Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Инновационная техника для содержания дорог

Лидером в ее производстве в России является ООО «Меркатор Холдинг»

Компания «Меркатор Холдинг» — один из локомотивов отечественного производства. Компания разрабатывает, производит и поставляет технику для содержания дорог и городских пространств, занимается обучением операторов и сервисным обслуживанием.

В наше время понятие «реальный сектор экономики» вышло за пределы материальных продуктов и процессов. Холдинг прочно занял нишу на рынке IT-разработок: программные платформы в сфере управления уже используют руководители многих городов и предприятий как в России, так и за рубежом.

 specvypusk 08102021 8

ИСТОРИЯ УСПЕХА

На заре двухтысячных годов ООО «Меркатор Холдинг» начинал работу как импортер дорожно-коммунальной спецтехники. Однако высокая стоимость готовых машин иностранного производства побудила к созданию «гибридов»: размещению оборудования, произведенного зарубежными партнерами, на отечественных шасси. В 2004 году на рынок спецтехники вышел первый гибрид такого рода — Дорожная машина «Giletta HF», совместно разработанная конструкторами «Меркатор Холдинга» и швейцарского партнера компании «Bucher municipal». Машина была укомплектована навесным оборудованием Bucher на шасси производства «КамАЗ».

Преимуществом оборудования стала его приспособленность к российским условиям эксплуатации и умеренная стоимость, что обеспечило преимущества на отечественном рынке.

За несколько лет компания нарастила объем собственных и совместных разработок, услышала и нашла пути реализации запросов и потребностей российских клиентов, и в 2011 году приняла решение о строительстве собственного завода. Торжественное открытие завода на территории индустриального парка «Калуга-Юг» состоялось 29 мая 2014 года.

ПАРТНЕРЫ И КЛИЕНТЫ

В настоящее время холдинг сотрудничает с различными зарубежными и отечественными машиностроительными компаниями. Это производители шасси, в первую очередь российские — ПАО «КАМАЗ», «ГАЗ» и «Урал» (Россия), «МАЗ» (Республика Беларусь), «Scania» и «Volvo» (Швеция), «Man» и «Mercedes-Benz» (ФРГ), «Renault» (Франция), «ISUZU» (Япония). Также среди партнеров холдинга — производители специального оборудования: отечественный завод «Бецема», испанская компания «RosRoca», ирландский «Multihog» и другие.

У каждого машиностроительного бренда — своя специализация и свои сильные стороны, и «Меркатор Холдинг» сотрудничает с различными брендами, выбирая лучшее.

Техника «Меркатор Холдинг» уже много лет востребована у дорожно-коммунальных предприятий. Машины компании обслуживали статусные мероприятия: саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивостоке, Универсиаду в Казани, проведенную в 2013 году, Зимние олимпийские игры в Сочи 2014 года и футбольный чемпионат 2018 года.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ

Чтобы организовать современное высокотехнологичное производство, мы взяли лучшее из опыта нашего швейцарского партнера «Bucher municipal» — лидера европейского рынка коммунальной техники. И не случайно местом расположения завода избрали Калужскую область — это один из самых технологически развитых регионов России. Здесь сосредоточены лучшие инженерные и рабочие кадры для современного машиностроения, и они находят применение своим талантам на нашем предприятии.

На заводе «Меркатор» задействованы современные технологии и принципы организации работы.

Производство включает в себя следующие технологии:
— лазерная резка листового металла;
— гибка металла промышленным способом;
— роботизированная сварка;
— автоматическая дробеструйная очистка;
— автоматическая порошковая покраска, гарантирующая противокоррозионное покрытие 180 микрон и отсутствие сквозной коррозии в течение 7 лет;
— сборка готовых изделий осуществляется с применением японской производственной системы Kanban («точно в срок»), которая обеспечивает быстроту и качество сборочных работ.

Продукция проходит многоступенчатый контроль качества. Входной контроль шасси позволяет выявить все технические неисправности и несоответствия еще до начала процесса сборки. Проверку готовой продукции осуществляют специалисты «Меркатор» и «Bucher»: таким образом исключается возможность пропуска неисправностей и брака на готовых машинах.

