О перспективах внутрироссийских и экспортных перевозок сельхозпродукции по железной дороге
Для снижения расходов сельхозпроизводителей на перевозку их продукции Правительство РФ выделит из бюджета страны дополнительные 2 млрд руб. Средства пойдут на обеспечение льготных железнодорожных тарифов для аграриев, которые позволят доставить по назначению еще около 1 млн тонн сельхозпродукции. Напомним, что ранее правительство уже увеличивало объемы субсидирования железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции по льготным тарифам (распоряжение от 10 ноября 2022 года №3392–р).
Такие меры позволят снизить издержки агробизнеса, своевременно предоставить пищевой и перерабатывающей промышленности необходимое сырье и наладить новые цепочки поставок продовольствия в первую очередь на внутрироссийских направлениях.
Также с 15 февраля 2023 года вступила в силу квота Минсельхоза России на экспорт зерна. Основными потребителями российского зерна сейчас являются примерно 26 стран. Среди них – Турция, Египет, Иран, Саудовская Аравия, Алжир, Пакистан, страны Африки, Судан и Бангладеш, КНР.
Как правило, зерновые культуры экспортируются морским транспортом. Основными странами, куда зерно поступает по сухопутным коридорам железнодорожным транспортом, являются Азербайджан, Монголия и КНР. Дальневосточный и Сибирский федеральные округа являются потенциальными поставщиками зерновых в КНР и страны Восточной Азии. Так, в 2023 году на ДФО выделена квота в размере 400 тыс. тонн. А вот перевозки зерна в направлении Восточного полигона, напротив, могут уменьшиться, потому что квота ограничена.
Как пояснили в Российском зерновом союзе (РСЗ), несмотря на то, что в прошлый сезон был собран хороший урожай, большинство экспортеров продолжают сталкиваться с логистическими барьерами. Так, в прошлом сельскохозяйственном году Россия экспортировала 38,1 млн тонн зерна, в том числе 30,7 млн тонн пшеницы. Тогда урожай составил 121,4 млн тонн, из которых пшеницы было 76,1 млн тонн. В этом сельхозгоду (июль 2022 года – июнь 2023–го) Минсельхоз планирует вывезти из России за рубеж 60–70 млн тонн зерна. По словам первого заместителя министра сельского хозяйства Оксаны Лут, это следует из расчетов, основанных на том, что сбор зерна в этом сельхозгоду составит не менее 150 млн тонн брутто, а 80 млн тонн необходимо для внутреннего потребления.
Впрочем, в нынешнем сезоне из–за сложностей с поставками российского зерна за границу серьезно изменился состав крупнейших экспортеров. Вдобавок, по словам директора департамента информационно–аналитического обеспечения РЗС Елены Тюриной, в этом году сократилось количество компаний – экспортеров зерна и стран–покупателей, которые контрактуют российскую пшеницу. «Если в прошлом году в этот период зерно, и в первую очередь пшеницу, экспортировали 60 компаний, то сегодня на экспортном рынке осталось около 20, а иногда и порядка 15–16 компаний», – рассказывает эксперт.
При этом, если в прошлом сезоне РФ контрактовала зерно для поставки в 90 стран, то в этом оно отгружается только в 40. «В настоящее время первое место по объему закупок зерновых и масличных занимает Иран. Он обогнал Египет и Турцию. Вместе с тем растут объемы продаж и по Египту. В конце прошлого сезона, после введения санкций, Египет начал искать других поставщиков пшеницы. Обращался и к странам Латинской Америки, и в Индию, которая наращивает объем экспорта. Но, видимо, без российского зерна Египет не смог получить необходимые объемы. Отгрузки в Египет выросли на 26%», – сообщает Елена Тюрина.
Поставки зерновых из России в Иран по итогам 2022 года выросли почти вдвое, сообщила в ходе форума «Зерно России – 2023» в Сочи заместитель начальника Северо–Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания «РЖД» Ольга Чебанова. Но совокупный объем отгрузок зерна за рубеж по железной дороге из–за санкций и логистических трудностей оказался на уровне прошлого года.
