ППК готова будет увеличить размеры движения.
Перспективы развития проектов по расширению сети пригородного железнодорожного сообщения обусловлены прогнозами увеличения пассажиропотока, в результате чего необходимо снижать нагрузку на транспортную сеть прежде всего в крупных городах РФ. Так, в январе – июне 2022 года пригородные поезда, курсирующие по маршрутам городской электрички, перевезли 648 тыс. нижегородцев. В ГЖД отметили, что это на 24,1% больше, чем в первой половине 2021–го.
В целом составами пригородного сообщения в Нижегородской области воспользовались 6,2 млн человек – этот показатель превысил прошлогодний на 4,4%. Больше всего пассажиров поезда собирают на станциях Нижний Новгород – Московский, Дзержинск, Починки, Балахна, Семенов и Линда, а также на остановочных пунктах в Урене, Киселихе и Навашине.
Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»