Производственные мощности первой очереди, начавшие работать в 2014 году, занимают площадь в 11 тыс. кв. м и выпускают более 700 машин в год.

Мозговым центром завода «Меркатор» является собственное конструкторское бюро. Достижения предприятия в области современного высокотехнологичного машиностроения были по достоинству оценены государством. В 2017 году завод «Меркатор» был признан лидером своей отрасли. Предприятие было удостоено звания Национального чемпиона России в рейтинге Министерства экономического развития РФ. Завод «Меркатор» стал лауреатом премии «ТехУспех2017».

Востребованность техники «Меркатор Холдинг» и широкая география поставок побудили к созданию дополнительных производственных площадок. В августе 2018 года начала работу новая производственная площадка «Меркатор Холдинг» в Приморском крае. Предприятие осуществляет полный цикл сборочных операций: доработку шасси, монтаж электрической и гидравлической систем, установку навесного оборудования и финальное тестирование готовой техники.

В 2020 году калужский завод «Меркатор» занял первое место на рынке российских производителей КДМ.

28 мая 2021 года дан старт строительства второй очереди завода «Меркатор» в Калуге. Расширение производственных площадей обеспечит увеличение годовых показателей до 1000-1300 машин с навесным оборудованием.

НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ

Требования к дорожно-коммунальной технике постоянно усложняются. Машины должны быть мощными и при этом маневренными, выполнять специальные задачи и при этом быть универсальными, быть экономичными в эксплуатации, удобными в управлении и оказывать минимальное негативное воздействие на природу и людей.

Поэтому конструкторы «Меркатор Холдинг» постоянно совершенствуют модельный ряд.

Вот некоторые из новых разработок:
— КДМ на базе самосвала КамАЗ 6520-7915-49В5 с отбором мощности от ДВС, колесная формула 6х4;
— комплектация: новый распределитель жидких реагентов, модернизированное оборудование для мойки барьерных ограждений, грейдерный отвал увеличенной ширины;
(Виктор Носов, главный конструктор завода «Меркатор Калуга»: «Наконец-то! Серийный 20-кубовый самосвал от КамАЗ с двигателем Cummins и прямым отбором мощности. Теперь никаких проблем с переключением передач и разрывом потока мощности».)
— КДМ на базе абсолютно нового бескапотного самосвала УРАЛ С35.510, 6х4;
— комплектация: 11-кубовый распределитель ПГМ с функцией увлажнения, боковой отвал с ножом из HARDOX 450, межосевая щетка, модернизированный фронтальный отвал шириной 3,4м;
(Вадим Малых, коммерческий директор ООО «Меркатор Холдинг»: «Возвращение УРАЛа в класс дорожных машин. Теперь привычная для дорожников бескапотная компоновка и колесная формула 6х4, передний мост на 9 тонн, проверенный ЯМЗ-653. А это значит — большие и тяжелые отвалы шириной до 4,5 м, боковые отвалы шириной до 3,7 м, 11 кубов реагента в кузове — отличная магистральная КДМ!»)
— КДМ на базе самосвала MAN TGS 33.440 с кузовом БЕЦЕМА, 6х4;
— комплектация: новый распределитель ПГМ с функцией подогрева от выхлопных газов, фронтальный отвал MN34, боковой отвал с системой плавающих ножей из твердосплавной стали;
(Вадим Малых, коммерческий директор ООО «Меркатор Холдинг»: «Немецкая классика для самых северных регионов России. Надежный 440-сильный 16-кубовый самосвал с подогреваемым распределителем ПГМ. Теперь даже в — 40 о никакой песок не прилипнет к стенкам бункера — водители точно скажут «спасибо»!»

IT

Сейчас программные разработки — одно из системообразующих направлений деятельности Меркатор Холдинга наравне с производством и поставками спецтехники. Несколько лет назад все началось с малого: создания цифровых двойников для контроля и диагностики работы машин. Так была создана платформа «Умная дорога». Комплекс включал в себя набор из датчиков, размещенных на машине и контролирующих всю работу навесного оборудования, «планшета водителя», через который оператор получает задания и отчитывается об их выполнении, и интеллектуальной транспортной системы, принимающей в автоматическом режиме заявки, выбирающей оптимального исполнителя и контролирующей выполнение задания.