Общий объем перевозок зерна по железной дороге рос пропорционально снижению объемов отгрузки через морской порт в Новороссийске. Основными направлениями стали Иран, Индия и Ирак.
– Объем перевозок через погранпереход «Самур» по итогам 2022 года вырос на 58,7% к уровню предыдущего года. Он составил 7,8 млн тонн. Это рекордная цифра для данного направления, – отметила Ольга Чебанова. Тем не менее потенциал западной ветки международного транспортного коридора «Север – Юг» через Дагестан, Азербайджан, Грузию и Турцию пока ограничен пропускной способностью пограничного перехода «Самур» на границе с Азербайджаном. Сейчас здесь строится новый комплекс «Самур–2». Также надежды на увеличение объемов перевозок связаны с планируемым строительством участка железной дороги Решт – Астара в Иране.
Пропускная способность составляет примерно 1 млн тонн, пояснила Ольга Чебанова. После строительства участка и реконструкции переходов планируемая мощность дойдет до 15 млн тонн в год.
С целью развития железнодорожных подходов к Азово–Черноморскому бассейну будут введены новые правила рассмотрения заявок владельцев путей на присоединение к инфраструктуре РЖД. По словам Ольги Чебановой, теперь принятие решений о выдаче технических условий на примыкание будет происходить с учетом планируемого увеличения грузопотока и необходимости увеличения пропускной способности железных дорог общего пользования. В результате будут заключаться договоры по типу «take or pay» («бери или плати»), которые должны будут обеспечить предъявление гарантированных объемов со стороны владельца пути. А для владельца пути – гарантию вывоза этих объемов со стороны ОАО «РЖД».
По итогам 2022 года сельхозпродукция и продукты питания заняли второе место в денежном выражении в российском экспорте в КНР. В прошлом году из России в Китай ввезено различной продукции на 114,15 млрд долл. На ее поставку во многом ориентированы российские регионы, граничащие с китайскими провинциями. Так, в числе основных статей экспорта Приморского края в КНР – рыбная продукция, масличные культуры, включая соевые бобы, корма для животных.
Напомним: разворот грузопотоков с северо–западного направления на восток весной прошлого года привел к повышенной нагрузке на Восточный полигон. В непростых условиях железнодорожникам пришлось в кратчайшие сроки выстраивать новые логистические маршруты. Доминирующая угольная составляющая погрузки с Западно–Сибирской и Красноярской железных дорог негативно сказывается на реализации экспортного потенциала продукции АПК из СФО.
Эксперты отмечают, что в ближайшей перспективе на экспортный потенциал России будет оказывать влияние рост внутреннего потребления, который произойдет в том числе из–за восстановления и дальнейшего развития животноводства. Рост потребления за счет этой отрасли генеральный директор аналитического центра «Прозерно» Владимир Петриченко оценил в 1,5 млн тонн – до 45,5 млн тонн.
В целом же для нормализации ситуации на рынке зерна, по мнению РЗС, необходима дальнейшая поддержка.
По словам руководителя представительства РЭЦ в Краснодаре Владислава Есина, экспортеры российской агропродукции могут воспользоваться сразу несколькими программами поддержки от Российского экспортного центра (РЭЦ). Среди них – компенсация затрат на логистику, участие в бизнес–миссиях и выставках на коллективном стенде Made in Russia, размещение в шоурумах АПК за границей и возмещение затрат на получение сертификатов.
«Это востребованные меры поддержки, которые действуют и в 2023 году. Особый акцент мы делаем на продвижение наших товаров за границей, в том числе на участие в международных выставках и бизнес–миссиях, а также в демонстрационно–дегустационных павильонах АПК, которые есть в Китае, Вьетнаме, Египте, ОАЭ, Турции и в скором времени откроются в Саудовской Аравии», – отметил Владислав Есин.
Кроме того, по его словам, экспортеры АПК могут воспользоваться широким спектром финансовых услуг Группы РЭЦ, в том числе кредитно–гарантийной поддержкой, страхованием отсрочки платежа для МСП и страхованием краткосрочной дебиторской задолженности.
Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»
Фото: company.rzd.ru
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.