РЖД: курс – достижение лидирующих позиций в мире.
РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Генеральный директор – председатель правления компании «РЖД» Олег Белозеров проинформировал СФ о перспективах развития железнодорожного транспорта в РФ.
В текущем году открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» исполняется 20 лет. По словам Олега Белозерова, компания прошла сложный путь становления в период масштабной реформы и успешно преодолела кризисные годы. Сегодня она со всей страной уверенно выдерживает беспрецедентное давление, которое коллективный Запад оказывает на экономику страны, целенаправленно пытается препятствовать осуществлению нормальной деятельности ОАО «РЖД».
«Совет Европейского союза объявил пассажирские поезда для российских граждан предметами роскоши. Их поставка и использование блокируются дискриминационными актами. Мы направили обращение в Совет Европы об отмене санкций, но ответ лежит далеко за пределами гуманизма и правового поля: нам прямым текстом пишут, что применяемые в отношении ОАО «РЖД» санкции призваны максимализировать давление на Правительство России. Ответом коллектива Российских железных дорог являются высочайший уровень единства, сплоченности и безоговорочная поддержка решений Президента Российской Федерации», – заявил глава РЖД.
Компания следует курсом развития, трансформации и достижения лидирующих позиций в мире по всем направлениям. При этом обеспечение надежности, качества и безопасности перевозок остается неизменным приоритетом.
В 2022 году открыто движение поездов по двухпутному участку Тихорецкая – Козырьки в Краснодарском крае. Построены 62 км пути и 100 км контактной сети. Пропускная способность участка увеличились с 43 до 96 пар поездов в сутки. Строительство двухпутного коридора от Поволжья до Кубани протяженностью более 700 км завершено.
Открыт транспортно–логистический комплекс на станции Забайкальск для ускоренной обработки грузов, идущих из/в Китай.
Вместе с «Почтой России» запущен по Транссибу первый контейнерный поезд с посылками и коммерческими грузами (74 крупнотоннажных контейнера, скорость 1512 км/сут., расстояние от Москвы до Владивостока 9220 км).
Введен в эксплуатацию новый виадук на участке Пудлинговый – Черная речка в Свердловской области (длина уникального стального моста 1300 м, высота – 30м).
Открыта железнодорожная станция для аэроэкспрессов в терминалах В и С аэропорта Шереметьево.
Завершена проходка Керакского тоннеля в Амурской области, его открытие позволит увеличить пропускную способность линии и скорость движения поездов.
Отправлен первый полносоставный контрейлерный поезд из Подмосковья в Новосибирск. Полуприцепы на платформах добрались до цели за трое суток.
Инвестиционные вложения в 2022 году – более 870 млрд руб. Средства пошли на обновление подвижного состава, включая 497 локомотивов, 473 вагона дальнего следования, 498 вагонов пригородного сообщения.
Оказывается поддержка транспортному машиностроению, компания выступает крупнейшим заказчиком.
Особое внимание уделяется обеспечению пассажирских перевозок. Это внедрение новых сервисов, обслуживание маломобильных пассажиров, расширение маршрутной сети, обновление подвижного состава и инфраструктуры, создание ВСМ, развитие проектов городской электрички и железнодорожного туризма.
Решена давняя проблема льготных категорий пассажиров федерального уровня. Сегодня при оформлении билетов им не требуется предъявлять подтверждающие документы. Чтобы решить этот вопрос на региональном уровне для
региональных льготников, необходимо в рамках федерального законодательства урегулировать процедуру подключения ОАО «РЖД» и региональных перевозчиков к Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
Качественное развитие получила услуга сопровождения маломобильных граждан, которая сегодня предоставляется на всех вокзалах страны. В 2023 году будут обновлены почти 200 объектов пассажирской инфраструктуры с обязательной адаптацией для маломобильных граждан.
Компания уже восьмой год подряд за счет собственных средств обеспечивает льготный проезд школьников в летний период – с 1 июня по 31 августа. За семь лет этой льготой воспользовались более 17 млн детей. Ожидается, что в текущем году указанной услугой воспользуются около 3 млн детей.
На территориях 20 субъектов Российской Федерации планируется запустить новый подвижной состав. Программа обновления текущего года предусматривает закупку 550 новых пассажирских вагонов локомотивной тяги, 220 вагонов моторвагонного подвижного состава. Продолжится развитие маршрутной сети двухэтажных поездов.