Развитием «Умной дороги» стал «Монитор мэра» — инновационный программный комплекс, направленный на модернизацию управления дорожно-коммунальной отраслью. Система содержит в себе полный цифровой двойник задач и регламентов, необходимых для эффективного выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети, и обеспечивает назначение задач и контроль их выполнения в режиме реального времени.

Меньше чем за год после внедрения «Монитора мэра» в Калужской области в 1,5 раза выросло число выполненных коммунальных работ, при этом время на их исполнение сократилось в два раза. Содержание дорог стало более предсказуемым и контролируемым — на 90% сократилось число сбоев и нештатных ситуаций, а сама техника стала работать эффективнее — расход топлива сократился на 38%.

Павел Теплов, директор по инновациям: «Цифровые технологии дают объективную оценку без участия человека и сухую статистику того, что выполнено и не выполнено в реальном времени. Первый основной элемент цифровых механизмов — это цифровой двойник задач. Это фактически переведенный в системный вид набор всех задач на каждом квадратном метре обслуживаемой территории.

Сам процесс создания цифрового двойника уже связан с первым эффектом оптимизации, потому что вычищаются ошибки. То есть, когда происходит оцифровка наглядно, на уровне карты, и приземляются эти задачи, выявляются несоответствия ПДД, задвоения задач, технологические нюансы — и все это можно поправить уже на первой неделе проекта прямо в рамках оцифровки, так как происходит некая ревизия задач.

Вторая важная часть, чтобы цифровой двойник не остался просто поставленной задачей, а действительно трансформировался в полезный инструмент для городского управления, обеспечивается сбор данных непосредственно с машин. Система должна понимать, что происходит на каждом метре участка — и сопоставлять с задачами».

Наиболее крупными проектами по бортовым электронным решениям на текущий момент являются наукоемкий проект «Бортовая система точного взвешивания грузов» и «Бортовая система управления навесным оборудованием «Бузина».

Первая не имеет российских аналогов и гарантирует точный контроль расходования реагентов в любых геозонах, контроль загрузки и предотвращение несанкционированного сброса благодаря возможности измерения в движении.

Вторая повышает эффективность и упрощает работу оператора по управлению разнообразными наборами навесного оборудования, установленного на машине. Она оснащена эргономичным джойстиком и пультом с цветным экраном диагональю 7 дюймов.

Идея создания «Бузины» принадлежит Алексею Черепанову, директору департамента развития ООО «Меркатор Холдинг»:

«На машине может быть установлено одновременно до 4 единиц оборудования, за которым нужно следить, регулировать, включать и выключать. Как справиться с управлением, если у тебя всего пара рук, ног и глаз? Нужен был прорыв. И тут нас осенило — джойстик. Идеальный вариант. Куча кнопок под разные функции. Идеальная эргономика. Не отрывая от него руки, а взгляда от дороги, водитель может управлять отвалом, осуществлять не только поворот и подъем, но и переводить в плавающий режим, а также управлять вторым ножом».

На сегодняшний день «Меркатор Холдинг» является не только создателем собственных цифровых решений, но и интегратором модулей сторонних разработчиков. Использование стандартных открытых протоколов дает возможность связать различные системы быстро и без потери производительности — все для того, чтобы клиенты получили комплексное и окончательное решение проблемы. Наши цифровые продукты помогают перевести содержание дорог в интеллектуальную плоскость, автоматизируя рутинные процессы и предоставляя руководителям объективные данные.

Система мониторинга транспортных средств. Это автоматизация и интеллектуальная поддержка принятия операционных решений благодаря анализу цифровых моделей маршрутов, событий, логистических бизнес-процессов, мониторингу состояния ТС, объемно-весовых параметров грузов, контролю стиля вождения и соблюдения ПДД. Система повышает скорость доставки почтовых отправлений клиентам, снижает расходы на ремонт, эксплуатацию, ТО и стимулирует постоянный рост качества логистической функции. Благодаря оптимизации маршрутов менее чем за два года работы удалось сэкономить более 120 тыс. литров топлива, а каждое ТС, задействованное в системе, наделено интеллектуальными функциями и позволяет увидеть полную картину логистической цепочки.

