Реализация инвестиционных проектов в порту Ванино способствует увеличению грузооборота
Строительство новых современных перегрузочных терминалов, а также переоборудование существующей портовой инфраструктуры – это главные факторы роста грузооборота морских портов и увеличения количества судозаходов. Ярким примером служит реализация инвестиционных проектов в порту Ванино, благодаря которым наблюдается стабильный рост грузооборота порта.
В зону ответственности АМП входят морские порты, расположенные в Хабаровском крае и Магаданской области: Ванино, Де–Кастри, Николаевск–на–Амуре, Охотск, Советская Гавань, Магадан. В 2020 году через них были перевалено 49,5 млн тонн грузов, что на 2,1 млн тонн (+4,4%) больше, чем в 2019 году. Преимущественно это обусловлено ростом грузооборота в порту Ванино на 2,05 млн тонн (+6,5%), который в свою очередь увеличился за счет строительства и ввода в эксплуатацию нового терминала АО «ВаниноТрансУголь» и повышения мощности действующего терминала АО «Дальтрансуголь».
Порт Ванино в обозримом будущем ожидает ряд глобальных нововведений. В районе мыса Ая (севернее бухты Мучке) АО «ВаниноТрансУголь» в сентябре 2020 года был введен в эксплуатацию причал по перевалке угля мощностью 12 млн тонн в год. На втором этапе, с вводом в эксплуатацию второго причала в 2023 году, мощности будут увеличены до 24 млн тонн.
В районе мыса Токи НАО «Прайм» проведены подготовительные мероприятия по созданию специализированного комплекса для перевалки сжиженного углеводородного газа (СУГ). Он будет доставляться по железной дороге с Амурского газоперерабатывающего завода для налива в морские суда–газовозы и отправки в страны Юго–Восточной Азии. Планируемый грузооборот – до 2 млн тонн в год.
Также рассматривается модернизация угольного терминала «Дальтрансуголь» (СУЭК) для перевалки 30 млн тонн угля (в 2020 году – 23,2 млн тонн) и строительства нового пирса, и общая перевалка груза на терминале составит 40 млн тонн в год.
Улучшению экологической ситуации в порту и в поселке Ванино в целом будет способствовать строительство на южной стороне бухты Ванина портового комплекса по перегрузке глинозема закрытым способом, исключающим пыление. ООО «Причал» (дочерняя структура РУСАЛа) ведет разработку проектной документации.
Кроме того, в рамках дорожной карты по изменению границ территорий морских портов РФ активно ведутся работы в части включения в границы порта Ванино территории и акватории порта Советская Гавань. Объединение портов позволит организовать оформление судов водоизмещением 30–100 тыс. тонн и более в защищенной акватории залива Советская Гавань, что сложно делать на якорных стоянках в открытой части Татарского пролива, подверженной штормам. Также будет расширена зона действия СУДС.
Учитывая мировые тренды, перспективным видится проект строительства в морском порту Де–Кастри Дальневосточного комплекса по производству сжиженного природного газа (СПГ). Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» с 2019 года проводит изыскательские работы и проектирование. Строительство по данному проекту планируется начать в 2024 году.
Добавим, что в «зеленой» повестке АМП сегодня также находится дорожная карта по подъему и удалению судов, затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа. В бухте Нагаева (Магадан, Охотское море) соответствующие работы начали проводиться уже с февраля 2021 года.
Динамика грузооборота ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» за последние 12 лет демонстрирует его планомерное ежегодное увеличение. Так, если в 2010 году суммарный грузооборот всех портов АМП составлял 26,4 млн тонн, в 2015 году – 39,4 млн тонн, то в 2020 году, напомним, грузооборот составил 49,5 млн тонн. Это позволяет спрогнозировать увеличение грузооборота в 2021 году до 55 млн тонн (+11,7% к 2020 году).
В связи со строительством новых грузовых комплексов и наращиванием объемов уже действующих морских терминалов в 2024 году планируется достичь показателя перевалки в объеме 80 млн тонн. Это потребует гарантированной готовности смежников – ДВЖД – к перевозке грузов такого объема. Однако на сегодняшний день, особенно в летний период, перевозки грузов по железной дороге ограничены, что является сдерживающим фактором дальнейшего развития Ванинского транспортного узла