Также продолжается работа над проектом организации высокоскоростного движения. В активной фазе находятся работы по созданию российского поезда нового поколения, который планируется предъявить на сертификационные испытания в 2027 году.
Выполняются мероприятия по развитию инфраструктуры на входе и выходе Центрального и Санкт–Петербургского транспортных узлов.
Активно развивается туристическое направление. За два года межрегиональная туристическая сеть выросла более чем в полтора раза. В текущем году туристам будут предложены 38 направлений – от туров выходного дня до больших круизных программ в формате «поезд–отель».
В грузовых перевозках общий объем погрузки выполняется на уровне 2022 года. Продолжается работа по обеспечению новой логистики, которая носит индивидуальный, адресный характер. По оценкам экспертов, это уже позволило сохранить более 300 тыс. рабочих мест.
В 2022 году провозная способность Восточного полигона выросла до 158 млн тонн. В этом году, безусловно, будет достигнут показатель 173 млн тонн.
«Вместе с тем в условиях масштабного разворота перевозок в восточном направлении возможности инфраструктуры не могут обеспечить заявки в полном объеме. Частично спрос удовлетворяется за счет применения инновационных технологий, но для решения проблемы нужно более масштабно и динамично продолжать инфраструктурное развитие, – считает Олег Белозеров. – Сегодня порядок перевозок на восток определяется временными правилами, в основе которых – обеспечение баланса интересов государства и бизнеса. Приоритет отдан перевозкам продовольствия, социально значимых грузов, перевозкам с целью сохранения непрерывных производств в промышленности моногородов».
Инвестиционная программа компании превышает один трлн руб. В 2023 году реализация инвестпрограммы даст экономический эффект в виде вклада в ВВП более 9 трлн руб., в том числе за счет дополнительных налоговых поступлений – порядка 2 трлн руб.
С конца прошлого года компания привлечена к реализации проекта строительства новой линии до строящегося терминала «Лавна» в Мурманском транспортном узле, и уже в конце текущего года будет открыто рабочее движение.
В августе–сентябре завершаются очередные масштабные этапы по развитию Центрального транспортного узла, будут введены в работу третий и четвертый центральные диаметры – МЦД–3 и МЦД–4.
Олег Белозеров остановился на проблемах, требующих законодательного регулирования.
Среди приоритетов – вопрос эффективности использования инфраструктуры железнодорожного транспорта в условиях ограничений. Компания столкнулась с практикой систематического завышения грузоотправителями планируемого объема груза в заявках на перевозку, что приводит к излишнему резервированию провозных мощностей и ущемляет интересы других грузоотправителей. В качестве решения предлагается повысить ответственность за невыполнение заявки на перевозку грузов.
Результативность деятельности компании по реализации инфраструктурных проектов на Восточном полигоне во многом обусловлена действием норм № 254–ФЗ и еще ряда отдельных законов. Они позволяют сократить сроки проектирования и строительства приоритетных объектов от девяти до 21 месяца. Однако срок действия этих норм ограничен 2024 годом. Олег Белозеров обратился к сенаторам с просьбой рассмотреть возможность продления срока их действия.
По его мнению, эффективным механизмом привлечения инвестиций и закрепления встречных обязательств может быть оформление договорных отношений по принципу «вези или плати». Это также требует своего законодательного решения.
В заключение Олег Белозеров ответил на вопросы сенаторов.
Подводя итоги обсуждения, председатель СФ Валентина Матвиенко подчеркнула, что РЖД, несмотря ни на какие ограничения, продолжает активно развиваться. Самой масштабной задачей, стоящей перед РЖД, является ускоренная модернизация восточного направления. «Восточному полигону на ближайшие годы и даже десятилетия отведена роль главной внешнеторговой артерии России. Важно, чтобы ее пропускная способность соответствовала реальным потребностям российской экономики. Необходимо сбалансировать грузовые потоки, должным образом настроить инфраструктуру. При этом важно в полной мере учитывать интересы и наших угледобывающих регионов. Эти вопросы необходимо рассматривать в тесном контакте с руководителями субъектов Федерации, операторами и производителями грузов», – отметила Валентина Матвиенко.
Не менее важная задача – интеграция новых регионов в единое транспортное пространство России.
«Сегодня перед ОАО «Российские железные дороги» стоят совершенно иные по масштабу задачи. Совет Федерации готов оказать компании всю необходимую законодательную поддержку для их успешного решения», – заверила председатель СФ.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.