Комплекс Экологического Мониторинга. Это интерактивный мониторинг и цифровой двойник экологической обстановки, позволяющий отслеживать состояние окружающей среды в онлайн режиме. Комплекс распознает РМ-частицы 2.5 и 10 фракций, прогнозирует движение воздушных масс с превышением ПДК и осуществляет контроль поднадзорных объектов. К комплексу также интегрируется модуль управления и контроля выполнения территориальных схем обращения с отходами, позволяющий отслеживать перемещения ТС и контролировать нормативы вывоза и следование заданному маршруту, фиксировать работу механизмов. Дополнительно система интегрируется с модулем обращения граждан, позволяющим каждому жителю фактически влиять на чистоту города посредством создания задач для ответственных служб.

Цифровой завод. Это мониторинг и диспетчеризация работы производственного транспорта с последующим повышением эффективности использования и снижением себестоимости готовой продукции. Теперь всего в пару кликов оператор может составить персонализированный отчет, в режиме реального времени посмотреть детальную информацию о ТС и маршруте или поставить задачу на перевозку груза.

Единая платформа дистанционного мониторинга здоровья сотрудников. Эта программа дистанционно контролирует здоровье человека и формирует для ответственного должностного лица объективную картину психоэмоционального и физического состояния. В состав системы входят стационарные и носимые датчики: ТмТ-монитор, не имеющий аналогов по своим возможностям на российском рынке, и измерительный терминал, сокращающий время ежедневных медосмотров персонала до 72 секунд на человека. Применение системы позволяет оптимально спланировать графики смен с учетом отдыха и восстановления работников, продлевать их профессиональное долголетие и, говоря простыми словами, сохранять здоровье и жизни.

Дополнительно, предвосхищая тенденции рынка, создается Система моделирования процесса перехода на альтернативные виды энергии. Аналитическая платформа предоставляет инструменты моделирования процессов применения техники на альтернативных видах топлива, моделирования инфраструктуры зарядных станций и заправок нового типа, а также используется для расчета снижения углеводородного следа.

ЭКСПОРТ

Как вы уже знаете, «Меркатор Холдинг» начинал как импортер спецтехники и оборудования. Но время не стоит на месте и сейчас компания уже продает за рубеж свою продукцию — и машины, и программные разработки.

Александр Белогорцев, президент компании «Меркатор Холдинг»:

«В настоящее время подписаны соглашения по поставкам в Узбекистан и Казахстан. Направление экспортных продаж до недавнего времени было не очень развито в компании «Меркатор Холдинг», и Узбекистан для нас является новым направлением. Для нашей команды — это новый вызов. Помимо того, что нужно развивать работу с новыми клиентами, в этой стране есть свои технологические особенности уборки, отличные от российских в связи с климатическими условиями. Для нас очень важно, чтобы наша техника, с одной стороны, встроилась в существующую систему уборки, но при этом повысила ее эффективность, модернизовала. Потенциал поставок в Узбекистан очень высок, и мы планируем укрепить лидерские позиции поставщика коммунальной техники на этом рынке».

Машины, поставленные в Узбекистан, оборудованы системой управления «Бузина» и подключены к интеллектуальной системе «Цифровой город». Холдинг заключил соглашение с компаниями, которые будут осуществлять сервис машин, а также взял на себя обучение операторов техники.

ЦЕННОСТИ

Безотносительно того, что производит предприятие, конечная цель — удовлетворение потребностей людей. «Меркатор Холдинг» производит технику, которая работает и на федеральных трассах, и в небольших двориках. Наша техника делает дороги чище, удобнее, безопаснее, и в конечном счете — лучше. Наши IT-разработки призваны сделать более простым и одновременно более эффективным управление городским хозяйством или промышленным предприятием, контроль экологической обстановки или здоровья сотрудников. Это значит, что управленцы будут тратить меньше времени на рутинные операции и уделят больше внимания задачам стратегическим — поиску решений, которые делают жизнь лучше.

Александр Белогорцев, президент компании «Меркатор Холдинг»:

«Основной ориентир для нас — это запрос клиента. Мы не выпускаем серийную технику, каждая выпущенная машина на нашем заводе — это разработка нашего конструкторского бюро под конкретные задачи».



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться